10 музеев, в которых работают кошки (по данным журнала Forbes)
В наше время очень часто можно встретить такое использования кота, как средство защиты ценного материала и помещений от грызунов. До сих пор не изобретено приспособление, которое с наибольшей эффективностью боролось бы с мышами и крысами чем коты. Неудивительно, что для многих музеев, особенно расположенных в исторических зданиях, штатный кот-охранник — не роскошь, а необходимость. Все-таки сохранность фондов надо обеспечивать, а предметы старины часто представляются грызунам лакомым кусочком. Но далеко не всегда задачи музейного кота ограничиваются отпугиванием мышей. Животные проявляют инициативу, продвигаются по карьерной лестнице в самых неожиданных направлениях и иногда становятся чуть ли не главной городской достопримечательностью.
Далее читайте о музеях, в которых живут коты "с историей" по мнению журнала Forbes.
Британский музей (London, Great Russell Street, The British Museum)
Штатное расписание специального подразделения, отвечающего за защиту от крыс и мышей коллекций Британского музея, уже много лет остается неизменным: здесь трудятся шесть котов. Они официально зачислены на службу в музей, при этом им полагается заработная плата — £50 в год на еду и туалет. Кроме того, котам бесплатно выдается униформа: желтый шейный бант. Правда, несмотря на столь щедрое денежное довольствие, кормежку музейные коты получают не каждый день — чтобы был стимул выполнять свои прямые обязанности мышеловов.
Некоторые коты, правда, не ограничиваются защитой музея от грызунов и добровольно берут на себя дополнительные функции, например, сопровождают охранников музея во время патрулирования здания. А один из самых знаменитых котов Британского музея, Майк, на протяжении 20 лет, с 1909-го по 1929-й по собственной инициативе дежурил у входа в музей. За это время он стал настоящей достопримечательностью и обзавелся массой поклонников. Известие о его смерти опечалило многих, в газетах были опубликованы некрологи, а один из хранителей музея даже написал стихотворение, посвященное «старому Майку», лучшему из котов.
http://www.britishmuseum.org/about_us.aspx
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Дворцовая пл., 2 / Дворцовая наб., 34, Государственный Эрмитаж)
В Эрмитаже сейчас живет более 50 котов. Это самый большой и самый знаменитый «четвероногий спецназ» в России. Официальный статус охранников картинных галерей котам пожаловала еще основательница Эрмитажа — Екатерина Великая, и с тех пор здание находятся под их защитой. В 1960-х от них, правда, попытались избавиться, но уже через несколько месяцев в подвалах музея появились крысы, и хвостатых охранников вернули на место.
Сегодня грызунов им ловить не приходится: те чуют кошачий запах и обходят музей стороной. А статья расходов «на защиту от мышей» в бюджете Эрмитажа не заложена, поэтому кормятся и содержатся знаменитые коты на пожертвования сотрудников музея и добровольных помощников из «Клуба друзей Эрмитажа». Зато в любви и почете недостатка нет. В 1998 году в музее в их честь был учрежден специальный праздник — «День мартовского кота»: с тематическими выставками, конкурсами рисунков, экскурсиями по местам обитания виновников торжества и т. д. А недавно вышел художественный альбом «Кошкин дом в Эрмитаже», посвященный как экспонатам кошачьей тематики, так и четвероногим обитателям дворца.
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html
Дом-музей Эрнеста Хемингуэя (Key West, Florida, Whitehead Street, Ernest Hemingway Home and Museum)
Здесь обитает более 40 котов, ведущих свою родословную от котенка по имени Сноубол («Снежок»), подаренного Хемингуэю в 1935 году. У Сноубола на передних лапках было по шесть пальцев, и эта особенность передалась его потомкам, населяющим сейчас дом-музей. По словам сотрудников музея, примерно половина посетителей приезжает сюда именно для того, чтобы посмотреть на необычных котов. Они пользуются полной свободой: спокойно покидают территорию музея, имеют доступ во все помещения, а некоторым даже разрешается спать на кровати писателя. Но за кошачье право «гулять самим по себе» музей долго боролся с властями штата. Министерство сельского хозяйства требовало выполнения стандартов, разработанных для цирков и зоопарков, требовало посадить животных в клетки и грозило штрафами — по $200 в день за каждого кота. Только в 2007 году шестипалых признали национальным достоянием, представляющим «историческую, общественную и культурную ценность».
Для котов здесь круглосуточно открыта «безлимитная» кормушка, а в саду есть специальное кладбище. Имеется и собственный «сын лейтенанта Шмидта» — бродяга, собирающий на пирсе пожертвования «в пользу котов Хэмингуэя».
http://www.hemingwayhome.com/homeДом-усадьба Ивана Котляревского (Украина, Полтава, Соборный Майдан, 3)
Несмотря на то, что поэт с «кошачьей» фамилией никогда не был особенным любителем кошек и его верным другом был пес Жучок, музейный двор притягивает к себе «мурок» как магнитом, и сотрудники дома-усадьбы постоянно занимаются пристраиванием «в хорошие руки» их многочисленного потомства. В самом музее при этом всегда живет один «штатный» кот
Сейчас эту роль играет десятикилограммовый обжора Пуша. А самый знаменитый из его предшественников — кот по имени Яша, пришедший в музей в начале 1990-х и не пропускавший ни одной экскурсии. Он настолько очаровал американскую журналистку и фотографа Татьяну Д'Авиньон, что она устроила с ним целую фотосессию. Один из снимков Яши, названный «Кот Ляревский», вошел в фотоальбом «Просто Украина», объездил в составе фотовыставки массу стран, публиковался на обложках журналов и в итоге прославил «фотомодель» если не на весь мир, то по крайней мере на всю страну.
Мемориальный музей Исса Кобаяси
(Japan, Nagano, Kamitakai, Takayama, 5161-1 Takai Ooaza)
Два года назад в музее появился «специальный директор» (так официально звучит его должность) — кот Сора. Сначала он стал постоянным посетителем экспозиции: его хозяйка обитала неподалеку, и кот завел привычку самостоятельно прогуливаться до музея. Сначала он бродил вокруг, потом начал пробираться внутрь и «дежурить» в офисе и выставочных залах, а в результате получил официальное признание. На Сору возложена серьезная задача: помочь посетителям лучше почувствовать творчество Иссы. Знаменитый поэт в жанре хайку в России известен в первую очередь как автор стихотворения, давшего название роману Стругацких «Улитка на склоне», но самое часто встречающееся в его поэзии животное — кошка, которой посвящено более 300 стихотворений Иссы.
Кот строго соблюдает рабочий график: является в офис музея примерно в 8 утра, после чего прогуливается по служебным помещениям и выставочным залам. Около половины шестого его рабочий день заканчивается и он отправляется к хозяйке. Если погода на улице плохая, настоящий директор музея подвозит своего четвероногого коллегу до дома.
Симферопольский художественный музей (Украина, Симферополь, улица Карла Либкнехта, д. 35)
До революции здание музея было Офицерским собранием, и традиция держать здесь кошек появилась с первого же дня. Причем инициатива исходила от самих четвероногих: в 1913 году во время церемонии открытия и освящения Собрания губернатор приготовился перерезать красную ленточку и первым войти в здание, но его опередила черная кошка. С тех пор они считаются своеобразным талисманом музея. Причем обычно (опять-таки по традиции) они появляются здесь сами.
Недавно в штат галереи была торжественно принята черная кошка по имени Муха: ей был вручен именной жетон и нарядный ошейник, подтверждающий ее статус «хозяйки музея». Место работы Муха себе выбрала самостоятельно и долго добивалась всеобщего признания. Сначала она слегка побаивалась заходить в музей, но потом осмелела, почувствовала себя как дома и «разобралась» не только с мышами в подвалах, но и с конкурирующими котами. Теперь Муха постоянно присутствует на собраниях трудового коллектива и считает своей обязанностью встречать на лестнице всех посетителей. Иногда ей помогают в этом дочери — Лиза и Дина, разумеется, тоже черные.
http://gallery.crimea.ua/ru/museum.php?id=002
Площадь Торре Арджентина (Rom, Largo di Torre Argentina)
В 1920-х годах на площади Торре Арджентина в Риме были обнаружены следы античного форума. Но когда археологи начали вести раскопки, из-под храмовых руин на площадь хлынули мыши и крысы. К месту раскопок немедленно был доставлен десант из нескольких десятков бродячих кошек, и почуявшие кошачий запах грызуны ушли. С тех пор на развалинах форума, ставшего музеем под открытым небом, существует кошачья колония, а не так давно был открыт кошачий приют. Четвероногие обитатели Торре Арджентина содержатся на средства бюджета, а также на добровольные пожертвования граждан. Этих денег хватает, чтобы обеспечить кормом несколько сот кошек. Сколько именно, точно не знает никто: число их постоянно меняется, многих «усыновляют», в том числе туристы-иностранцы, а на их месте появляются новички.
С 2001 года кошки, живущие на площади, были официально признаны достопримечательностью. Городской совет объявил их частью «биоисторического» наследия города, напомнив, что колония, живущая в музее, прочно связана с историей Рима, в котором исстари жили кошки самых разных видов.
http://www.largoargentina.com/
Булгаковский дом (Москва, ул. Большая Садовая, 10, 1 этаж, культурно-просветительский центр «Булгаковский дом»)
В отличие от многих музейных котов, которые находят «рабочее место» сами, по собственной воле, Бегемота для Булгаковского дома искали целенаправленно. Музей был открыт в 2004 году, и идея поселить в нем четвероногого персонажа «Мастера и Маргариты» возникла сразу же. Было очевидно, что кот на эту роль подойдет не любой: он должен быть черным, крупным, взрослым и солидным. В результате был объявлен отбор кандидатов, к поискам подключилась пресса — и музей завалили фотографиями потенциальных Бегемотов.
Но первый же претендент, явившийся на очный кастинг, устроил всех и по внешним данным, и по поведению. Кот немедленно забрался в футляр от пишущей машинки, после чего был безоговорочно принят на работу. В «прошлой жизни» кота звали Степаном, но новое имя и новое амплуа он принял спокойно, как должное, и вскоре стал самым популярным «экспонатом» музея. Правда, застать его в на месте посетителям удается не всегда. Как поясняют сотрудники Булгаковского дома, он все-таки «живой кот с хвостом и четырьмя лапами, которые активно использует для перемещения в пятое измерение, по музею и его окрестностям».
«Народный дворец» в Глазго (Glasgow, Glasgow Green, People's Palace and Winter Gardens)
Черно-белая кошка Смадж (Пятнышко) начала свою музейную карьеру в 1979 году как специалист по борьбе с грызунами. Ее даже приняли в профсоюз муниципальных работников и котельщиков, выдав ей членский билет. Вскоре кошка стала одним из символов музея, а в 1987 году скульптор Марджери Клинтон сделала партию статуэток Смадж, пользовавшихся огромным успехом (как и другие сувениры с ее изображениями).
После этого Смадж стала «расти» и по профсоюзной линии. В 1989 году она стала первой в истории кошкой — участницей забастовок музейных работников, затем — звездой кампании в защиту дикой природы «Руки прочь от зеленого Глазго». В 1990 году Глазго был выбран Городом европейской культуры, а Смадж официально была признана «Кошкой культуры — 1990».
В 1991 году руководство в музее сменилось, и новый директор потребовал убрать кошку, несмотря на ее популярность. Смадж еще успела поработать в художественной галерее в Стерлинге и ушла из жизни в 2000 году. Ей посвящена мемориальная доска около одного из входов в Зимний сад музея. А фотография Смадж, сидящей рядом со своими скульптурными изображениями, помещена в каталог Галереи XX века, открытой в Музее Шотландии в 1998 году.
http://www.glasgowlife.org.uk/museums/our-museums/peoples-palace/Pages/home.aspx
Музей Филбрук
(Oklahoma, Tulsa, 2727 South Rockford Road, Philbrook Museum)
В Музее Филбрука кошки выполняли обязанности садовых охотников, контролируя немаленькую территорию — 23 акра музейного сада. Но в июле 2011 года в их карьере произошел неожиданный поворот. Кот Асер и кошка Перилья по совместительству были назначены еще и «видеографами»: сотрудникам музея захотелось взглянуть на мир глазами котов. На ошейниках Асера и Перильи укрепили небольшие видеокамеры, записывающие до четырех часов звука и видео. И выяснилось, что мир, каким его видят кошки, сильно отличается от того, который наблюдают люди: даже старым сотрудникам музея не всегда удается сразу узнать места сада, в которых проходила съемка.
Отснятое котами видео монтируется и выкладывается на страницах музея в социальных сетях и на YouTube. Кошки очень быстро стали звездами интернет-ресурсов музея: отснятые ими ролики пользуются популярностью и вызывают шквал комментариев и перепостов. Правда, при монтаже снятые котами фильмы подвергаются цензуре: например, из триллера «Охота на кролика» по этическим соображениям была вырезана финальная сцена.
Вся информация предоставлена из статьи официального сайта журнала Forbes/ http://www.forbes.ru/stil-zhizni-slideshow/puteshestviya/77605-10-muzeev-v-kotoryh-rabotayut-koshki
Комментарии
Подписаться