В мире существует бессчетное множество фестивалей короткометражного кино. Однако, если речь заходит о знаменитых, крупных или тем более легендарных, то оказывается, что в действительности смысл имеет упоминать не такое уж и большое количество названий, даже всезнающая Википедия сообщает нам только о 44 фестивалях короткого метра в мире. Постараемся, впрочем рассказать понемногу о каждом, а начнем с того самого Internazionale Kurzfilmtage Oberhausen, который настолько уже легендарен и настолько основателен, что казалось бы, и говорить о нем излишне. Но это не так - будучи крупнейшим кинорынком в Европе, фестиваль привлекает ежегодно такое огромное количество журналистов, продюсеров, режиссеров и других профессионалов от кино, что рядовому зрителю (как в тех же Каннах или Венеции) практически никогда не удается проникнуть в залы премьерных показов. Что в конечном итоге (в отличие от тех же Канн или Венеции) приводит к тому, что фестиваль оказывается в некотором вакууме собственного суперпрофессионализма.
Итак, Международный Фестиваль Короткометражных Фильмов в Оберхаузене был основан в 1954 году, в то самое время, когда Европа потихоньку стала оправляться от послевоенного шока, а национальные кинематографии выкарабкиваться, как из творческого, так и финансового кризиса (который привел в итоге не только к появлению неореализма, но и к расцвету короткометражного кино). За 55 лет своего существования он сумел стать одним из наиболее значимых событий в области кино, а не просто выбить пожизненную строчку в киноэнциклопедиях «старейший фестиваль короткометражного кино в мире». В этом фестивале принимали участие такие режиссеры и деятели кино, как Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Роман Полански, Александр Клуж и Вернер Херцог, а также режиссеры более позднего периода Ульрик Оттингер, Ромюальд Кармакар, Пипилотти Рист, Жан-Пьер Жене и Франсуа Озон. Многих из них именно фестиваль в Оберхаузене сделал по-настоящему знаменитыми и дал дорогу в большое кино.
В этом году Internazionale Kurzfilmtage Oberhausen празднуют свое 55-летие и начинаются 30 апреля. Будем надеяться, что свое место в программах фестиваля займут и российские кинематографисты, которые из года в год не просто участвуют в конкурсе, но и с завидным постоянством берут там призы. Впрочем, об их достижениях в Оберхаузене читайте наш следующий материал, а пока хочется закончить цитатой из статьи Анжелики Артюх, опубликованной в крупнейшем киноведческом журнале «Искусство Кино» по итогам прошлого фестиваля: «фестиваль в Оберхаузене — своего рода лаборатория, соединяющая эксперимент и анализ. Это проблемное пространство, школа просмотра и школа социальной критики. Самые яркие работы, казалось, взрывали язык изнутри, доказывая невозможность его универсальности. Они утверждали, что для современной визуальности любые рамки тесны, будь то документальное кино, анимация, игровое кино, пространство contemporary art или политический активизм».
Продолжение следует...
Комментарии
Подписаться