Среди всех моделей кроссовок Air Jordan очень сложно выбрать объективно самую лучшую. Каждые из выпускавшихся номерных кроссовок этого бренда — это всегда слоёный пирог из инновационных технологий, качественных материалов, неожиданных, и подчас непредсказуемых дизайнерских решений, а также неординарных рекламных компаний.
Любая из моделей чем-то уникальна, у каждой есть свой шарм и стиль, и рассказывать о каждой из них можно достаточно долго. Однако, несколько моделей кроссовок в истории этого бренда можно смело назвать эпохальными, и одной из таких моделей, без сомнения, является вышедшая в феврале 1992-ого года Air Jordan VII. Именно в этой обуви Джордан в третий раз завоевал титул самого результативного игрока Национальной Баскетбольной Ассоциации, а также во второй раз выиграл со своей командой Chicago Bulls титул чемпионов НБА, разгромив в серии игр плей-офф команду Portland Blazers. Именно в этих кроссовках Майкл Джордан в составе сборной США по баскетболу завоевал золотую медаль на 25-ой летней олимпиаде в Барселоне, победив в решающем матче сборную Хорватии с отрывом в 32 очка. Именно в модели Air Jordan VII Майкл заработал 64 очка за одну игру в состоявшемся третьего марта 1993-его года матче против команды Orlando Magic. В общем, в карьере великого баскетболиста было достаточно моментов, ассоциирующихся с данной моделью спортивной обуви. Достойна небольшого рассказа и сама идея создания этой модели. Пришедший работать в Nike бывший архитектор Тинкер Хэтфилд, ответственный за дизайн многих классических моделей Air Jordan, известен тем, что брал идеи для новых кроссовок из самых разных источников. Если для Air Jordan V прообразом послужили американские истребители времён Второй Мировой войны, то в Air Jordan VI были элементы, напоминавшие спойлер Porsche Майкла Джордана. Но для седьмой модели источником вдохновения послужили далеко не чудеса техники и механики. Тинкер Хэтфилд всегда прислушивался к пожеланиям именитого баскетболиста касательно новых моделей, и для Air Jordan VII Майкл очень захотел получить нечто одновременно молодёжное и смелое, но в то же время утончённое и изысканное. Дизайнер долго думал над этим требованием, и не мог найти ничего подходящего, пока не наткнулся в каком-то магазине на плакат с рекламой радиопередачи цикла Afropop Worldwide, — еженедельной музыкальной программы, знакомящий жителей Америки с искусством народов стран Африки.
Логотип Afropop Worldwide
Центральным элементом плаката была гитара в форме Африки, украшенная разноцветными восточноафриканскими орнаментами, и эти орнаменты так запали в сердце дизайнера, что после долгих уговоров продавца в магазине ему удалось купить этот плакат за 15 долларов*. Так вот, именно в орнаментах с того плаката создатель кроссовок для Майкла Джордана увидел тот самый симбиоз дерзкого и утончённого, что нашёл отражение в новой модели кроссовок Jordan. Особой дерзостью было отсутствие на обуви какого-либо упоминания о том, что это кроссовки Nike. Ни надписей, ни логотипа «свуш», только силуэт летящего с мячом Джордана**, число 23 на заднике и слова Air Jordan на язычке. Подобная дизайнерская находка вызвала бурю эмоций у боссов Nike и слегка подняла продажи валидола в прилежащих к штаб-квартире компании аптеках, однако Хэтфилд был непреклонен. Каждая из предыдущих моделей имела ошеломляющий успех, и каждый человек, хоть раз слышавший имя Джордана и так знал, в каких кроссовках он играет, поэтому никаких дополнительных указаний на то, что это продукция фирмы Nike не требовалось.
Из технологических новинок в этих кроссовках следует отметить эксклюзивную для Nike технологию Huarache, получившую своё название от традиционных мексиканских кожаных сандалий гуарачи. Эта технология обеспечивала практически идеальное «прилипание» ноги к подошве, что добавляло столь необходимой в баскетболе манёвренности и уменьшало травмоопасность. Сущность технологии заключалась в специальном, вшитом внутрь кеда толстом неопреновом носке, плотно облегающим ногу. В начале 90-ых компания Nike выпустила целую серию моделей с данной технологией, причём часть из них была настолько популярна и удачна по дизайну и тактико-техническим характеристикам, что они регулярно перевыпускались компанией, начиная с 2000-ых годов. Кроме huarache, Тинкер Хэтфилд использовал в кроссовках традиционную воздушную подушку AIR (впервые после выхода Air Jordan III в подошве отсутствовали прозрачные вставки, делающие данную подушку видимой в районе пятки кроссовка), а для материала внешней стороны кед был выбран дюрабук (более прочная и износостойкая альтернатива нубука из искусственных материалов) и высококачественная кожа.
Изначально было выпущено пять расцветок кроссовок Air Jordan VII. Самая светлая из них получила прозвище «Hare» — заяц, из-за того, что общие цвета повторяли бело-серебристую расцветку меха зайца, а также из-за того, что в рекламном ролике этих кед одну из главных ролей сыграл главный кролик всея Голливуда Багз Банни, променявший морковку на баскетбольный мяч и помогавший своими прыжками и ужимками Майклу Джордану на баскетбольной площадке.
Air Jordan VII Hare
После выхода этого ролика, для продвижения продаж модели в несколько крупных магазинов Nike Town по всем Соединённым Штатам вместе с первой поставкой кроссовок Air Jordan VII пришли кеды большого размера, общей расцветкой, материалами и очертаниями повторяющие новую модель, но заточенные под заячью лапу.
Air Jordan VII Bunny
Однако, намного более известным рекламным роликом для седьмой модели Jordan стал клип с участием другого персонажа. В 1992-ом году для съёмок своего клипа «Jam» Майкл Джексон пригласил не только тяжеловесного рэппера Heavy D и юных дарований от хип-хопа Kris Kross (кстати, где эти люди сейчас?), но и своего тёзку баскетболиста. Во второй части восьмиминутного видеоклипа можно легко опознать тёмно-бордовые Air Jordan VII на ногах чернокожего лидера Chicago Bulls.
Air Jordan VII Bordeaux
Кроме этих двух цветовых решений огромной популярностью пользовалась «олимпийская» расцветка этих кроссовок. Они отличались не только цветами, но и цифрами на заднике, — в Барселоне, в составе олимпийской сборной СЩА по баскетболу, получившей прозвище «Dream Team» из-за крайне плотной концентрации игроков высочайшего класса в рамках одной команды, Джордан выходил на площадку под номером 9, и на седьмых Air Jordan олимпийской расцветки вместо числа 23 на заднике красовалась девятка.
Air Jordan VII Olympic
Air Jordan VII, помимо остальных достоинств и инноваций, стали первой моделью, мнения о которой в кругах поклонников разделились. Видимо, из-за большого числа принципиальных отличий от предыдущей модели часть поклонников бренда отнеслась к данным кедам крайне негативно, а другая считала их лучшими из выпущенных компанией Nike кроссовок, носивших имя великого баскетболиста.
С начала 2000-ых годов Nike начинает перевыпуск этой модели, причём каждая новая расцветка раскупается на ура. К самым интересным переизданиям можно отнести выпущенные к олимпиаде в Пекине Air Jordan VII, повторяющие традиционную олимпийскую расцветку, но с несколькими дополнительными штрихами, повторяющими стиль знаменитого испанского художника и скульптора Хуана Миро, ушедшего из жизни всего за несколько месяцев до Олимпийских игр 1984 года. В 1992 году олимпийская сборная США по баскетболу заработала свои золотые медали как раз в родном городе испанского художника. В комплекте с этими кедами также было дополнительно пять пар шнурков, повторяющих цвета олимпийских колец.
Air Jordan VII Miro
Литография Хуана Миро к Чемпионату Мира '82 в Испании
Также достоин отдельного упоминания набор из двух пар кроссовок «Defining Moments Pack 60+ Bulls vs. Magic». Начиная с 2006-ого года бренд Джордан начинает выпускать наборы, в которые входят сразу 2 пары кроссовок Air Jordan. Такие тандемы носят общее название «Defining Moments Pack» и включают в себя модели, которые Джордан носил в поворотные моменты своей карьеры. Набор из двух пар Air Jordan VII посвящён игре Chicago Bulls и Orlando Magic, состоявшейся 3-его марта 1993-ого года, именно тогда Джордан набрал 64 очка за игру. Одна пара из набора повторяет цвета команды Джордана, другая — его оппонентов, а на язычках кед указана дата игры и результат Майкла. Кстати, заказать этот набор с доставкой в Россию можно на сайтах Pickyourshoes.com и Bnyconline.com.
Air Jordan VII Defining Moments Pack 60+ Bulls vs. Magic
* Вообще, это уже какая-то тенденция для Nike — сам логотип компании был куплен у студентки Кэролин Дэвидсон за 35 долларов, основной мотив для Air Jordan VII – за 15… И если в 1983 году, когда Кэролин ушла из Nike, председатель совета директоров компании Фил Найт пригласил её на корпоративный ужин и в перерыве между рябчиками и ананасами преподнёс создательнице узнаваемого во всём мире «свуша» бриллиантовое кольцо с копией логотипа на нём и толстенький пакет с акциями компании, то ни создатель плаката Afropop, ни продавец в том магазине какие-то дополнительные бонусы кроме полутора десятков американских долларов не получили. По крайней мере, история об этом умалчивает...
** Впервые этот логотип, названный Jumpman, был размещён на модели кроссовок Air Jordan III волевым решением Тинкера Хэтфилда в 1988-ом году, при этом сам Джордан своего согласия на использование его изображения не давал.
Комментарии
Подписаться