Сегодня у нас в гостях представитель российской граффити сцены, один из участников и создателей регулярного и одного из крупнейших граффити фестивалей, проходящих в России — Paint Methods, а также художник и иллюстратор, известный многим под именем Morik.
Я задам ему несколько вопросов, но для начала давайте посмотрим чем обычно заканчивается фестиваль Paint Methods:
А теперь, пожалуй, можно начать :)
Привет. Представься, пожалуйста.
Привет, меня зовут Марат Morik, я из Новосибирска. Увлекся граффити в 1998 г. и с тех пор плотно сижу на этом явлении. Команды как таковой нет, но есть друзья, с которыми мы создали фестиваль Paint Methods, поэтому вполне можно назвать наше сообщество Paint Methods Squad (PMS).
Расскажи как ты пришел в граффити, с чего все начиналось?
Первый раз увидел граффити в Барселоне в году 1996. Тогда я просто отметил его для себя, но не могу сказать, что глубоко поразило то, что я увидел. 1998 г. был для меня переломным: одноклассница привезла из Германии стопку рэп дисков, появился интернет, сайт tribe.spb.ru, где можно было заказать первые граффити, брейк, скрэтч видосы, потом появился форум hip-hop.ru, объединивший русскоязычных поклонников культуры со всего мира. Все это свалилось на меня огромным комом хип-хопа, ударило по голове и не может отпустить до сих пор. При чем сегодня я понимаю, что если бы граффити не было частью культуры хип-хоп, то вполне вероятно, что не занимался бы им. Хотя, кто его знает.…
Как реагировало твое окружение на это занятие?
Родители считали это временным увлечением, друзья были спокойны: говорили «прикольно» и меняли тему разговора.
Кто повлиял на тебя или послужил примером?
Все райтеры из видео FX: Ces, Loomit, Daim, T-Kid, Sub и т.д. Этот видос я смотрел чаще, чем Полицейскую академию. Очень нравилась команда Poesia Lords обилием линий, деталей в шрифтах, экспрессией. Пожалуй именно PL сформировали мое видение вайлдстайла.
Отношения с милицией, местными жителями, «хозяевами» стенок. Часто ли возникают конфликтные ситуации?
Нелегалом я почти не занимаюсь, т.к. не умею и не люблю рисовать быстро. Ну а местные жители зачастую являются главной проблемой в выбивании легальных стен. Люди слишком консервативны, насторожены и боятся перемен в любых сферах своей жизни. Маты и фашистские лозунги на стенах для них привычнее сочного шрифта. Людям редко нравится то, чего они не понимают.
Что думаешь о разных направлениях граффити: поезда, стены, холсты?
Все люблю, если сделано с душой и качественно. Но стены люблю особенно. Люблю как смотрятся руфтопы, тэги, флопы в рамках уличной суеты.
Что думаешь о работе в команде?
Людям свойственно собираться в компании по интересам, по вкусовым предпочтениям, так же и в граффити, как мне кажется. Ведь граффити для многих — это действительно стиль жизни, а по жизни каждый стремится идти с людьми, которым доверяешь на все сто.
Есть ли какие-то предпочтения в краске, которой рисуешь? Montana, Belton, MTN, Krylon?
Все-таки лучшая для меня на сегодняшний день краска — MTN 94.
Разграничиваешь ли понятия стрит-арта и граффити и как относишься к первому?
Раньше не разграничивал, сейчас — да. В граффити для меня есть что-томилое и наивное: многие уже давно забыли, зачем рисуют, просто делают куски, не задавая лишних вопросов.
А стритарт для меня ассоциируется последние года два с машиной для зарабатывания бабла и фейма. Если среднестатистический граффитчик врет сам себе, что он занимается чем-то значимым, то среднестатистический стритартер, как мне кажется, врет скорее зрителю, что его что-тодействительно так сильно волнует и он хочет что-то изменить. В общем в честности вопрос что ли. Надеюсь меня правильно поймут. Но не все, что на улице и не классическое граффити я называю стритартом. Swoon, Fafi, MissVan, например, для меня — просто художники, работающие со стенами. Стритартер для меня — тот, кто работает с разумом проходящих мимо зрителей.
Феномен Бэнкси. Недавно он открыл свой кинотеатр, где показывает документальное видео о себе. В связи с этим даже наши федеральные каналы крутили в новостях ролики на эту тему. Как относишься к тому что он делает?
Бэнкси гениален. Несмотря на то, что он стопроцентный представитель классического стритарта, у меня к нему совсем другое отношение. Может быть потому, что он меня поразил еще до своей мировой известности, а может быть в остроте его ума действительно есть та изюминка, которой не хватает другим. В любом случае ни один его проект меня ни капли не разочаровал. Фильм кстати, так и не видел, нет ссылки?
Граффити — современное искусство или это по прежнему лишь проявления вандализма?
Граффити — неотъемлемая часть современного искусства.
Изначально граффити было частью хип-хоп культуры, насколько сильно на твой взгляд они связаны сегодня?
Мне кажется, что сегодня скорее рэп теряет связь с хип-хоп культурой нежели граффити. Хотя все чаще вижу работы людей явно не из хип-хопа, но это говорит скорее о развитии граффити, нежели его обособлении.
Что думаешь о «битве за респект» и финальном появлении Путина. Как это может отразится на отношении к граффити?
Несмотря на некую «детскость», я рад, что появилось такое шоу. В основном, конечно — это серьезный толчок для рэп артистов, граффити там было представлено крайне поверхностно. Но будем надеяться, что будет проще договариваться за стенки с администрацией хотя бы Максу 13 (:
Качество современного граффити, кого бы ты выделил?
Из наших постоянно радуют Akue и Kelsman (живет сейчас в Канаде). Из запада ничего оригинального: MSK, Totem2, Aryz, HeavyArtillery, Ogre, Dran, Bom.K, Brusk, Toast, Loomit, — да куча народу нравится. Единственное я спокоен к новозеландской сцене: за всеми суперэффектами мне не очень нравятся формы букв.
Можно ли заработать граффити или это всего лишь хобби, и все кто хочет чего-то большего рано или поздно уходят в дизайн или искусство как более широкие области?
Жить за счет граффити можно, но выгоднее жить за счет своего имени в граффити, как мне кажется.
Работа в около граффити среде: выпуск видео, печатной продукции, организация фестивалей или других мероприятий на сколько это сейчас актуально и есть ли у этого будущее в России?
Если посмотреть с точки зрения денег, то вряд ли все перечисленное будет приносить сверхприбыль. А с точки зрения фанатизма, то будущее точно есть. Каждый год появляется как минимум один новый фестиваль при всем при том, что старые только развиваются. Культура развивается пока скорее количеством, что, безусловно, будет перерастать в качество.
Сформирована ли субкультура граффити, которая наносит некий отпечаток на стиль жизни?
Это вопрос про Nike Airforce, Carhartt, Рыночные отношения, пьяный угар и т.д. ? Это дело возраста, как мне кажется.
Граффити и дизайн одежды, обуви или аксессуаров интересны ли подобные проекты, принимал ли ты в них участие и на сколько по твоему мнению это востребовано?
Принимал участие в создании футболок для разных проектов. Всегда приятно увидеть человека в майке со своим принтом, поэтому почти всегда соглашаюсь на дизайн принтов для одежды. Людям всегда нужно будет есть и одеваться, причем все хотят носить шмотки как можно более эксклюзивные. Поэтому будущее, как мне кажется, за лимитедэдишнами.
Планируешь ли принять участие в ближайшем будущем в каких-томеждународных или российских фестах или совместных проектах с зарубежными художниками/дизайнерами?
За международные колаборации не скажу, чтобы не сглазить. Надеюсь, что удастся провести два-три фестиваля Paint Methods за этот сезон, плюс есть еще разные небольшие проекты. Все обычно завязано не на желании, а на деньгах, так что видно будет.
Известные компании, просто дизайнеры или художники, мог бы тыкого-то выделить с кем хотелось бы поработать или может быть уже удалось это сделать? В какой области подобные коллаборации тебя бы заинтересовали?
Не могу сказать, что мне так уж хочется с кем-то сделать совместную работу. Было бы полезно, но скорее с точки зрения продвижения имени, а не развития меня самого. Мне скорее хочется в живую посмотреть, как от начала до конца делают свои работы Herakut, JamesJean, Aryz, Os Gemeos, Ian Francis, El Mac, Retna и еще куча народу. Существует столько техник и трюков, о которых хочется узнать. Например, есть один голландский художник, который рисует разноцветной тушью на очень гладкой поверхности. Эта тушь не сохнет днями, поэтому можно фактически пальцем передвигать мелкие детали по холсту, ничего не размазывая. У него есть еще куча уникальных трюков, благодаря которым можно легко спутать эффекты с фотошоповскими. К сожалению, не сохранил ссылку на ютьюбе.
На этом все. Желаю удачи и успехов во всех проектах Марату, и огромное спасибо ему за интервью. Оно стало первым в цикле. Я планирую сделать серию аналогичных «репортажей» с известными и не очень российскими райтерами. В следующих выпусках Stanone, Basone и Mr.Kio. Оставайтесь на связи.
Связь с Маратом: E-mail | ЖЖ | Фестиваль Paint Methods
Интервью взял: Павел Нестеренко (Drez.ru, Skypenguin.ru)
Комментарии
Подписаться