Интервью с граффити райтером Stan One
Сегодня мы продолжаем серию бесед с граффити райтерами. Как и было анонсировано в начале мая, сегодня речь пойдет об Александре, он же Stan (stan_one), известном представителе Нижегородской граффити сцены, дизайнере и создателе граффити каталога Urban Roots.
В этот раз интервью будет состоять из вопросов, которые вам известны по предыдущим выпускам, а также вопросов, которые вы присылали и оставляли в комментариях к предыдущему посту. Надеюсь эта практика вам понравится и получит свое продолжение в дальнейшем. Ну что же, начнем!
Привет, Stan. Когда и как ты пришел в граффити, с чего все начиналось?
Рисую с 1997 года. Началось все на волне увлечение рэпом и брейком. В 1997 году в руки попался модный тогда журнал «Птюч» с рубрикой от Da Boogie Crew про хип-хоп культуру, с первыми русскими граффити. Чуть позже первый баллон, привезённый из Москвы, первая ночная вылазка в город. До сих пор помню первое ощущение и звук шипениия баллона. Хоть и нарисовалась полная ерунда — зацепило сразу и надолго. В 1998 организовал первую в своем городе (Чебоксарах) граффити-команду, и в тот же год переехал в Нижний Новгород.
Как реагировало твоё окружение на это занятие?
Взрослые, конечно, не приветствовали. Их можно понять. Для них то, чем я тогда занимался, было абсолютно новом и непонятным. Мама до сих пор не понимает, правда теперь с другим акцентом – как в моём возрасте можно этим заниматься. Но никогда не мешала заниматься граффити, за что ей большое спасибо. Ровесники реагировали по-разному, кто с восторгом, кто с пренебрежением – мол детская забава, пачканье стен. Стоит наверное сказать, что мне повезло что увлечение граффити началось в Чебокарах, где в ту пору прокатывали разные интересные проекты на энтузиазме. Нам например в первый же год городская администрация дала пару заказов (стены и деньги на краску). Это здорово помогло. Переехав в Нижний поначалу попал в вакуум, здесь ничего и никому не было нужно.
Что сейчас для тебя значит граффити?
Хобби. Не более чем любимое хобби. От громких фраз – граффити это стиль жизни, или граффити это искусство улиц – я ушел давно. Работой я это делать не захотел. О чём не жалею. И в случае когда люди ожидали от граффити слишком много, и в случае когда они сделали это свои заработком, как правило наступало разочарование от граффити. У меня нет разочарований, как нет и больших ожиданий. Граффити для меня не искусство, а сам я — не художник.
Кто повлиял на тебя или послужил примером?
Da Boogie crew, как писал уже выше. Плюс Баскет, плюс Крыс. Несомненно их рисунки – первый «раздражитель». В дальнейшем многие другие райтеры. Как русские, так и зарубежные. Кумиры «детства» Mode2 и Can2.
Отношения с милицией, местными жителями, «хозяевами» стенок. Часто ли возникают конфликтные ситуации?
С годами всё меньше конфликтных ситуаций. В общественном сознании явно наступил перелом. Раньше было всякое. И милиция в воздух из автоматов стреляла, гоняясь за мной, и в обезьяннике ночами сидел. Правда по большей части это были недоразумения, благополучно завершающиеся.
Конфликты с хозяевами стенок легко решаются грамотным выбором стен, или просто разговором. Как правило, приглашают рисовать ещё.
Конфликты бывают с совсем выжившими из ума пенсионерами, которым любое отклонение от привычной среды есть нестерпимый раздражитель и с молодежью, которая не понимает правил игры и лезет с хромом туда, куда не надо.
Что думаешь о разных направлениях граффити — поезда, стены, холсты?
Я думаю, что это есть и всё это граффити. Каждый выбирает себе то, в чём нуждается больше. Кому-то нужен адреналин – поезда, кому-тохудожественная эстетика – холсты. Стены вариант усредненный и более классический. Стены – то, что выбрал я.
Работа в команде, насколько у нас это популярно и по какой причине?
Это «популярно» везде. Причины разные, у молодежи это поиск единомышленников, финансовый вопрос (в складчину легче), вопрос личного комфорта и безопасности (не каждый осмелится пойти сделать в одиночку то, что сделает в группе). У более старших райтеров – это взаимная симпатия, либо личная, либо к творчеству. Ну и у всех, наверное, – фейм, способ добиться славы. Команда в этом отношении более эффективна, чем одиночка. Банальный численный перевес в «продукте».
Есть ли какие-то предпочтения в краске, которой рисуешь? Montana, Belton, MTN, Krylon?
Если есть возможность - выбираю MTN94, если нет рисую тем, что есть в наличии. Есть собственная иерархия граффити краски, но зачастую вынужден довольствоваться не ей, а финансами в кармане или ассортиментом магазинов. В граффити инструмент, бесспорно, важен, но в данный момент времени, принципиальных различий и ограничений ни один из крупных производителей не создает. Когда мы начинали — был мотип и всё остальное. Вот этим всем остальным можно было рисовать до посинения, но добиться прогресса в рисунках и технике было не возможно. Сейчас на каждую рыночную нишу по 3-4 бренда. Выбор огромен. Я за конкуренцию между граффити-брендами. Приятно выбирать из хороших красок.Кстати, идеальный набор банок для рисования будет всё же из разных производителей состоять. У всех свои плюсы и минусы. (отзывы о краске от Stan)
Разграничиваешь ли понятия стрит-арта и граффити и как относишься к первому?
Без всякого сомнения это не одно и тоже. Разница в слове «арт». Стрит арт – это и идеология и искусство, граффити – ни то, ни другое. Это не значит, что одно хорошо, а другое плохо. Просто есть пиво и есть вино. Каждое хорошо по-своему, под свою компанию, под своё настроение. Тут то же самое. Стрит-арт без сомнения термин более широкого толкования, чем граффити. Хотя само явление неоднозначно. Потенциал у него есть, но пока он в большинстве своём он не интересен, впрочем, как и другие формы «современного искусства».
Можно ли отнести граффити к современному искусству или это по прежнему лишь проявления вандализма?
Граффити это явление на стыке искусства, лайфстайла, вандализма, спорта и тд. Но ни к одной из этой категорией причислено быть не может. У граффити свои жёсткие рамки, и любой выход за них не расширяет граффити, а просто переводит творца в другую «песочницу». Либо в художники, либо в хулиганы. По факту граффити — уникальное самобытное явление.
Граффити обычно воспринимается как часть хип-хоп культуры, насколько сильно на твой взгляд они связаны сегодня? (постарался перефразиовать вопрос в соответствии с комментариями, прим. skypenguin)
Думаю, что сильно связанны. Новые «игроки» конечно, всё больше оторваны от хип-хопа, но граффити в классическом его стереотипе – это до сих пор хип-хоп. И это напрямую связано с теми, кто его делает. Большинство райтеров старшего поколения в хип-хопе или из хип-хопа. Мне лично граффити эмо или панк культуры представляется квазипродуктом. Чего-то в нём не хватает.
Что думаешь о «битве за респект» и финальном появлении Путина. Как это может отразится на отношении к граффити?
«Битва за респект» как и любое ТВ-шоу — ни о чём. Супернеобъективное судейство на этапах. При этом парадоксально, но первое место – заслуженное. Внимание властей к данному шоу скорее на минус. Граффити уже используют в своих целях разные политические партии и деятели, зачастую банально для попила денег. Не хотелось бы, что граффити стало для них очередным удобным инструментом для этого. Фигурой Путина в данном случае уже воспользовались дельцы от граффити, а не деятели.
Качество современного граффити, кого бы ты выделил?
Качество можно охарактеризовать как революционно-высокое. Современный уровень почти заоблачен. На Западе LoveLetters, Heavy Artillery, Heracut. У нас: Morik, 5nak, TAD, Max13.
Можно ли заработать граффити или это всего лишь хобби, и все кто хочетчего-то большего рано или поздно уходят в дизайн или искусство — как более широкие области?
Я уже отвечал выше на эти вопросы. Как только смещается акцент на заработок или искусство творец автоматически выпрыгивает из нашей узкой полянки. Забавно порой наблюдать, как люди давно пребывающие вне граффити кричат об узости его рамок и необходимости их устранения. Рамки в данном случае не сужают, а лишь выделяют граффити из массы иных проявлений человеческой деятельности.
Работа в около граффити среде: выпуск видео, печатной продукции, организация фестивалей или других мероприятий — на сколько это сейчас актуально и есть ли у этого будущее в России?
Сейчас это стало реальностью. Но в крайне узком кругу. Скажем заработок на граффити в Москве это одно, а в провинции другое. Сам не заметишь, как из граффитчика станешь простым художником оформителем. Коммерческий же сбыт граффити продукции в регионах не дает реального профита. Это реальность Москвы и Московской области или единиц из регионов. Не более чем. Не коммерческая же активность – это уже данность. Это тенденция со знаком плюс.
Граффити и дизайн одежды, обуви или аксессуаров — интересны ли подобные проекты, принимал ли ты в них участие и на сколько по твоему мнению это востребовано?
Как райтеру и дизайнеру – да интересны. Поэкспериментировать и увидеть результат своего труда. А вот с точки зрения производителя вряд ли бы заинтересовался. Это востребовано, но в малой степени. Поскольку у нас нет производителей стрит-одежды, то нет и интереса к её отечественному кастомайзингу. Москва разумеется не в счет. Там разное бывает.
Сформирована ли субкультура граффити, которая наносит некий отпечаток на стиль жизни?
Скорее да и скорее в негативный отпечаток. Это современная тенденция к все большей бессмысленности и вандализации направления. Это пока не мейнстрим в провинции, но потихоньку становится. Граффити — субкультура молодежи, а молодежь сейчас привлекает девиантное поведение.
Международные фестивали, контакты с иностранными райтерами. На сколько известно и признано за рубежом российское граффити и как к нему относятся.
Думаю, что правильного и целостного преставления о российском граффити за рубежом нет ни у кого. Оно всегда складывается из личных контактов с российскими райтерами или кратких обзоров на некоторых граффити ресурсах. Так уж сложилось, что в России до сих пор нет единого общего ресурса полноценно отражающего всё отечественное граффити. Все узкоспециализированные. За рубежом знают тех, кто ездит за рубеж и там рисует. Это разумеется никакая репрезентативность отечественной сцены. К тому же удивить чем-то Запад мы пока не можем. Самые лучшие представители отечественной сцены вполне конкурентоспособны, но планку не перепрыгивают. Мы идём во втором эшелоне. Хотя это и не так уж и плохо. Есть и 3й и 4й эшелоны.
Планируешь ли принять участие в ближайшем будущем в каких-томеждународных или российских фестах или совместных проектах с зарубежными художниками/дизайнерами?
В течении месяца новый, уже четвертый выпуск коллекции футболок от UrbanRoots при участии разных отечественных райтеров. Надеюсь уже скоро новый выпуск Рутса. Материал уже сверстан. Насчет фестивалей посмотрим. Стараюсь не планировать. Есть намётки поучаствовать в фестах в Польше, Сербии и Беларуси.
Известные компании, просто дизайнеры или художники, мог бы тыкого-то выделить с кем хотелось бы поработать или может быть уже удалось это сделать? В какой области подобные коллаборации тебя бы заинтересовали?
В России поработал со многими с кем хотел. Всем участникам проектов от Urban Roots спасибо. За рубежом серьезных проектов не было. Задумки есть, но пока всё не сдвинется с мертвой точки и не станет реальностью говорить об этом не хочется.
Как относишься к тому, что делает Бэнкси?
Бэнкси популяризатор стрит-арта. А он не входит в область моих интересов. Сам по себе Бэнкси как фэшн-феномен и уличный персонаж – молодец. Побольше бы таких людей.
Вопросы от читателей:
Какая активность и уровень граффити в твоем городе на сегодняшний день?
Нормальная для такого города как Нижний. Чуть больше десятка человек, кто делает стены. Вероятно с чуток побольше тех, кто ходит на поезда. Обормотов засирающих тегами и кривыми флопами всё вокруг — в разы больше. Детишек с каждым годом всё больше в граффити приходит. Обычная ситуация. Хотелось бы большего прогресса у тех, кто начал лет 5 назад.
Как ты относишься к граффити школам?
Положительно. Если у молодежи есть шанс поиметь более быстрый старт в граффити карьере – нужно им воспользоваться. К тому же есть надежда – что они воспримут от старшего поколения некие общие правила игры.
Чем ещё увлекаешься помимо граффити?
Я думаю многим известно, что политикой, историй и литературой я увлекаюсь куда больше чем граффити. По профессии я графический дизайнер. Стаж 11 лет. 6-7 лет занимался верхним брейком.
Что ты можешь сказать по поводу нашумевшего поста с «голым королем»?
Да собственно всё сказано в том самом посте. Есть гнилая тенденция – «воспевать» не то, что хорошо сделано, а то, что хорошо отпиарено. Благодаря этой общей контркультурной тенденции в российской граффити сцене стал превалировать говнопродукт, до такой степени, что теперь гавно и гавном то считается неприлично называть. Потому что большинство эту субстанцию уже активно употребляют.
Как вообще у тебя получилось пробиться на высокий уровень, то есть быть всегда и у всех на слуху? Есть ли такие возможности у начинающего в малоизвестном городе? И что нужно для этого сделать?
Начнем с того что я не считаю свой уровень высоким. Я точно не в топ тен российских райтеров, и не факт, что попаду в первую полусотню. А вот те ребята которые точно войдут в 10ку как раз – молодые и бывают что и из малых городов. Трик и Хед – из Мурманска, Макс13 из Иваново, Снак из Барнаула – крупные города? ТАД из Питера – давно ли начали? А все перечисленные персонажи точно одни из первых. Уже давно российскую сцену представляют люди, которые начали рисовать гораздо позже нас — «старичков».
Не нужно пытаться быть на слуху. Нужно просто пытаться делать максимально хорошо то дело, которое ты выбрал.
Stan, всем известен твой неповторимый и сложночитаемый стиль НЕШРИФТОВОГО граффити. Что ты думаешь по поводу ШРИФТОВОГО граффити? есть ли у него будущее?
Это новости для меня. Если я рисую буквы, которые схожестью своего построения формируют шрифт – с какого перепугу я рисую нешрифтовое граффити?
Почему на данный момент в Нижнем Новгороде не проходит фестивалей,оргранизованных вами. Ведь всего несколько лет назад проходило как минимум 2 в год.
Есть некие деньги которые вращаются в городе и могу быть употреблены на организацию граффити мероприятия. Это очень небольшие деньги – специфика Нижнего. Сейчас эти деньги активно попиливают коммерсанты-деляги от граффити. Около властная конькютура такая сложилась у нас в городе. Нет финансирования – нет мероприятий.
Но джэмы от «Урбан рутс» будут ещё обязательно.
Почему твоими центральными (и по ходу единственными) персонажами являются космонавты? Как ты пришел к таким формама в шрифтах?
В граффити вообще мало кто страдает сюжетным разнообразием. Я не исключение. Я рисую еще всякого рода зверушек, но космонавты стали как бы моей визитной карточкой.
Пришел я к ним по идеологическим соображениям – я горжусь советской эпохой, и космонавтикой как символом её достижений.
Продолжаю это делать, по причинам прагматичным – эти привычные мне графические формы я делаю быстро, а 99 процентов нарисованы в то время и в тех местах, где обычно «бомбят». По сути, это своеобразные флопы.
Форма шрифта – первоначально это конечно влияние немецкого вайлдстайла, а потом последовательное его развитие. Я кстати не считаю, что «мои» формы уникальные. Видел пару людей с разных точек планеты, которые делают практически идентичный продукт. Сейчас мой вайлд всё больше превращается в семи-вайлд. Я подвержен влиянию не моды, но райтеров чей стиль мне нравится. Абсолютно не представляю, что я буду делать года через 2-3.
Что ты думаешь про новую моду в граффити-треш, психоделику ,какое может быть у него будущее?
Мода на треш объясняется просто — она позволяет бездарям быть в русле модного мейнстрима. для того что бы делать треш ни нужно ни ума ни умений, поэтому в рамках общей тенденции о которой я уже писал — это явление получило свое развитие и, поскольку проблесков сознания в общественной культурной среде и в граффити в частности не видно, то эта «мода» будет продолжаться. Насчет будущего — сложной вопрос. Какое будущее может быть у деградации? Рисунки пещерных людей? Ну так большинство «модников» уже на этом уровне.
Как подбираешь цветовую гамму для своих работ, на что ориентируешься, есть ли любимые цвета?
У меня реальные проблемы с этим делом. Чувство цвета применительно к граффити не развито, поэтому либо какие то проверенные гаммы, либо классическое правило цветового круга, что для граффити лишает
определенных преимуществ, либо беззастенчиво смотрю на палитры кусков разных крутых райтеров. Сколько в среднем времени уходит на работу? От 10-15 минут на что нибудь типа космонавта, на шрифт в среднем часа 4. Если детально работать с фоном то дольше. Рисовал и по 8-10 часов, но морально это тяжело. Удовольствия не доставляет.
Контакты: www.urbanroots.ru, www.graffiti.nnov.ru, www.stan-one.ru
Спасибо Александру за подробный рассказ. Продолжение следует...Оставайтесь на связи!
Комментарии
Подписаться