Меня часто спрашивают: «Как у вас получается спокойно фотографировать других людей на улице? Я вот так не могу, стесняюсь и боюсь!». Поэтому я решил поделиться своим опытом и наблюдениями с теми, кому интересен такой вид съемки, фотография и путешествия.
Момент первый. Этический.
Сначала я бы хотел сказать несколько слов об этическом моменте в таких съемках. Обычно, люди делятся в этом вопросе на два лагеря – одни яро против «вторжения в частную жизнь», другие не видят в таких съемках ничего плохого.
Моё мнение – нечто среднее.
Чего может бояться человек, идущий по улице на всеобщем обозрении? Его итак уже все видят и безостановочно «фотографируют» глазами. А бояться, на мой взгляд, он может только одного - плохих фото (и вторжения в личное пространство, конечно).
Поэтому, я против нелицеприятных снимков людей. Не опускайтесь до уровня «быдлофото», удаляйте те фотографии, на которых сами не хотели бы оказаться.
Таким образом, я считаю нормальным делать фото человека на улице, при этом, не тыкая ему фотоаппаратом в лицо, не нарушая его личного пространства и не размещая потом явно плохие, унижающие человека фотографии. Да, если человек явно против фотографирования, тоже не стоит настаивать на своем намерении.
Многие ещё пишут – «надо спрашивать разрешение». Я считаю так – всё зависит от ситуации. Все мы по себе знаем, как меняемся, когда готовимся сами сфотографироваться. Поэтому, самые «настоящие» снимки сделаны, когда человек даже не подозревает, что его фотографируют. В профессиональной портретной фотографии мэтры иногда часы съемки тратят на то, что бы человек перестал «стараться», стал таким, какой он есть (на сколько это возможно) и только потом делают тот единственный кадр, на котором глаза человека действительно являются зеркалом души (к уличным съемкам моды это относится меньше).
Например, знаменитый портретист известный под псевдонимом Платон, как–то сказал на своем мастер-классе, где я имел честь присутствовать, что со своими моделями он часто говорит о своей маме. Снимая Путина на обложку TIME он спросил его:
- Любите ли вы Битлз?
- Да – ответил президент.
- А какая ваша любимая песня?
- Yesterday – сказал Путин.
- Вы самый замечательный человек на свете – положив руку на плечо президента, сказал Платон.
«После этого, мы были с ним на равных» - сказал нам на мастер-классе Платон.
Поэтому, для себя я сделал первый главный вывод при съемке людей на улице (и не только): – в идеале надо сделать всё так, чтобы человек даже не заметил моего присутствия\камеры.
Но, как это сделать?
Момент второй. Технический.
Понятное дело, что чем дальше вы находитесь от объекта съемки, тем более незаметно вы сможете сделать фотографию. Но, объектив, с фокусным расстоянием от 200 мм, позволяющий снимать такие сюжеты на расстоянии от 20 метров и дальше, найдется мало у кого. Я снимаю людей на улице на объективы от 16 до 200 мм. Этого хватает для съемки людей на расстоянии от полуметра до 10-15.
Японскую и английскую серию уличной моды я в основном снимал на объектив 70-200 мм. Тем, у кого объектив 400 мм мои советы вряд ли пригодятся (хотя, вполне могут), но, до 200 мм (плюс минус) вполне подойдут.
Выводы тут простые. При съемке людей на улице (в первую очередь именно "персонажи" и "уличная мода") – чем длиннофокуснее объектив (от 200 мм) тем лучше!
Если же у вас другие фокусные расстояния или вообще мыльница без зума – читайте дальше.
Момент третий. Психологический.
Тут мы подошли к самой массовой проблеме. Большинство людей просто бояться поднять свой фотоаппарат в сторону другого незнакомого человека.
Тут я бы хотел протянуть таким людям руку помощи. Наверняка вы помните те моменты в жизни, когда вы стояли на каком-нибудь краю и боялись прыгнуть куда-то в первый раз.
Потом, лишь на мгновение «перестав думать», преодолев свой страх, вы отрывались от земли, и, вынырнув из под воды или вспоминая, как ветер свистит в ушах, вы не понимали, чего боялись. И, сразу мчались обратно, с непреодолимым желанием повторить свои ощущения, но, уже с другим настроем, полностью отдавшись ощущениям.
Поэтому, для того, что бы перебороть свой страх, надо просто начать что-то делать. На мгновение зажмуриться, оторвать ноги от земли и не думать ни о чем, кроме самого действия.
Но! Тут очень важно понимать, что, как и в случае с описанными выше прыжками – главное – безопасность и аккуратность!
Соблюдая определенные правила, вы сможете совершенно спокойно наслаждаться фотосъемкой на улице любых сюжетов и объектов. Просто надо строго их придерживаться!
Поэтому, если вы уже несетесь по улице со своим фотоаппаратом, ветер свистит в ушах, и вы ищите, кого бы сфотографировать, самое время поговорить о том, как это сделать максимально безопасно!
Момент четвертый. Основные аспекты.
Я выделил для себя несколько основных параметров, которые нужно соблюдать или соответствовать им при съемке людей на улицах. В принципе, умный человек отличается тем, что мыслит. Поэтому, чуть подумав, каждый из вас может приложить все эти параметры ко многим вариантам съемки и просто жизненным ситуациям.
Итак, основные моменты, о которых мы поговорим:
- «Наглость» или уверенность
- Скорость
- Маскировка
- Дружелюбность
«Наглость» или уверенность.
Для начала надо понимать, что вы ничего плохого не совершаете. И, что бы вы не делали, надо делать всё уверенно. Часто я называю это «природной наглостью фотографа».
Поездка в другую страну – замечательная возможность попробовать себя в таких съемках. Тут другие, не похожие на нас люди, поэтому, у нас заранее возникает некий барьер (языковой в том числе). Он помогает нам абстрагироваться и относиться к человеку только как к объекту съемки, например, как к памятнику. Я надеюсь, вы понимаете, о чем я и что мои слова не значат, что нужно залазить человеку на шею. Просто относитесь к нему проще, не переживая, что это может ему навредить или расстроить. Если это так, он вам об этом обязательно скажет сам.
Скорость.
А теперь давайте прибавим к уверенности – скорость.
Фотоаппарат, в отличие от нашего глаза, снимает лишь мгновение. Поэтому, очень важно делать всё максимально быстро. Особенно, когда речь идет об идущих по улице людях. Мой фотоаппарат всегда включен заранее, и я стараюсь смотреть «чуть вперед», а не себе под ноги. Чем раньше я замечу интересный для меня объект – тем больше у меня времени на принятие решения как его снять и вообще хотя бы успеть это сделать. Тут очень важный момент – надо, чтобы объект съемки не заметил вас первый (об этом поговорим в пункте «маскировка»).
Поэтому, если ситуация такова, что вы хотите остаться максимально незамеченным, надо сделать всё очень быстро – подготовка к съемке, сама съемка (один\два кадра) и «выход» из съемки.
Маскировка.
Уверенность + скорость + маскировка – это уже больше половины успеха!
Есть два самых распространенных варианта съемки людей на улице:
1. Вы выбираете какую-то позицию на улице и снимаете прохожих.
2. Сами идете по улице и вдруг видите интересный персонаж.
И есть два варианта маскировки – физическая и психологическая.
Первые варианты и съемки и маскировки – самые простые. Можно встать за другого человека, опереться на столб\стену и т.п., каким-то образом «слиться с пейзажем». Это можно делать и из далека, и находясь рядом с человеком. Можно ещё снимать не поднимая камеры, то, что называется «от живота». Я периодически пользуюсь таким методом на объектах с охраной, где запрещают снимать.
В этом варианте у вас уже включен фотоаппарат. А люди проходят мимо. Если вы достаточно незаметны, то можете спокойно поднимать фотоаппарат и снимать. Если же «скрыться» особо не удалось, лучше, заметив интересующий вас объект первыми, поднять камеру и навести на место, где через несколько секунд пройдет этот человек. Обязательно сделайте "преднажим" кнопки спуска и сфокусируйтесь на этом месте.Когда человек будет проходить - вам останется только дожать спуск. Фокусировка занимает время и вы можете просто не успеть.Если он вас увидит, то, вряд ли подумает, что вы снимаете конкретно его, потому что ваш фотоаппарат «для него» был наведен на это место заранее.Опускать камеру лучше тоже через пару секунд.
Иногда, правда, самые шустрые успевают говорить «сорри» и отскакивать в сторону, думая, что мешают вам снимать другой объект. Ну, ничего страшного, мило улыбнитесь и поблагодарите за понимание. Кстати, вспышкой лучше не пользоваться.
В варианте, когда вы сами идете по улице и видите «смотря вперед» интересный персонаж, вы делаете всё то же самое, только быстрее. Потому что у вас меньше времени на маскировку, надо включить камеру, выбрать позицию и т.д.
Так как процесс съемки не физическое действие, то, у человека, которого вы фотографируете, остаются не синяки (не дай Бог!), а эмоциональное ощущение. Остается оно у него только тогда, когда он уверен, что произошло что-то неприятное для него и без его разрешения.Поэтому, психологическая маскировка – это действия, направленные на то, что бы человек не был уверен, что произошло что-то направленное на него.
Вот один из примеров (заодно повторяя пройденное):
Увидев интересующий вас объект, отметив его нахождение и траекторию движения заранее, сразу отведите свой взгляд и удерживайте его только в своем внимании.
Аккуратно включите фотоаппарат (а лучше, чтобы он был уже включен), займите максимально удобную и незаметную позицию и быстро сфотографируйте. Дальше необходимо «выйти» из съемки. Хорошо, если вас не заметили. Если так, вы, не спеша (или быстро) убираете камеру и идете дальше.
Если же человек явно видит, что вы снимаете его (так ему сейчас кажется), сделав необходимый кадр, посмотрите на камере, что получилось в тот момент, когда он почти подойдет к вам и, тут же, покачав недовольно головой, поднимите фотоаппарат и наведите опять точно туда же, где только что снимали его. Всем своим видом покажите, что как раз его наличие в кадре было помехой хорошему снимку.
Подводя итог – главное в маскировке, как физической, так и психологической – остаться незамеченным и не оставить в душе у человека неприятных ощущений.Ключ к этому - максимально скрывать свои намерения и направленное внимание на объект съемки до, во время и после самого процесса.
Дружелюбность.
Если прибавить к перечисленным трем пунктам последний, четвертый, то, это будет полный набор принципов для успешных и безопасных съемок людей. Помните, «злой кулак не бьет по улыбающемуся лицу»! Будьте дружелюбны к окружающим людям и они ответят вам тем же.
Некоторые итоги и наглядные примеры.
Конечно, бывают такие ситуации, где некуда «прятаться», человек просто стоит и ничего его не отвлекает, а у вас в руке мыльница. Тогда просто подойдите к нему и спросите, нельзя ли его сфотографировать, подняв фотоаппарат вверх и улыбнувшись. Я так тоже часто делаю. Редко, кто отказывается.
Если вы снимаете уличную моду, более незаметно это можно сделать не «в лоб», а чуть сбоку. Никто ничего и не заметит.
Некоторые люди так одеты, что вы можете даже не переживать, потому что их уже сфотографировало 200 человек до вас. Просто не тыкайте человеку камерой в лицо. Сделайте снимок и улыбнитесь ему, показав жестом, что он классно выглядит.
А некоторым так хорошо, что просто не до вас.
Пример того, как можно сделать вид, что снимаете что-то ещё. Не все разбираются в объективах. Иногда можно сделать вид, что снимаете крышу. Но, добавив в сюжет, интересующий вас объект.
Самые милые кадры, понятное дело, получаются с детьми. Здесь нужно быть очень аккуратным и следить за реакцией их родителей. Ведь, чаще всего, сами дети готовы позировать часами :-) Я часто сначала всем своим видом показываю, что просто в восторге от этого милого создания. После этого, редкий родитель запрещает мне фотографировать :-) Хотя, вот этот японский школьник всем своим видом показывал полное безразличие к происходящему. Удачно вписавшийся плакат только усилил это впечатление:
Это как раз случай, описанный выше:
Дети, они такие... дети!
Так же можно спокойно фотографировать людей, которые просто точно являются частью пейзажа:
Ну, или точно не успеют вас догнать:
Самые безопасные кадры получаются тогда, когда вы соблюдаете вышеперечисленные советы, а сами объекты чем-то заняты и их внимание отвлечено другими делами:
Иногда можно просто присоединиться к чьей-то съемке.
Бывает, что люди сами, заметив, что вы пытаетесь их сфотографировать, стараются помочь. Как вот, например, эта коллега, специально задержавшаяся в моем видоискателе:
Это к вопросу о скорости и «природной наглости». Бывает, что сам кадр делаешь ещё до того, как тебе показывают, что снимать нельзя. Продолжать обычно не стоит. Или с большой аккуратностью.
Если вы уже хорошо напрактиковались в перечисленных выше принципах съемки, можете попробовать посмотреть не только на человека, но и на то, что находится вокруг него. Увидеть интересное сочетание, необычный момент, связь человека с каким-то объектом. В этом случае женщина заметила меня после съемки и тут же ушла. Но, пользуясь перечисленными принципами, мне удалось снять то, что хотелось:
Кроме этого, многие кадры человека со спины тоже бывают очень интересными. Надо просто увидеть это!
Вот в принципе и все мои советы тем, кто любит и хочет фотографировать на улице, но, не хочет попадать в конфликтные ситуации. Помнить стоит не только о моих советах, но и о законах той страны, в которой вы находитесь.Хороших вам снимков и безопасных съемок!
Источник: Фотожурнал
Комментарии
Подписаться