Известнейшие бразильские граффити художники Os Gêmeos рассказывают о своем творческом пути
Os Gêmeos — граффити художники из Сан Пауло, Бразилия, а по совместительству еще и братья близнецы. Они начали рисовать в 1987 году, постепенно заработали авторитет и стали наиболее влиятельными на местной граффити сцене. В своих работах они часто используют выдуманных желтокожих персонажей, которые дополняют весь спектр их работ: от тегов до целых стен. Тематика варьируется от семейных портретов до комментариев социальной и политической обстановки в Сан Пауло и бразильского фольклора. Их граффити стиль сформировался под влиянием традиционного хип-хопа и бразильского граффити движения. Мы встретились с близнецами и обсудили легально разрисованные поезда, историю возникновения этой практики, а также многое другое.
Os Gêmeos — что это значит за исключением двух братьев?
Это означает близнецы, семья, партнеры, друзья, полнота, похожие миры, похожие мечты... «Один мир, один голос»
Да, мы начали в одно время. В детстве мы всегда были вместе, шли по своему пути. В 80х мы все больше погружались в хип-хоп культуру. Знаете, все эти штуки связанные с брейкдансом, рэпом, музыкой и конечно же граффити. В 1986 году в Бразилии трудно было вообще что-то делать, времена были нелегкими. У нас никогда не было денег на краску, а если удавалось найти, то на многоцветную палитру тоже нельзя было рассчитывать. Заливку мы делали обычной краской, валиками, а аутлайны баллонами, хватало только на это. Дешевый вариант — граффити по-бразильски.
Кто тогда был на вершине, за кем вы следили?
Тогда впереди были такие художники как John Howard, Tupi Nao Da, Alex Valauri. Они по большей части делали трафареты и кое-кто делал куски.
Это было классическое граффити?
Не совсем, мы и другие пареи начали с так называемого хип-хоп граффити со шрифтами и брейкданс персонажами. У нас было отличное местечко — “Metro Sao Bento”, где все время собирались райтеры, би-бои, рэпперы и ди джеи.
Оглядываясь назад, можно ли назвать то время лучшим в вашей жизни?
О да, это было просто волшебное время, множество известных имен появились именно тогда, в конце 80х, к примеру Thaide Dj, Hum, Racionais и многие, многие другие.
Где вы доставали информацию о граффити, может быть в каких-тожурналах того времени?
Хм, было очень трудно найти какую-то информацию о хип-хоп культуре. В 1988 мы впервые увидели книги Subway Art и Spraycan Art. Следующей поворотной точкой можно назвать 1994 год, когда мы встретили Barry McGee также известного как Twist. Barry показал нам множество вещей. Хорошие теги, фэт кэпы, поразительные куски, и он рассказал нам о фильме Style Wars. Так что информация приходила к нам с изрядным запозданием, но мы получали эти новости от действительно хороших и интересных людей. Это всегда полезно — делиться и открывать новые вещи, учиться вместе.
Как у вас шли дела в 90е? думали ли вы что граффити может стать делом вашей жизни?
Нет, никогда. До 1994 и 1995 чтобы получать какие-то деньги приходилось много работать. В банках, на пищевом производстве, в ресторанах и барах. Скучать не приходилось. Тогда мы жили вместе с матерью, старались ей помогать.
Когда все изменилось?
В 1995. Мы уже делали попытки выработать свой собственный стиль икакую-то стратегию в нашем мире. Искали причины что мы делаем и для чего. И опять же Barry был для нас хорошим стимулом. Он жил своим искусством. Мы чувствовали, что что-то должно измениться в нашей жизни. Мы уже занимались какими-то художественными работами, делали оформления магазинов, иллюстрации и конечно же много рисовали на стенах Сан Пауло.
Os Gemeos — это армия из 2 человек, или же вы прибегаете кчьей-то помощи для создания крупных работ?
Мы разрабатываем, придумываем и воплощаем почти все наши работы самостоятельно. Когда мы готовили выставку, то пришлось взять помощников, но они по большей части делали не основную работу: заливали фон, делали какие-то трафареты и подобные вещи, но основную часть работы мы делаем сами.
Вы часто используете желтый цвет, не так ли? Почему?
Желтый и темно красный, это наши любимые цвета. В Сан Пауло многие райтеры имеют свои цвета, по которым можно отличить их работы. Кто-то, например делает работы преимущественно в черном и белом цветах, мы в желтом и красном, есть что-то в этом мистическое, мы верим, что родились в «оранжевое время», 1974 год.
Что вы предпочитаете эмаль или аэрозольные краски?
И то и другое.
Как вы вышли на контакт с европейской граффити сценой?
В конце 90х мы поехали в Аргентину, чтобы разрисовать несколько поездов. В тоже время услышали, что Loomit из Германии остановился в Сан Пауло, и мы решили вернуться, чтобы с ним встретиться. Loomit — оригинальный и великолепный художник. Мы вместе сделали несколько больших совместных работ и многому у него научились, было весело. Это стало началом наших дружеских отношений. Позже он пригласил нас в Мюнхен. Мы правда ничего не знали о Германии и о его родном городе, видели только пару фотографий и книгу 1989 года под названием Munich Graffiti, но это позволило составить нам некоторое мнение о городе и о том, чего следует ожидать.
Понравился ли вам Мюнхен?
Ха-ха, Loomit сразу после аэропорта потащил нас на Октоберфест, а это как ты знаешь лучший способ узнать и прочувствовать культуру Германии. А вообще он оказался хорошим гидом и многое нам рассказал. Во время нашего прибывания в Мюнхене нас пригласили на фестиваль ISART наряду с такими художниками, как Mode2, Espo, Reas, Neon, Codeak, Daim, Toast. Это был очень полезный и интересный опыт, встретится, пообщаться и порисовать с теми людьми, за которыми ты до этого только наблюдал со стороны. Mode2, Pride и Bando мы знали только по книжкам. Встреча с ними дала нам ощущение, что мы делаем что-то общее, что-то большое, что мы все в одинаковых лодках, но в разных реках, которые время от времени пересекаются. Мы обменивались нашими стилями, мнениями, взглядами, фотографиями. Это была отличная возможность.
После этого вы объехали весь мир, где вам нравится больше: в Нью-Йорке или в Берлине?
И там и там. Мы любим оба эти города. Берлин прекрасный город с очень хорошими райтерами и изумительными стилями. А Нью-Йорк — место где все зародилось, очень особенный город с богатым историческим наследием, с множеством отличных райтеров, где все изменяется и всегда можно увидеть что-то новое.
Какие вы сейчас испытываете чувства чувства в связи с прошедшей в начале нулевых в Гамбурге выставкой Urban Discipline? Для Германии это было настоящим событием, в котором приняло участие множество граффити райтеров, оно стало своеобразной точкой отсчета.
Да. Для нас это тоже было очень важно. Один из тех больших шансов, которые редко выпадают. Мы встретились с разными художниками из Германии и вообще Европы, каждый из них дал что-то свое для этой выставки. Мы тоже оставили там свой небольшой след, след Бразилии, то, во что мы верим. Помню, как многие люди не понимали что мы там делаем, на этой выставке, они не догадывались, что граффити в Бразилии тоже популярно. Организаторы: Daim, Tasek, Daddy Cool, Stohead и другие, долго и усердно работали над этим проектом, и только благодаря этому, он вообще был воплощен в жизнь. Сам процесс был очень интересен, все помогали друг другу, не было соперничества, вокруг царила гармония. Мы и сейчас очень уважительно относимся к этому проекту. Кажется, это была одна из первых крупномасштабных выставок, перенесших граффити с улицы в пространство галереи. Это было крупнейшим мероприятием в Европе. Оно позволило многим художникам, таким как Daniel Man, Daim, Banksy и другим заявить о себе.
Спустя годы, художественные выставки, книги, фильмы, что такое граффити для вас сейчас, в 2010 году?
В конечном итоге это искусство.
Расскажите подробнее, что есть искусство?
Мы не знаем, нам 36 лет, но мы еще не знаем что это такое. Извини, все что нам известно — это то, что мы любим то, что делаем, мы в этом свободны. Это прекрасно когда никто не говорит тебе что, как и когда делать. Там нет критики, галеристы или художественные коллекционеры не пытаются менять то, во что мы верим. Мы делаем это вместе с братом и друг для друга. Некоторые люди называют это искусством, хотя может быть искусство это совсем не то, что мы так зовем. Кто знает...?
Ваши шрифты и персонажи очень просто узнать. Для нашего времени большая редкость видеть художников с уникальным стилем. Можете ли вы назвать свой стиль типичным для Бразилии или же он никак не связан географически с каким-томестом? Говорят, что вы повлияли на многих художников и граффити райтеров, это верно? В чем по вашему мнению разница между воровством идей и тем что люди, делая свои работы, вдохновляются вашими?
Что касается нас самих, то мы всегда вдохновляемся жизнью и мечтами. Бразилия — страна с развитой и богатой культурой, это касается различных аспектов. Мы выросли в Сан Пауло, нас учила улица, мы жили ее духом, все, что мы знаем, мы открыли сами. Граффити открыло нам многие двери и после этого уже другие культуры стали оказывать на нас влияние, мы стали использовать различные элементы из разных культур. Иногда мы изображаем простые моменты в жизни, сумасшедшую жизнь, иногда мы любим спрашивать, кричать. Мы как голос человека, который не может молчать. Улицы дают возможность знакомится с другими людьми, так что на улице мы чувствуем себя как дома. Ты учишься все время, учишься быть сильным, чтобы защитить себя. Главное, чему учить улица — не быть поддельным. Если это не так, то рано или поздно маска упадет. Ты должен быть понятным, защищать то, во что веришь, за тебя скажут стены и поезда, а не люди. Стены объяснят кто ты такой. Не медиа, стены связываются с тобой, передают послания. Странно видеть, как глобализация и быстрые способы связи сводят людей с ума. Путать людей и вводить в заблуждение, это способ понять что ты делаешь для себя, что ты пишешь и что ты рисуешь на улицах, потому что каждая вещь, которую ты делаешь, коммуницирует с людьми тем или иным образом. Наши надписи изменили многое. Мы начинали традиционными вайлд стайлами, мы думали что это наилучший вариант. В букве «e» больше экспрессии и баланса, в «s» больше счастья, но если надо быть агрессивнее — без проблем. Буквы разговаривают с вами. Иногда это было как камуфляж, ты не понимаешь, но есть парень за всем этим, который смотрит тебе в глаза. Ты его не видишь, но он видит тебя. Персонажи появлялись из наших фантазий, из жизни, из Тритеза (наш особенный мир), это слишком сложно для объяснения.
Так что насчет разницы между воровством идей и созданием своих работ, вдохновляясь чужими?
Да, конечно, мы и сами копировали чужие работы, лет эдак 15 назад, из фильмов и книг. Мы это делали для того, чтобы разобраться в этом, чему-тонаучиться. Но это продолжалось не долго, мы все больше и больше работали над своим собственным стилем. Воровство и вдохновление чем-тоэто совершенно разные вещи. Если ты копируешь чужие работы в этом нет никакого творчества, а вот если вдохновляешься, то ты уже создаешь что-тосвое собственное, отличающееся от остального.
Что думаете о классическом шрифтовом граффити, привлекает ли оно вас сейчас также как и раньше?
Нам очень нравятся хорошо выполненные граффити, стиль очень важен. Не количество, а именно стиль. Создание линий, соединений, конструкций — это завораживает. Мы любим бомбы, теги, троу-апы. Нам нравится их делать, просто, без лишних цветов и сложного фона — только буквы. Это классно!
Если придется выбирать между поездом, огромной стеной или холстом, что вы выберете и почему?
Это зависит от множества вещей, что за день, выспался ты или нет и т.д. .. Между холстом и поездом невозможно выбирать, это 2 абсолютно разных мира. Галереи и музеи — это не граффити для нас. Вещи, которые делали нас лучше, больше, развивали нас — это персонажи, истории, концепты, скульптуры и инсталляции. А вот шрифты и имена это никогда не было причиной выставляться в галереях. Они должны быть на улице, на стенах, мы не хотим переносить это в музеи. Многие художники показывают свои навыки на различных художественных шоу, но это не наша цель. залогом нашего успеха стали персонажи и все, что их окружает.
У вас, наверное, много проектов, можете рассказать над чем работаете сейчас, на чём делаете больший акцент, на персонажах или все-таки шрифтах?
Мы делаем много выставок и в свободное время уделяем граффити. Грустно, что не получается делать только граффити, но жить то как-то надо. Ты должен знать, что мир вообще далек от того, что мы зовем граффити, они не понимают что мы делаем. Каждый кто скажет, что граффити ушло в музеи не прав, это полное дерьмо. Совсем разная атмосфера, это нельзя сравнивать. Поэтому мы пытаемся искать другие возможности чтобы показать наши работы. Нам нравится работать в галереях, создавать свой собственный мир, куда ты можешь полностью погрузиться. Скульптуры, инсталляции, немного рисунков. Мы всегда стараемся сохранить свободу, делать то, что нравится нам. Пока мы это делаем, мы никогда не забудем того, откуда пришли.
Пару лет назад мы видели много фотографий с легально разрисованными поездами, расскажите подробнее об этом проекте.
О, это очень долгая история, но попробуем рассказать. Бразилия вообще очень сумасшедшая, веселая, забавная и страстная страна, у нас тут прекрасные женщины, отличная еда, это рай и ад одновременно. В связи с сильным разнообразием культуры внутри страны, почему бы не попробовать убедить железнодорожную компанию в Сан Пауло разрисовать их поезда, абсолютно легально, сделать отличные художественные работы? Итак мы пошли туда вместе с нашим другом Ise и рассказали им о нашей затее. Мы много разговаривали на тему как хорошо это скажется на их компании и как много принесет все хорошего — много пустого трепа. В итоге они согласились на это, но естественно с условием, что окна мы не тронем. Нам это показалось недостаточным и мы пошли дальше — в метро Порто Алегре. Обсуждение заняло много времени, было много встреч и споров. В итоге после нескольких дней вагоны отправили в перекраску, т.к. мы закрасили их с обеих сторон, и проблема окон всплыла снова. Казалось бы, что все провалилось, но мы пошли в другой город, туда, где люди думают по другому. И так далее, от города к городу. В итоге мы сделали 14 вагонов и 25 целых составов в разных городах Бразилии.
Звучит просто ошеломляюще! Где можно узнать об этом подробнее?
В процессе изготовления находится фильм, “The Wholetrain Project”, и кроме того вот-вот закончим книгу.
Каким вы видите будущее?
Будущее принадлежит Богу, мы наслаждаемся жизнью, вкладываем нашу любовь в творчество. Мы не ожидаем чего-то, мы начинаем дело и доводим его до конца, как запланировали. Последние 15 лет были сумасшедшими, это заняло много времени — показ наших работ миру. Время — лучший ответ на все, время позволяет людям узнать кто они такие. Узнать истину — та особенная возможность, что дает нам время. Сейчас все так быстро, забавно смотреть, мы помним время, когда обменивались фотографиями по почте. У вас всегда есть время и возможность сделать себя лучше. Следуйте своему пути и не тратьте время на всякое дерьмо. Просто ничего не дается, нет легкого пути к известности.
Бывали ли вы в России или Восточной Европе, если да то где и понравилось ли вам?
Да, это круто. 2 года назад мы были в Литве, нам очень понравилось, к тому же наша семья оттуда. Столько нового и интересного, это было великолепно! Туда нам очень нравится ездить, но вот в России, к сожалению, еще не были, но с радостью приедем. Кажется, там очень хорошая граффити сцена, качественные стили, красивые девушки, прекрасная еда и интересная культура! Надо ехать! Еще хотелось бы попасть в Финляндию и Норвегию, интересно посмотреть как там у них дела.
Мы видели несколько прекрасных совместных работ с Алексом Факсо (Alex Fakso) для галереи Патриции Армочиадо в Милане. Вы взяли самую большую фотографию из его книги и перерисовали ее в своем стиле. Как все это произошло?
Было забавно, нам понравился результат, вышло отлично! Привет и уважение Алексу! Он отличный фотограф, все делает правильно. да и вообще у нас много друзей в Италии.
Как у вас с фотографией?
Иногда снимаем сами, ловим какие-то интересные ситуации вокруг рисования на улице, чтобы зафиксировать сам процесс, как все это происходит. Нам нравятся натуральные, естественные фото, но мы не фотографы. Нам просто нравится иногда снимать.
Как сейчас дела в Бразилии?
Много хороших граффити художников. Мы проводим семинары в провинции и на периферии, видим новых парней, которые рисуют очень и очень хорошо, так что есть свои таланты. Нам нравится встречать таких людей, так что граффити живо и развивается.
Чем вы с братом отличаетесь друг от друга?
Один любит сыр, другой — нет, один коротко стрижется, другой — нет, один играет на пианино, другой на скрипке.
И напоследок, какую музыку любите слушать?
Оооо! Все что угодно! Хип-хоп, регги, даб, дабстеп, электронную, экспериментальную, рок-н-ролл, панк-рок, фолк и т.д.
Спасибо, огромное за интервью, хотите что-нибудь добавить?
Вам парни тоже, спасибо, вы делаете хорошую работу, из Бразилии следят за вашим сайтом, ilovegraffiti!
Спасибо. :)
Источник: ilovegraffiti.de
Перевел: Павел Нестеренко (Drez.ru)
Комментарии
Подписаться