Как нет пророка в своем отечестве, как заграничный автопром по определению лучше нашего, так и Пежо выпуска 30-х гг. прошлого века гораздо интереснее родной «Копейки». А потому и музей автомобилей где-нибудь в Европе нам гораздо любопытнее нашего. Любителей американской и европейской автостарины могут насладиться раритетными экспонатами в музее ретро-автомобилей Малаги, что в испанской провинции Андалусия.
Музей находится в отдаленной части города, и открыт совсем недавно – в 2010 году в здании бывшей табачной фабрики. До него можно добраться на машине, включив навигатор, и забив в него адрес «Avenida Sor Teresa Prat, 15», или на автобусе до остановки «Авенида Ла Палома», и немного вперед, за углом налево. Кстати, спрашивать об этом музее местных старичков смысла не имеет – на вопрос: «Мусео автомобилистико?», они отрицательно качают головами и идут дальше. Впрочем, возможно тому виной языковой барьер. Но в любом случае к нужному месту вас приведут указатели, расставленные на улице в достаточном количестве.
Перед музеем для посетителей предусмотрена большая бесплатная (и свободная, что редкость!) парковка, так что с этим у вас проблем не возникнет. Интересно становится уже при подходе – рядом с крыльцом на газоне размещена инсталляция из колесных дисков. Миловидные сотрудницы на ресепшене прекрасно владеют английским (на случай, если вы не владеете испанским), и с удовольствием расскажут об экспозиции, что может быть кстати, поскольку встретить экскурсовода или сотрудника, слоняющегося без дела и готового поделиться своими знаниями нам так и не удалось.
Первое, что поражает прямо при входе – удивительная атмосфера самого здания. Здесь вполне уместно и удобно было бы разместить музей современной живописи, например. Высокие окна, мягкое освещение, масса пространства, светлые стены. Что характерно – за возможность фотографировать не берется никакой дополнительной платы, щелкай сколько хочешь (кажется, это особенность всех испанских музеев), только предупреждение, что внутрь экспонатов залезать нельзя. И как в обычном художественном музее – удобные стулья и бархатные кушетки для уставших туристов. В общем, автомобиль как искусство. Об этом же говорит и вывеска на стене, сообщающая, что данный музей представляет машины как символ 20 века, результат технического и экономического прогресса и культурного и социального развития. А также торжество эстетического и художественного вкуса. И даже тематические разделы экспозиции скорее художественные, нежели технические: «Прекрасная эпоха», «Золотые 20-е», «Арт Деко», «Дизайн» и т.д.
И только легкий, еле уловимый запах бензина и смазки – все экспонаты поддерживаются в рабочем состоянии, колеса подкачиваются, кажется, что даже баки полны - сообщает, что вообще-то вы находитесь в этаком раритетном гараже. Кстати, все экспонаты являются частной собственностью, и временно выставляются своими хозяевами для публичного обозрения.
И вот ОН – первый экспонат! Двухциллиндровый американский Виннер (Winner) 1898 года. Строго говоря, это даже не автомобиль, а вторая ступень эволюции после кареты, о чем и говорит табличка на английском и испанском языках – «дизайн повозки с мотором». Весьма широкое двухместное сиденье красной кожи может смело претендовать на звание диванчика, руль, кстати, справа. За исключением большого диаметра колес очень похоже на автомобильчик для поездок по площадкам для гольфа.
Ну а следующий экземпляр прямо таки потрясает воображение простого русского человека, для которого автомобиль совсем недавно, каких-то лет 15 назад из роскоши превратился в средство передвижения – Де Дион-Бутон (De Dion-Bouton) 1904 года выпуска, Франция. Уже четырехместный открытый автомобиль поименован как «Стиль Тулуз-Лотрек», и сообщается, что сия конструкция была создана маркизом Де Дионом при участии инженера Бутона и его сводного брата Чарльза Трепардокса. Модель имеет некоторую особенность – входная дверь для пассажиров располагается сзади. Глядя на этот весьма комфортабельный авто пастельного желтого цвета с растительным узорчиком думается, что эти французы и на заре автомобилестроения знали толк в красоте и шике. Правда, и это средство передвижения недалеко ушло от лошадиной повозки – один цилиндр и 3,5 лошадиных силы.
Кстати, отличительной особенностью самых первых автомобилей была колонка руля справа вне зависимости от страны производителя. Впервые руль слева встречается на французском Шарроне (Charron) 1908 года выпуска. Он же отличается и небывалой для тех времен мощностью – 28 лошадиных сил с четырехцилиндровым двигателем. Такой мотор был использован бразильским пионером-авиатором Сантосом Дюмонтом в одном из его полетов.
Вызывает улыбку Делаж (Delage), Франция, 1912 года, с местом для тещи. В открытой задней части кузова, что-то вроде пикапа, имеется сиденье для еще одного пассажира, но настолько маленькое и неудобное, что остроумные французы придумали возить там матушку дражайшей супруги. Кстати, двигатель у этого экспоната четырехцилиндровый, и заменяет собой 20 лошадей.
А вот первый автомобиль из представленных в музее, известный в наши дни – американский Бьюик (Buick) 1916 года уже с левосторонней рулевой колонкой и откидным верхом. Он также имеет мотор в 4 цилиндра, обеспечивающий 27 л.с.
Гоночный английский «Барон Аккройд» (Barron Akroyd) 1912 года, двухцилиндровый двенадцатисильный, был даже назван своим хозяином «Эль Памперо» (El Pampero). Его пилот погиб в первой мировой войне, а сам автомобиль был куплен в Англии.
Заслуживает отдельного упоминания итальянская Лянча (Lancia) 1919 года выпуска – первая модель, выпущенная после Первой Мировой войны. Обладательница 4-цилиндрового двигателя имела 30 л.с. и весьма элегантную внешность, особенно учитывая, что во время войны завод выпускал бронетехнику. Кстати, и эта модель была праворульной.
Далее следует целая галерея марок, не доживших до наших дней, названия которых известны исключительно автомобилистам-интеллектуалам. Например, Грахам Пейдж (graham-paige), модель Кавальер (Cavalier), выпущенная в 1936 году с 6-цилиндровым 3,5 литровым двигателем. Существование марки закончилось в 1945 году. Эта модель была сконструирована для Ватикана и стала прообразом «Папамобиля». Испано-Сюиза (Hispano-Suiza) 1920 года, бывшая в те времена образцом престижа в испанском автомобилестроении. Мощностью, кстати, не отличалась при этом – всего каких-то 16 л.с. Крест на этой марке поставила Вторая Мировая. Минерва (Minerva) из Бельгии 1919 года выпуска. Она-то значительно мощнее – 6 цилиндров и 30 л.с.Марка также дожила до 40-х гг ХХ века.
Или, например, английский Моррис Минор (Morris Minor) В 1929 году состоялся дебют особо дешевой малолитражной марки Minor с двигателем рабочим объемом 847 см3 с верхним распределительным валом, который вскоре заменили на более дешевый нижнеклапанный мотор. По сравнению с предыдущими, эта марка прожила достаточно долго – лишь в 1983 году она прекратила свое существование.
И этот ряд названий, которые мало что говорят российскому обывателю, и знаком лишь ценителям и любителям автомобильной тематики, можно продолжать: Джексон (Jackson), Хоткис (Hotchkiss). В стенах музея можно с удивлением узнать о существовании некоего Панар-Левассора (Panhard et Levassor). Их собирали с 1894 по 1967 год. В Малаге стоит великолепный бело-голубой экземпляр 1937 года выпуска, модель 1936 года, с романтическим названием «Полночный дьявол». Что интересно – место водителя расположено в центре 3-местного сиденья. Для лучшего обзора, видимо, на передних дверных стойках располагаются скругленные окошки, а лобовое стекло чистят аж 3 дворника. Очень элегантное авто!
В малагском музее выставлен Фиат 500 (Fiat) сборки 1936 года, получивший прозвище «Мышонок» (Topolino). Эта модель оказалась первым серийным Фиатом, выпущенным по заказу Бенито Муссолини – дешевый, экономичный, вместительный. А также самый маленький автомобиль того времени. Двигатель имел объем 569 куб.см, мощность 18 л.с и разгонял машинку до 85 км/ч при расходе топлива 6 литров на 100км. Официально модель называлась Fiat 500 Zero-А. «Topolino» был оборудован независимой подвеской передних колес, синхронизированной КПП (это в 30-е годы!), гидравлическими тормозами.
Имеется также в музее раздел «Курьезы», по-другому и не назовешь. Это всего три автомобиля, но зато трехколесных! Именно трехколесные автомобили, вы не ошиблись, и это не опечатка. Были, оказывается, и такие. Это английский Морган (Morgan) 1926 г., имеющий аж 9 л.с.Подобное чудо природы прагматичные англичане начали производить, дабы уйти от налога на автомобили, поскольку трехколесное средство передвижения классифицировалось как мотоцикл. И длилась эта история аж до Второй Мировой, после которой начали производить машины с традиционным количеством колес. Кстати, эта марка до сих пор выпускается, все машины собираются вручную, и чтобы стать счастливым обладателем Моргана необходимо записываться на него за полтора-два года.
Но если у расчетливых британцев был корыстный интерес произвести такое вот авто-недоразумение до войны, то что сподвигло немцев создать в 1950 году трехколесную машину под названием Фулдамобиль (Fuldamobil) – загадка. Конечно, выжатая войной страна нуждалась в дешевом и экономичном транспорте… но кроме как курьезом в стране со столь мощным автопромом ЭТО не является. В экспозиции музея одноцилиндровый экземпляр 1955 года назван «Яйцо», и действительно похож на него и формой, и окраской. Помимо деревянного кузова, обшитого сверху тонким слоем алюминия, Fuldamobil отличался еще одним уникальным свойством. Говорят, чтобы включить заднюю передачу, его надо было заглушить, затем повернуть ключ зажигания в другую сторону, и двигатель просто начинал работать "задом наперед". Ну как такое можно назвать машиной, да еще в стране, которая производила Фольсквагены и Мерседесы?!
Вот в Чехословакии трехколесный Велорекс (Velorex) автомобилем и не называли, а трициклом, или «экипажем». Выставочный образец 1960 года с говорящим названием «Baby car» имел четыре цилиндра и развивал скорость аж до 30 км/ч. Ну, что сказать – иметь машину во все времена хотели все, даже те, кто не мог себе ее позволить.
Но для любителям люксовых брендов тоже есть на что посмотреть в музее Малаги. Чего стоит Мерседес (Mercedes 540к) 1937 года – «Символ мощи». Эта модель с 8-цилиндровым компрессорным двигателем объемом 5,4 литра была представлена на Парижском салоне 1936 года. В музее можно полюбоваться на один из 447 выпущеных подобных автомобилей. В те времена он относился к разряду спортивных – имел 180 л/с, развивал максимальную скорость до 170 км/ч (в это даже поверить сложновато – в те-то времена), и расходовал 29!!! литров топлива на 100 км. Воистину – роскошь, а не средство передвижения!
Не хуже и стоящий по соседству Бугатти (Bugatti) 1936 года. Представленный Type 57 был разработан сыном основателя компании Жаном Бугатти. Такие производили с 1934 по 1940 гг в классе Gran Turismo. Двигатель на 6 цилиндров и объемом 3,3 л позволял развивать скорость до 192 км/ч. Кстати, именно на подобной модели Жан Бугатти разбился в 1939 году в возрасте 30 лет.
Также можно посмотреть на Пежо (Peugeot) с откидным верхом 1937 года. Вернее, мне любопытно было увидеть символ этой марки образца 30-х гг.: внизу радиаторной решетки эмблемка с надписью «Peugeot», а на капоте отлитая из металла голова льва, разинутая в рыке – всем известно, что символика Пежо нетрадиционно претерпевала серьезные изменения на протяжении своей истории.
Или вот, например, английский Аллард (Allard) выпуска 1950 года. Промышленник Сидней Херберт Аллард был одним из крупнейших акционеров Форда, и любил машины и гонки. И в 1937 году надумал создать собственную марку, поставив на фордовское шасси кузов от гоночного Бугатти. Так получился первый «Аллард Спешиэл» (Allard Special). А потом он модернизировал собственное изобретение, поставив на него двигатель от Линкольна Зефир (Lincoln Zephyr). Позже будут использованы разработки Де Диона, Кадиллака и Крайслера. В общем, сплошной плагиат. Приказала долго жить марка в 1957 году, не перенеся британского налога на автомобили дороже 1000 фунтов стерлингов.
Привлекает внимание ярко-красный ФН (Fabrique National) – автомобиль, выпускавшийся Бельгийской национальной оружейной фабрикой, и применявшиеся еще во время Первой Мировой войны. Выставочный образец 1924 года с кузовом типа кабриолет похож на первый самолет – передние и задние места автономны друг от друга, и имеют отдельные лобовые стекла.
А уж вокруг Паккарда (Packard) американского президента Франклина Рузвельта стоит сфотографироваться, чтобы показывать детям, внукам и друзьям. Экземпляр 1939 года молочно-белого цвета с открытым верхом был оснащен мини-баром для удобства влиятельного хозяина. Причем рюмочки, графинчики и бутылочки до сих пор стоят на месте. Кто знает – возможно, те самые, из которых пил 32-й президент США.
Те, кто ни разу не слышал про американский автомобиль Пирс-Арроу (Pierce-Arrow) в Малаге могут на него даже посмотреть. Эта компания выпустила свои первые авто в 1901 году, а последние – в 1938, не пережив экономического кризиса, поскольку позиционировалась как люксовая марка – некоторые модели стоили 10 тыс. долл., в то время как вполне приличное авто можно было купить в далекие 30-е за 500-800 долларов.
Еще одна американская ретро-экзотика, недожившая до наших дней и знакомая исключительно любителям авто-старины – Десото (DeSoto) 1939 года. Первая модель этой марки увидела свет в 1928 году по инициативе Уолтера Крайслера. Chrysler Corporation создал под своим крылом автомобиль для среднего класса, назвав его в честь испанского конкистадора Эрнандо де Сото. Интересен факт, что после объявления об упразднении марки, Десото еще собирались на заводе из комплектующих, остававшихся на складе.
Вообще, серьезный удар по американскому автопрому нанесла Великая Депрессия, уничтожив множества автозаводов. Такая судьба настигла и Аубурн (Auburn). Марка умерла в 1937 году. Как свидетельство ее существования в музее стоит образец 1936 года. Информационная табличка гласит, что эта модель Спидстер (Speedster) была выставлена в музее Виктории и Альберта в Лондоне – крупнейшем музее декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кстати, на этом заводе в течение 2-х лет: 1936 и 1937 гг. собирали автомобили Корд (Cord). За это время было выпущено около 3 тыс. экземпляров.
Еще один американец с недолгой историей по прозвищу «Акулий нос» - Кайзер Даррин (Kaiser Darrin). Этот спортивный автомобиль выпускался всего год в 1954-м компанией Kaiser Motors. Эти автомобили разработал инженер Говард Даррин. Уникальной особенностью нового автомобиля были двери, которые сдвигались в передние крылья. Kaiser Darrin оснащался 6-цилиндровым двигателем «Willys» рабочим объёмом 161 куб. дюйм (2,6 л) и мощностью 90 л. с. (66,24 кВт) с максимальной скоростью 160 км/ч. Несмотря на запоминающийся дизайн и технические инновации, Kaiser Darrin не получил признания на рынке, во многом благодаря своей завышенной цене — $3668. Для сравнения, более известный и мощный Chevrolet Corvette первого поколения стоил $3523 и покупатели делали выбор в его пользу. Всего за производственный год было выпущено лишь 435 экземпляров. Впоследствии Даррин скупил оставшиеся автомобили, и, оснастив их мощными 270-сильными V8—двигателями Cadillac, продал последнюю партию (100 экземпляров) этих машин. Вот такой модернизированный экземпляр, переделанный в 1959 году, и остановился в Малаге.
Далее следует галерея автомобилей из так называемой «голливудской коллекции», символ американской мечты. Первым номером в ряду стоит Крайслер 1955 года с двигателем V8 6,3 л. мощностью 350 л.с. Подобных экземпляров было собрано всего 11, один из которых оказался в распоряжении монакских князей, и имел честь возить Грейс Келли. Еще один принадлежал 12-му президенту Португалии генералу Кравейру Лопесу. Кому именно принадлежал выставленный образец, сотрудники музея загадочно умалчивают.
Не хуже и стоящий рядом Кадиллак (Cadillac) 1948 года. У него, правда, всего 210 л.с. на 8 цилиндров, зато заявленный расход топлива 30 литров на 100 км!
Также выставлен непривычный российскому автолюбителю Тандербёрд (Thunderbird) 1956 года выпуска. По сравнению с двумя предыдущими просто слабак – всего 177 лошадей под капотом. Зато эта марка была основателем сегмента «Personal Luxury Car» - авто для состоятельных, предпочитающих крутить баранку самостоятельно. Табличка гласит, что точно такой же только другой принадлежал Артуру Миллеру, прославившемуся благодаря браку с Мерлин Монро. Кстати, и выпускались эти машины до 2005 года с небольшим перерывом в производстве в конце 90-хх.
Или еще один Кадиллак длинной более 6 метров мощностью 345 л.с. Длинный и белый, как стрела, отделка хромом, и ракетные крылья сзади. И это в 1959 году! И розовый Кадиллак1972 года уже 380 л.с. – любимый цвет любимой марки Элвиса Пресли. Между прочим, рядом с этим экземпляром стоит табличка «сдается в аренду». Сотрудница с ресепшена пояснила нам, что некоторые автомобили, как например этот розовый Кадиллак, можно арендовать для поездки с шофером в пределах города. Стоимость такого развлечения составляет от 500 до 1000 евро за одну поездку, в зависимости от длины маршрута.
Белоснежный Экскалибур (Excalibur), совсем молоденький по сравнению с другими экспонатами – 1985 года. Автомобиль был впервые представлен почтенной публике в 1963 году, и представлял собой стилизацию под Mercedes-Benz SSK 1928 года для Студебейкера. Таких было собрано всего 115 штук.
Роллс-Ройс 1985 года сборки, по заказу владельца декорированный по всему кузову стразами Сваровски размером по 2 см, а уж капот просто выложен ими! Двойной шик, отдающий то ли бешеными деньгами, то ли отсутствием вкуса.
Но вообще, Роллс-Ройсный ряд музея весьма богат как количеством экземпляров, так и их разнообразием. Здесь и Фантом-3 1936 года выпуска под названием «Авто для миллионеров» (хотя, когда Роллсы были для бедных?). И модель 1921 года с деревянной внешней отделкой дверей. И маленький Роллс-Ройс образца 1924 года, когда после Первой Мировой войны пришлось выпускать небольшие автомобили. А уж Роллс 1966 года, раскрашенный как Роллс-Ройс Джона Леннона – под хохлому – просто вне конкуренции. Согласно табличке, «Психоделический отражает психологию хиппи 60-х гг».
Но также как и экспонаты 19-го века, не менее уникальны и раритетны произведения 21-го, выставленные в музее. Например, Солар (Solar) 2009 года – автомобиль на солнечных батареях, собранный в Германии для участия в гонках в Австралии в 2007 году. Прототип Гидроген (Hidrogeno) 2010 года, работает на водороде, выделенном из воды, и больше похожий на автомобиль для Бетмена (исключая его нежный зелененький цвет).
Или, например, Ягуар (Jaguar) 1952 года. Модель ХК 120 Родстер совершенно справедливо названа «Черная кошка». Эту модель разработали для лондонской выставки в 1948 году. Ну а на ярко-красный экспонат Мазератти (Maserati) 1950 года, названный «Плейбой кар» можно посмотреть с умилением и превосходством интеллигентного человека, имеющего более духовные ценности.
Также в отдельном зале выставлены дизайнерские автомобили. Вернее, дизайнерски оформленные. К таковым можно отнести, например, Форд 1934 года. Модель «Серебряная рука», разработана дизайнером Мануэлем Хересом. Весь автомобиль покрашен мерцающей серебристой краской и украшен стразами Сваровски. Еще один Форд Формула. Произведен дизайнерским ателье для тренировки пилотов Формулы-1. Этот фордовско-дизайнерский ряд дополняет еще один экземпляр 1929 года по прозвищу «Золотой череп». Золотой череп на капоте придумала и разместила Сусанна Мартинс. А дизайнер Пауло Роса придумал расписать роспись по мотивам преисподней – такой автомобиль дьявола получился.
Апофеозом же всей выставки считается французский Розенгард (Rosengart) выпуска 1934 года, помещенная организаторами в кусочек дикой природы, проросшая травой и увязшая в непроездных кустах. Стоящая рядом табличка поясняет философию экспозиции: что бы человек ни делал, как бы ни уничтожал естественную природу, она все равно победит и переживет любые достижения цивилизации. Возможно, так и будет.
Комментарии
Подписаться