Проект «Стена» начал свое существование на «Арт-Стрелке» в 2009 г. в качестве открытой выставочной площадки, функционирующей в формате граффити и стрит-арта. Его изначальная концепция, разработанная участниками группы «310» Степаном Красновым и Андреем Целуйко, подразумевала симуляцию так называемых «hall of fame» — нелегальных зон временной автономии уличных художников. Привязанные к безлюдным и неофициальным пространствам города, эти зоны нередко оказываются доступными только для «посвященных». Не включенные в граффити-культуру люди часто даже не подозревают о существовании пространств, и могут узнать о них только случайно, в процессе хаотичного фланирования по городу...
Перенесенный на «Винзавод», проект расширяет свои изначальные интенции — стоя вдалеке от первопроходцев граффити-музеефикации и учитывая тот факт, что деятельность ЦСИ началась с граффити-фестиваля, он предлагает подискутировать на тему самой возможности существования подобных проектов на территории официальных институций.
«Стена» претендует на нечто большее, чем статус открытой выставочной площадки. Это своего рода открытый дискуссионный клуб, актуализирующий внутреннюю и внешнюю проблематику граффити культуры. Помимо демонстрации отдельной работы/художника/тренда, каждая новая экспозиция должна становиться предметным рассуждением, нарративом, отсылающим к конкретным культурным процессам и практикам стрит-арта, к дискурсу об уличном искусстве вообще.
За непродолжительный период существования на «Винзаводе» (10 месяцев) в проекте были представлены работы шести художников: Кирилла КТО, Стаса Доброго, Паши 183, Паши Худого, Антона Мэйка и Ильи Малкина. Все эти работы объединены рефлексивным характером и направлены на междисциплинарную критику сообщества уличных художников. В той или иной манере они затрагивают ту проблемную область, которая наиболее интересует каждого из авторов.
Впервые экспозиция оживилась в июне 2010 г. работой Кирилла КТО «Никто и звать никак», которая практически стала временной мемориальной доской почета для граффити-художников. Причем, это произошло естественным образом, без ведома автора. Распространители своих имен, сами того не подозревая, становились участниками представленной на тот момент экспозиции. Считывая лишь поверхностный смысл, граффити-художники самостоятельно вписывали себя в список, состоящий из множества тэгов (подписей граффити-художников), по всей видимости полагая, что если их тэг окажется рядом с тэгом именитого «райтера», они будут более успешны. И действительно, многие из опрошенных нами «никнеймеров», имена которых были перечислены в работе, были горды тем, что они присутствуют там, абсолютно не обращая внимание на то, что автор включил их в бесперспективную систему и наделил функцией ее винтиков-составляющих «Никто и звать никак».
Работа же Стаса Доброго «Двуличное искусство» более воздушна и не так мятежна. Неагрессивными методами автор обозначает зрителю двуликость и неоднозначность уличного искусства, заглядывая немного вперед и наблюдая возможные горизонты и даже примеривая варианты такого развития на себя. Он не претендует на столь бурную реакцию зрителя или какое-то взаимодействие с ним, но все же пытается донести свое видение.
Так или иначе, работа предыдущего автора и работа Паши 183 «Индустрия» связаны единой тематикой, содержащей в себе проблематику общества потребления, но суженной до сферы искусства. В этих двух работах, а более ярко в работе Паши 183, был выражен тот выстраданный опыт и порочный круг клиентоориентированности, превращающий художника-анархиста в раба собственных материальных интересов.
Используя слащавую и яркую эстетику исполнения, и таким образом сыграв на контрасте с предыдущими художественными слоями, Паша Худой очень удачно отразил не только замкнутость сообщества граффити, основанную на распространении кодов, понятных лишь другим участникам сообщества, но и сам карнавальный дух праздника непослушания и веселья первоначально присущий этому нелегальному и протестному виду искусства.
Изображая в своей работе то, что за стеной, Мэйк старается представить, что стены не существует вовсе, при этом сообщая зрителю, что сама стена-забор и является главной проблемой непонимания, недоверия и замкнутости.
Автобиографическая ремарка Ильи Малкина идеально заканчивает наш почти годовой отчет, успокаивая читателя и вселяя ему долю уверенности.
В наступлении теплой погоды мы планируем увеличить темпы наслаивания граффити работ и запускаем цикл лекций по темам:
- Уличное искусство как феномен (методы и подходы к изучению).
- Уличное искусство в контексте общей истории искусств.
- Искусство, как инструмент изменения образа и функций городского пространства. План монументальной пропаганды.
- Производство и потребление продуктов уличного искусства.
- Граффити и общество.
- Граффити и те, кто с ним борются. Дискуссия.
- Уличное искусство и идентичность.
- Медиа-репрезентации уличного искусства.
- Граффити-индустрия — уличное искусство на службе капитализма, как часть шоу-бизнеса.
- Противодействие рекламе.
- Музеефикация и интеграция уличного искусства в галереи.
- Стрит арт и Паблик арт — диффузные границы.
- АртПолитика. Огранизация стрит арт и паблик арт проектов для общественных пространств.
Лекционная программа в рамках проекта «Cтена» ни в коем случае не наделена педагогическим характером. Она призвана загладить имеющиеся пробелы, достоверно информировать аудиторию об истории уличного искусства, проходивших прежде важных процессах, событиях, а также о сегодняшних тенденциях, проблемах и вопросах вокруг явления. Нарастающая популярность street art, public art, граффити, и увеличивающееся количество как практиков и теоретиков, так и заинтересованных наблюдателей и активных производителей, позволяет говорить о том, что противоречивый феномен давно требует всестороннего изучения, открытого обсуждения. Попытки его обсуждения случаются регулярно на самых разных площадках и территориях, как в кругах самих художников, так и в обществе. Но с изучением феномена гораздо сложнее и именно из-за этого формируются устойчивые и вредные мифы относительно целей и причин, побуждающих людей реализовать свою творческую активность под открытым небом. Что в конечном итоге стопорит развитие и вредит сообществу уличных художников, городу и обществу.
Сайт проекта: www.thewallproject.ru
Первая лекция пройдет в воскресенье, 24-го апреля, в 18.00. (cсылка на мероприятие)
Описание и даты всех лекций будут появляться на сайте, и там же вы можете подписаться на новости проекта: http://www.thewallproject.ru/sreda-obthenija/.
Комментарии
Подписаться