Дебют Тайлера из Odd Future, свежая работа Wild Beasts и другие альбомы недели
Альбом Shabazz Palaces, проект Марка Притчарда и Стива Спейсека Africa Hitech, а также пластинки Shine 2009, EMA и Nocow
Tyler, the Creator «Goblin»
|
|
Тур в воспаленное сознание самого громкого дебютанта последнего времени Pitchfork: «"Goblin" не звучит как запись дурашки, улыбающегося ребенка в высоких носках, который катается верхом на Джимми Фэллоне. Это темный сиквел более доступному и дружелюбному "Bastard", мрачный, тягучий, монолитный и, возможно, даже утомительный. Неудобный и смелый, жестокий, но правдивый взгляд Тайлера внутрь себя». |
История восхождения Тайлера достойна своего места в учебниках маркетинга — каждый его шаг выглядит органично и действует безотказно, что даже его недавнее задержание полицейским выглядит как еще один ход в большой промокампании нового альбома. За последний год Тайлер доказал, с какой легкостью и грацией можно вертеть законами музыкального бизнеса, но, как резонно заметили в комментариях в Donuts, его персонаж выходит настолько ярким, что может стать интересней музыки. Предсказав такой расклад, молодой рэпер посвятил альбом себе же, своим персонажам и конфликтах/дружбе между ними. «Goblin» начинается с похода Тайлера к психотерапевту по имени ТиСи, которым в конечном счете сам и оказывается. Следующий час Тайлер рефлексирует, копается в своих кошмарах, мечтает о девушках, мечется между темными и светлыми силами и в конце концов перестреливает всех участников своей группы. Следом идет инструментальный космоджем «Au79», а заканчивается альбом номером «Golden», где доктор ТиСи дает ему выговорить последние мысли, пока медсестра не вырубила Тайлера двойной дозой транквилизатора. |
|
Первое впечатление от «Goblin» в блоге Donuts |
Обсуждать «Goblin» с точки зрения музыки не приходится — «минусы» отличаются друг от друга лишь в те моменты, когда за семплер берется соратник Лэфт Брэйн. Половина треков играют со скоростью семьдесят ударов в минуту и идут порой по шесть-семь минут, а о недружелюбном хронометраже на час с излишком написали в каждом втором ревью на этот альбом. Но вся соль оказалась именно в драматичной игре Тайлера, тинейджера, который сорвал джекпот, а вскоре запутался в своих многочисленных альтер эго. Это увлекательная поездка прямо в голову одного из самых одиозных персонажей сегодняшней музыки, в которой, правда, нечего делать без хорошего путеводителя. Ю.К.
Wild Beasts «Smother»
|
|
Третий выход барочного и порочного инди-поп-коллектива Dot Music: «В целом “Smother” восхитителен. Это альбом группы с большим умом, добрым сердцем, внимательными ушами и круглосуточной эрекцией».MySpace |
Предыдущая пластинка Wild Beasts называлась «Два танцора», и ее содержание недвусмысленно давало понять, что танец — это, собственно, секс. «Two Dancers» был страстным, иногда жестоким и всегда драматичным, а музыкально все было представлено в виде игры двух голосов — высокого и очень высокого, постпанковых гитар, барочной атмосферы и порочных текстов. Сами музыканты позже заявляли, что записывали альбом, находясь в постоянном напряжении — им нужно было и порадовать первых поклонников, кому пришелся по душе их дебют «Limbo, Panto», и сказать все, что хочется, и лейблу угодить, и творчески развиться. У них, судя по всему, получилось — критики дружно объявили «Two Dancers» одной из лучших пластинок 2009 года, и группа была в двух шагах от престижной английской премии Mercury Prize, которую у них выхватили из-под носа The xx. Но повторять такую нервотрепку Wild Beasts особого желания не испытывали и записали «Smother» в спокойном состоянии полного душевного равновесия.
Поэтому если «Two Dancers» — это секс, то «Smother» — это последующий нежный разговор в мятой постели. То, что после всего случившегося Wild Beasts не отворачиваются к стенке храпеть, уже делает им честь, но и страсти былой тут, конечно, не найти. Тот же фальцет — только без попытки разбить очередной высокой нотой все сердца в округе, те же гитарные переборы — только в расслабленном темпе. При этом чем глубже погружаешься в альбом, тем заметнее, сколько всего скрыто в этой вроде бы простой записи. Если при первом прослушивании заявления музыкантов о том, что в студии они вдохновлялись работами Oneohtrix Point Never, Fuck Buttons и Стива Райха, кажутся издевательством, то позже, наоборот, поражаешься, как можно было столько тонких аранжировочных ходов провернуть так незаметно.
Под конец альбома, на песне «Burning», группа и впрямь будто готовится уснуть, но очухивается на «End Come Too Soon» — восьмиминутной финальной композиции, которая после получасового отдыха обещает снова вернуться к миру суеты, но уже, наверное, на следующей пластинке — тут есть и нервность, и взволнованное верещание. Это все, конечно, не значит, что «Smother» можно игнорировать и обратиться к Wild Beasts только через год-два — наоборот, стоит ознакомиться с альбомом как с примером того, как творческая усталость внезапно оборачивается крайне изобретательным спокойствием. Г.Б.
EMA «Past Life Martyred Saints»
|
|
Игра с наследием женской независимой рок-музыки последних лет |
|
|
Прошлая группа Эрики М. Андерсен распалась из-за того, что музыканты больше не могли выносить игру на собственных оголенных нервах. Ее новый проект EMA тоже тесно взаимодействует с сильными эмоциями, однако в этот раз у девушки проблем возникнуть не должно — в составе помимо нее больше никого нет.
«Past Life Martyred Saints» аккуратно воспроизводит все особенно экзальтированные проявления женской независимой музыки последних тридцати лет. Когда Эрика декламирует поверх белого шума, она — Ким Гордон. Когда срывается в поэтизированный галоп — Патти Смит. Когда раздумывает о жизни под гитару — нынешняя инкарнация Пи Джей Харви. Притом речь, конечно, идет не о банальном воровстве у вышеперечисленных исполнительниц — все песни на альбоме сделаны с умом и сердцем. Тут вообще странно говорить о вторичности, скорее приходит мысль: вот раньше бабы-то были, на века строили. Эрике на всю жизнь хватит, и дочке своей еще передаст. А.С.
Shabazz Palaces «Black Up»
|
|
Новый альбом группы заслуженного хип-хоп-деятеля |
|
|
Когда два года назад появились Shabazz Palaces, их встречали как новичков года. Когда выяснилось, что заправляет в трио Ишмаэль Батлер, один из самых удивительных рэперов девяностых и даже обладатель «Грэмми», интересующиеся люди среагировали в духе «ну сейчас он молодым покажет».
Новый альбом Shabazz Palaces если что и демонстрирует, так в первую очередь то, что до молодых им решительно никакого дела нет. Снова замысловатые биты — где-то между джаз-рэпом главной группы Батлера Digable Planets и всем хорошим, что с немейнстримным хип-хопом произошло в нулевые. Снова вкрадчивая читка и названия треков минимум из десяти слов. Эта музыка людей, которые не собираются поучать, но поучиться у них стоит. А.С.
Africa Hitech «93 Million Miles»
|
|
Полнометражный дебют на Warp Records от дуэта двух видных электронщиков |
|
|
Электронщик Марк Притчард за двадцать лет работы успел издать пластинки практически во всех жанрах: от даунтемпо и эмбиента в девяностых до чикагского джука и детройтского техно и хип-хопа в нулевых. Пока Warp издавал записи Притчарда, на дружественном лейбле !K7 выходили релизы трио Spacek, в чьем видении современной электроники присутствовали R&B, соул, техно, брейкбит и трип-хоп. Начатый этими людьми всеохватывающий и всепоглощающий процесс не останавливается до сих пор, и в этом году Морган Зарате из Spacek записывает пластинку для Hyperdub, а Стив Спейсек выпускает на Warp альбом совместного с Марком Притчардом проекта Africa Hitech.
На «93 Million Miles» можно услышать все то, что когда-то повлияло на обоих музыкантов (те же техно, джук и хип-хоп), объединенные с африканскими темами, как с ямайским расслабленным звучанием, так и с пестрыми и быстрыми ритмами из ЮАР. При всем разнообразии получился ровно такой альбом, которого стоит ждать от Warp Records — булькающая эклектичная электроника, в которой с одинаковым вниманием и тщательностью поработали как со звучанием, так и с настроением и атмосферой. Г.Б.
Shine 2009 «Realism»
|
|
Дебют финской группы, переосмысливающей клубный поп девяностых |
|
|
Дуэт Shine 2009 в прошлом году успели причислить к волне нового шведского балеарика, не обращая внимания на их финское происхождение. На первом своем полноценном альбоме группа легко избавляется от прицепившегося клише — балеарик тут, конечно, имеется, но без тропических ритмов и инди-поп-гитар, как у скандинавских коллег, а в том же виде, в каком он звучал у поп-групп девяностых. По сути Shine 2009 смогли записать такой альбом, которого изначально ждали от группы Hurts, когда те еще не стали играть в большую эстраду и были известны лишь YouTube-хитом «Wonderful Life». То есть это такой обзор массовой поп-музыки начала девяностых, в который сквозь призму ностальгии попадает только все полюбившееся и проверенное временем. Но и пошутить, что Shine 2009 записали лучшую пластинку 1992 года, тоже не получается — это, безусловно, запись, которая могла появиться только в наши дни и которая сочетает ностальгию по девяностым с желанием сделать что-то такое же, но современное. И интересное в том числе и тем слушателям, которые в 1992-м только родились. Г.Б. |
|
Новое имя: Shine 2009 |
Nocow «Pulkovo Heights»
|
|
Образ Петербурга, обрисованный языком бас-музыки |
|
|
Второй релиз собственного импринта блога Gimme5 — массивная EP от питерского битмейкера Nocow, чуть недотягивающая по хронометражу до полноценного альбома. «Pulkovo Heights» демонстрирует, что Nocow хорошо знаком с последними веяниями гэридж-сцены и наверняка может даже спросонья назвать самых видных артистов лейблов R&S и Hotflush, но эти знания сильно не влияют на видение собственной музыки продюсера. EP оказывается не бедной попыткой угнаться за достижениями западных коллег, а рассказом о том, как такая музыка трансформируется, попадая на улицы Желтого города. Заглавный номер, написанный в соавторстве с Lapti — это туманный лефтфилд с агрессивным басовым риффом, а следующая, большая часть мини-альбома отведена для атмосферного мрачного тустеп-гэриджа, в котором многие наверняка услышат влияние Burial. Под конец Nocow выдает пару номеров с кликающим и щелкающим звучанием как у Mount Kimbie и невокального Джеймса Блейка.
В целом это всеобъемлющая по стилям EP, мешающая гэридж, драм-н-бейс, техно и инструментальный хип-хоп, но не рассыпающаяся на отдельные, не связанные номера. Если все вышеперечисленные сравнения весьма условны, то вполне уместно будет сравнить «Pulkovo Heights» с прошлогодней EP лондонца Pariah «Safehouses», на которой тот так же эклектично собирал образ Лондона. У Nocow схожая цель — он рассказывает про Петербург, и те же средства — современная бас-музыка, но результат, конечно, совсем неидентичный и заслуживающий как минимум ознакомления. Г.Б.
Комментарии
Подписаться