Кино-видео художник и преподаватель Смольного института свободных искусств и наук Маша Годованная о фестивале в Оберхаузене.
Маша: ...так о чем мы?
Дмитрий: Об Оберхаузене конечно же.
М: Ах, об Оберхаузене. Это известный фестиваль независимого кино. Организовался как следствие немецкой новой волны, очень старый и очень именитый. Надо только вспомнить, когда у меня там был показ (смеется).
Д: Он 55 лет в этом году празднует.
М: И создавался он самим Клюге. Как раз, когда Херцог, Фассбиндер и другие режиссеры манифест подписали, словом, это было началом немецкой новой волны, новых форм в кино. В общем, он один из древнейших фестивалей независимого кино, но я, честно говоря, на нем сама ни разу не присутствовала, не посчастливилось. Но у меня была там показана одна работа. В 2006 или 2007 году — «Без названия», где девочка танцует. Забавно, что он был показан в рамках конкурса детских фильмов. Это конечно очень мило — фильм вроде бы является комментарием на детство, и девочка там танцует, но в детском конкурсе увидеть себя я никак не ожидала.
Д: А с другими фестивалями какие отношения у Вас? Наблюдаете за ними?
М: Да, регулярно отправляю им свои работы, регулярно получаю отказы, гораздо реже приглашения.
Д: И среди всех фестивалей, за которыми Вы следите, на которые Вы отправляете свои работы, Оберхаузен какую позицию занимает лично для Вас?
М: Я не знаю насколько он конкурирует сейчас, например, с Роттердамским фестивалем, потому что, насколько мне кажется, для режиссеров гораздо важнее попасть на Роттердамский фестиваль, который сейчас значительно выдвинулся вперед.
Д: Причем это ведь совсем недавно произошло?
М: В целом да, тенденция последнего времени такова, что среди моих друзей-киношников попадание в Роттердам гораздо важнее, чем в Оберхаузен, но это скорее европейский взгляд. Я была там в прошлом году и встретила действительно всех, абсолютно всех, кого могла там встретить — из Америки, из Франции, из Англии... Он сейчас как магнит, который всех притягивает. Опять же там традиционно очень сильная программа именно экспериментального кино. В прошлом году, на последнем фестивале победили фильмы, которые сделаны совершенно вручную, в домашних условиях...
Д: Неужели видео?
М: Нет, кино, 16мм. Это Бен Риверс c фильмом «Ah, Liberty!». Еще фильм Джини Лиотта «Observando El Cielo» и несколько других, сейчас не вспомню...
Д: Вот мы с Вами буквально на днях видели программу национального кино с фестиваля в Оберхаузене, можете как-нибудь прокомментировать? Насколько эти фильмы попадают сейчас в общемировую тенденцию развития независимого кино, отстают, опережают?
М: Я не думаю, что можно говорить о том, как что-то отстает или опережает, могу сказать только интересны ли эти фильмы лично мне. Разумеется, какие-то интересны, какие-то — нет. Очень любопытно было смотреть фильм про лес («Путешествие через лес»). Он привлек своей иносказательностью.
Д: А про бабочек помните?
М: Про бабочек? Не то, чтобы не понравился, но, знаете, он на меня вообще никакого впечатления не произвел. Зато вот последний фильм, в котором актер и режиссер пытались ставить «Гамлета» («Городские трагедии»), искали новую интерпретацию, был интересен. Было интересно, к чему они наконец придут.
Д: То есть сюжет?
М: Ну да, в таких случаях правда всегда встает вопрос, насколько фильм разыгран (речь идет о документальном фильме — прим. ДМ), не представленно ли все это специально для камеры.
Д: Первый фильм зато не просто документальный, а «классическая документальная лента».
М: Да, очень верно вы сказали: «классический документальный фильм». Я должна признаться, что от Оберхаузена я больше получаю отказов, чем приглашений. А в таком случае всегда очень интересно, какие фильмы они принимают.
Д: Похоже на то, хотя фильм про актеров тогда явно выбивается. Как он попал в пятерку главных немецких фильмов по версии Оберхаузена — загадка.
М: В целом да, конечно, смотреть более получаса на то, как мечется несчастный актер не каждому под силу.
Д: И визуально он решен, ну не знаю, спорно что-ли.
М: Возможно, конечно был поставлен некоторый эксперимент над зрителем, хотя мне лично было интересно. Визуально да — документальный материал, не более.
Д: Интересно тем не менее, что у Оберхаузена достаточно разносторонний взгляд на то, что они продвигают, что показывают.
М: Конечно. Понравился фильм про девушку (она на афише фестиваля — прим. ДМ), которая так долго и навязчиво смотрела в камеру — кажется просто, но так изящно сделано. Очень эффектно. Хочется конечно посмотреть больше фильмов.
Д: Тогда ждем Вас 22-23 мая на международной программе фестиваля.
М: Спасибо.
Интервью: Дмитрий Миронов
Комментарии
Подписаться