«Я не граффитчик, я стрит-артист»
В Москве в рамках Биенале молодого искусства «Стой! Кто идет?» на площадках Artplay, Винзавода, Красного Октября и Fabrika проводится международная выставка стрит-артистов «Улицы без границы / No Limits in the Street».
«Этой выставкой хотелось, во-первых, показать каким образом и в какую сторону произошла трансформация граффити в настоящее время. 2-ая цель – это показать, что может быть и внутри пространства не только экспозиционного, но и внутри галерей» - говорит куратор выставки Оксана Бондаренко.
Основной частью стрит-арта (англ. Street art — уличное искусство) является граффити, но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры, трафареты, различные инсталляции. Для стрит-артистов важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Уличный художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта.
Например один из участников фестиваля L’ATLAS разработал в своем творчестве новые шрифты на основе геометрического стиля куфи. Свою неповторимую каллиграфию он оставляет на вертикальной поверхности: стенах, фасадах зданий. Материалом для воплощения идей L’ATLASслужит скотч. Сначала он наносит рисунок скотчем, затем отклеивает его и закрашивает ту часть черным цветом на белом фоне. L’ATLAS единственный из художников, кто работает и на горизонтальной поверхности – асфальте. В его стиле здесь использовать дорожную краску. Вообще этот художник имеет страсть к орнаменту, часто он копирует рисунки городских люков и использует эти орнаменты для разработки новых шрифтов и графических рисунков.
Другой француз из стрит-артистов C215 одним из первых подхватил идею техники трафарета и в отличие от элегантности черно-белой каллиграфии L’ATLAS, отдает дань цвету и яркости своих работ. Он корпит над своими трафаретами как минимум в течение трех недель и это тончайшая работа с помощью бритвы, поэтому у него получается очень выразительные портреты. Ведь C215 – портретист, социальный художник. На стенах, к которым прикоснулась его рука, вы увидите лица бродяг, бедняков, уличных страдальцев. «Его портреты напоминают сжатые и расправленные лоскутки ткани» - говорит куратор. Высокое мастерство уличного портретиста объясняется тем, что C215 в отличие от большинства уличных художников, имеет за спиной два высших образования и профессию дизайнера по текстилю, также он - доктор истории эпохи Ренессанса.
На выставке в Москве социальный художник захотел поработать на такой же искореженной жизнью поверхности, как и лица персонажей его портретов. «Он попросил нас достать машину. Распилить ее. С помощью узбекских граждан мы занесли отпиленную часть на руках на второй этаж. Затем C215 оставил на ней трафареты обычных людей – постоянных героев его творчества».
Стрит-артисты Jana&Jus тоже художники-портретисты. Вот только на стенах, фасадах и окнах они изображают портреты не кого-нибудь а свои собственные. По технике они также трафаретчики, а по сюжетной линии на их граффити они всегда присутствуют в виде фотографов, которые запечатлевают смотрящую на их работы публику. Особенность их творчества – городская архитектура, которая всегда присутствует за спиной фотографов. Эти два персонажа находятся в рамках и условиях этого фона, таким образом, художники хотят показать место человека в городе, показать соотношение человека и, например, сотни маленьких окошечек домов мегаполиса.
На площадке Artplay Jana&Jus оставили свой отпечаток на окне. Это отпечаток в квадрате, потому что для насыщенности красок художники поработали как на внутренней части окна, так и снаружи.
Отпечатки истории занимают другого участника Биенале с именем ZEVS. В Москву он привез двойную инсталляцию на тему распада СССР. ZEVS известен серией работ под названием «Ликвидация логотипа». С его помощью рекламы luxury-компаний стекают на асфальт по всему миру. Так один из самых скандальных, провокационных стрит-артистов борется с брендированием общества. На этой выставке он ликвидировал серп и молот, стекший логотип в первой части инсталляции выступает в роли отмершего элемента в настоящей истории. Вторая часть демонстрирует еще одно направление, в котором самовыражается художник – это способ Visual kidnapping - засвечивание лиц известных людей. Напротив стекшего логотипа СССР расположен баннер знаменитой рекламы сумок, в которой снялся президент СССР Михаил Горбачев.
На заднем фоне баннера вовсе не улица, как в настоящей рекламе, а берлинская стена испещренная граффити, где есть и подпись художника. Смысл инсталляции в двойной игре: сравнение исторических событий 1989 года, в который произошло разрушение берлинской стены и 1990ых годов, времени распада Советского Союза. А вторая сторона игры заключается в том, что две части инсталляции установлены напротив друг друга, как отображение следствия – ликвидация советских знаков, серпа и молота, и результата – участие стоявшего тогда у руля страны человека, в рекламе с другим логотипом.
«Всем участникам мы дали полный карт-бланш, т.е. вот есть пространство, есть случай – Биенале молодого искусства и русско-французский годи, и вот Ваше творчество. У Зевса очень быстро родилась эта идея. Все, что вы видите на выставке «Улицы без границ» - это новые работы, придуманные и выполненные специально для Биенале-2010, специально для Москвы с учетом нашей истории, географии, политической ситуации. Участники очень ответственно отнеслись к этой выставке» - говорит Оксана Бондаренко.
Участница YZ имеет привычку использовать бумагу-крафт и оставлять из нее некое черно-белое лицо – проект под названием «Open your eyes» на стенах городов , в которых она побывала. До московского Биенале изображений было 5, теперь есть шестое на стене Красного Октября. А на площадке Artplay посетителям демонстрируется видео, как YZ творит на уличных стенах, и это видео идет не просто по телевизору, а показывается на целой стене голубых экранов. Также, помня о том, что 2010ый – год Франции в России, художница запечатлела в туннеле между двориками на территории Artplay атмосферу парижского кафе 30ых годов. Ее творчество занято взаимоотношением между людьми в разные исторические отрезки. Так, например, в галерее «Мел» идет выставка, которую художница посвятила вопросам межрасовой дискриминации.
«Да, они все начинали с граффити, все начинали с улицы, с тегов и болончиков. Но затем в творчество каждого художника пришел «АРТ» . Они уже не граффитчики, а стрит-артисты. Их бесшабашность, патологическая свобода, спонтанность, независимость от рынка, индивидуальность, у каждого настоящего уличного художника есть свой стиль, свой материал, которым он выражает свою, не скопированную сюжетную линию – это часть того понятия, что называется современное искусство, галерей, выставок и инсталляций» – резюмирует куратор выставки Оксана Бондаренко.
photo by Ivan Unshaven
Автор: Валерия Гайдина
Комментарии
Подписаться