Андрей Бахурин: «…Кроме flash существует масса намного более приспособленных для созданияанимации программ»
Практически каждый из нас вряд ли относится равнодушно к мультфильмам. Взрослея, мы открываем в них для себя новую энергию, - где-то загадочную, в чём-то пугающую, а иногда и вообще сверхчеловеческую. За прошедшие 3-4 года году я отметил для себя, что в Петербурге, да и не только, резко возрос интерес к различной мультипликации – в кинотеатрах залы переполнены во время показов отечественной и западной мультипликации в рамках различных фестивалей. На клубных площадках проводятся мероприятия так или иначе связанные с мультипликацией. На Интернет сайтах количество просмотров мультфильмов исчисляется десятками и сотнями тысяч. Новые произведения, старые классические, мы смотрим всё, - оцениваем, голосуем, спорим. С чем это напрямую связано, сказать достаточно сложно. Попробую предположить, что современное полнометражное художественное кино, продукт чересчур навязчивый, перегруженный бюджетами и рекламой, избитый штампами, прошитый сплошными социальными подтекстами. Хочется новых идей, лёгкости изображения и простых, но гениальных решений. В мультфильмах это ощущение переходит в иную реальность, мы теряем опыт,оголяемся и открываемся перед художником. Над нами смеются, но глупцами от этого мы не становимся, скорее наоборот – приобретаем так нужную нам непосредственность, своё место в жизни. Возвращаемся к состоянию неоперившегося птенца.Известный петербургский художник-аниматор Андрей Бахурин, как выяснилось, смотрит на мир буквально глазами своих героев, наблюдает и скромно об этом рассуждает, переживает, проводит через себя, недоумевает… и вообще он белка-летяга, как выяснилось на фотосессии.Приближаемся и смотрим в глаза талантливому автору Кровавого Цирка Кукол-Уродов, призёру многочисленных международных фестивалей, одному из авторов и непосредственному участнику проекта КОМС (Концептуально ОтличающаясяМультипликационная Система).
ИНОЕКИНО -Приветствую тебя, Андрей! Известно, что у тебя историческое и филологическое образование. Почему тогда ты работаешь веб-дизайнером?
А.Б. - Хороший вопрос. Хотел бы я знать на него ответ... Но я работаю не только веб-дизайнером, а еще и переводчиком, стало быть по специальности. Время от времени помогаю, кстати, аниматорам - делаю им английские титры. Например, несколько выпусков "Горы самоцветов" перевел и другие мультфильмы.
ИНОЕКИНО - Можешь как-то вкратце описать процесс создания мультфильмов?
А.Б. - Рисуется одна картинка. Затем другая, почти такая же. Как в журнале: "найдите 10 отличий". Третья картинка выглядит практически копией второй, но тоже чем-то отличается. Когда нарисованы 25 таких картинок, можно сказать, что у вас готова одна секунда анимации!
ИНОЕКИНО - И сколько времени у тебя обычно уходит на создание 5 минутного мультфильма?
А.Б. - От двух месяцев до четырех лет.
ИНОЕКИНО - А "Папину Библиотеку" ты за какой срок смастерил? Правда, что в этом мультфильме присутствует степень автобиографичности?
А.Б. - Не помню,сколько делал. Когда я выходил в Суздале на сцену объявлять этот фильм, сказал - то, что вы сейчас увидите - придуманная история, ко мне никакого отношения не имеющая. В результате, ни у кого не возникло сомнений, что мультик про меня. Кажется, это именно тот случай, когда, сколько бы я не отнекивался от автобиографичности - бесполезно. Так что пиши, как хочешь.
ИНОЕКИНО - Андрей, расскажи немного о твоем участие в проекте КОМС?
А.Б. - С Павлом Мунтяном мы познакомились на форуме www.multikov.net Тогда он вдруг задумал сайт под названием КОМС, где будет анимация "не для всех". Сначала я отнесся к этому скептически. У меня уже был собственный сайт, не понятно, зачем плодить что-то еще. Но со временем выяснилось, что КОМС действительно необходим и жизнеспособен. Появилось достаточно много интересных авторов. И очень разных. А КОМС - это возможность сосредоточиться над созданием мультфильма и не думать о чисто технических проблемах, которые я, например, ненавижу.
ИНОЕКИНО - По какому принципу ты выбираешь людей для озвучивания героев своих мультфильмов? Вообще, если я правильно заметил, для тебя важно присутствие голоса у персонажей в твоих мультфильмах, что тебя сразу отличает от других аниматоров, участников КОМС.
А.Б. - Для озвучивания персонажей я обращаюсь к своим друзьям. Среди них есть много артистичных людей, с характерным голосом. Обычно, работая над персонажем, я уже знаю, кого стоит пригласить. К счастью, мои друзья никогда не отказывают,приходят с готовностью. Обычно я прошу их не роль играть, а просто говорить текст, без каких-либо эмоций. Как правило, достаточно одного двух дублей, чтобы добиться результата. Сам я давно отказался от собственного голоса в мультфильмах - мне он совсем не нравится.
ИНОЕКИНО - "Яму самокатов" за сколько дублей озвучивали? И как удалось добиться эффекта "пьяного угара" в озвучке мультфильма? Натуральными способами?
А.Б. - У меня есть три хороших приятеля, они мастера разговорного жанра. Когда сидишь с ними в кабаке, то и дело разбрызгиваешь пиво, слушая их идиотские разговоры. За это их и люблю. Федя Громов (гитарист моей бывшей группы "Амонтильядо") вообще прирожденный артист. Он озвучивал "Жлобинские игрушки" и "Папину библиотеку". Фил Давиденко (гитарист моей бывшей группы "СССР") озвучивал "Сонин побег". Происходило это поздно вечером у меня дома. Когда стали записывать храп, я уже был уверен, что соседи звонят в милицию. Ну вот. Алексей Акопов вообще профессионал: он ди-джей на радио. Пришли они действительно абсолютно трезвые. Усадил их и говорю: представьте себе, что у вас застолье. Вы уже пропустили первую, вторую. Душа парит, но язык еще не заплетается. А тут по телевизору показывают мультик. Вот и поиздевайтесь над ним, как в голову взбредет, только без мата. Они выслушали меня, переглянулись и хором сказали: "чего же ты, сука, заранее не предупредил. Мы бы хоть пузырь по дороге купили". Записали шесть дублей, после чего пришлось остановиться, ввиду того, что у меня челюсти свело. К сожалению, запись получилась отвратительная из-за убогой компьютерной техники. Я до сих пор удивляюсь, каким образом мой звукорежиссер Женя Викки умудрился выправить ее до такого уровня, что стали слышны слова...
ИНОЕКИНО - Как думаешь, с появлением флэш-анимации, обычная мультипликация не потеряла своего обаяния? Стоит ли вообще эти два жанра сравнивать?
А.Б. - Пытаюсь понять, чем флэш мог так навредить традиционной анимации. Может быть своим демократизмом? Тем, что все кому не лень могут сесть за флэш, из-за чего анимация лишилась своей эзотеричности? Не знаю. Мне кажется, вопрос так не стоит. Флэш - просто удобная программа для анимации. Лично мне она много дала,но сейчас, кажется, все ее возможности для меня исчерпаны. По большому счету,флэш возник в период, когда все сидели на дайл-ап модемах и не могли качать видео. Тогда легковесный векторный формат был нужен как воздух. Теперь же, когда никого не пугают размеры файла в 100 Мб, во флэше в принципе нет никакой необходимости. Мне кажется, все забудут его как страшный сон постепенно. И он станет, как и должен быть, чисто программой для создания интерактивных приложений.
ИНОЕКИНО - И что тогда будешь делать ты? Мы тебя не потеряем, как мультипликатора?
А.Б. - Я имею ввиду не смену деятельности, а говорю о развитии технологии. Кроме flash существует масса намного более приспособленных для создания анимации программ.
ИНОЕКИНО - Скажи, Андрей, а тебе никогда не хотелось уехать из Петербурга? Есть ли в этом городе, то, от чего тебе не уютно?
А.Б. - Не хотелось. Но мало ли что в жизни бывает. Когда выезжаю в какое-то другое место, не важно куда, первое, что бросается в глаза - чистота. Будь то Европа, Белоруссия, российская заМКАДовская глубинка... Такой помойки как у нас здесь я не встречал нигде. Ходить по какашкам весьма неуютно.
ИНОЕКИНО - Вот говорят "на вкус и цвет...". Что это, по-твоему, истина, оправдание отсутствия вкуса, либо просто повод закончить спор?
А.Б. - Понятия не имею. Наверное, это повод начать спор с применением грубой физической силы.
ИНОЕКИНО - На рок-концерты любишь ходить?
А.Б. - Похаживаю иногда.
ИНОЕКИНО - Андрей,что тебе ближе, ночь или день, осень или весна?
А.Б. - Люблю весну и утро!
ИНОЕКИНО - Под кофе с сигаретой утром легче просыпаться?
А.Б. - Просыпаюсь,и на пробежку с плеером! Надо, кстати, обновить в нем музыку, наконец.
ИНОЕКИНО – В здоровом теле здоровый дух?
А.Б. – А в чистом– чистый!
ИНОЕКИНО - Скажи, а часто ли тебе снятся различные необычные сны? Соприкасаются ли они с твоим творчеством?
А.Б. - Сны я вижу каждую ночь. Захватывающие и умопомрачительные. Иногда повторяются, иногда многосерийные. Но я почти никогда их не помню. Где-то читал, что это означает,что я здоров. Однажды поставил у подушки магнитофон. Утром, находясь в пограничном состоянии между сном и реальностью, наговорил на кассету свой сон. Проснувшись, не помнил его абсолютно. Но после того как послушал кассету, решил больше подобных экспериментов не проводить.
ИНОЕКИНО - Ты услышал потаенный смысл?
А.Б. - Такой потаенный, что лучше о нем вовсе не знать. Можешь сам как-нибудь попробовать на досуге. Но вообще, если запоминаю что-нибудь, бывает, использую. То картину напишу, то один раз целый киносценарий родил, даже снять пытался.
ИНОЕКИНО - Андрей, я знаю, что ты не приемлешь никаких наркотиков, нет нужды в них или просто существует какая-то замена им?
А.Б. - Мне кажется, замена может иметь место, когда речь идет о чем-то необходимом. Например, будь я серьезно больным человеком, остановить мучения которого мог бытолько морфий, то я, возможно, попытался бы придумать ему замену. Например,отрезать ногу или что-то вроде этого.
ИНОЕКИНО - Может алкоголь?
А.Б. - Точно! Набухаться и отпилить ногу!
ИНОЕКИНО - Как ты себя ощущаешь на различных фестивалях? Не мешает ли присутствие духа некой "богемщины", если конечно таковой имеется?
А.Б. - Мне ничего не мешает. Обычно фестивали походят на рыбалку: наливай, да пей. Потом выгребаешь из кармана визитки продюсеров, силясь вспомнить, о чем ты с ними говорил.
ИНОЕКИНО - Сам вообще часто смотришь мультфильмы, может быть, кинематограф более жалуешь?
А.Б. - Я стараюсь смотреть как можно больше мультиков. Раньше в этом помогали фестивали, теперь Интернет. А так, я не выделяю один вид искусства над другим. И музыка, икино, и анимация, и литература, и живопись, и танцы - все это очень важные элементы культуры, без них нормальная жизнь невозможна!
ИНОЕКИНО - А что такое "нормальная жизнь"?
А.Б. - Жизнь с ощущением своего важного места в обществе. Норма это социальное понятие.
ИНОЕКИНО - Известно, что ты играл в питерской группе "Амонтильядо" и в проекте СССР. Почему ты сейчас отошёл от музыкальных дел? Или это не совсем так?
А.Б. - Отошел, потому что рок-музыка - дело молодых. Когда я собирал группу (лет 17 мне было), пообещал себе бросить, когда доживу до 25 лет. Это одно из немногих моих решений того времени, под которым я и сейчас бы подписался не раздумывая.
ИНОЕКИНО - А во сколько лет тогда бросишь создание мультфильмов?
А.Б. - В 17 лет я к мультфильмам отношения не имел, только как зритель. Поэтому о подобных вещах не задумывался. А теперь меня прогнозы не беспокоят. Как любое проявление максимализма.
ИНОЕКИНО - То есть в "большой мультипликации" ты бы не нашёл себе места?
А.Б. - Надеюсь, "большая мультипликация" достаточно большая, чтобы вместить такого маленького меня.
ИНОЕКИНО - Андрей, расскажи пожалуйста историю, связанную с написанием мультфильма на песню проекта Майка Паттона Tomahawk?
А.Б. - Я тогдапостоянно слушал Mr. Bungle. Это одна из групп Выдающегося Музыканта Современности Майка Паттона. А как только начал рисовать мультики, появилась мечта сделать клип на одну из песен этой группы. Написал им письмо. Мне ответил Грег Веркмэн - партнер Паттона по лейблу "Ipecac Recordings". Сказал,что все права на музыку Mr.Bungle принадлежат компании Warner Brothers и заметил, что "and they don't know what they're doing". Поэтому для клипа я выбрал другую группу Майка Паттона Tomahawk. Рисовал мультик на свой страх и риск. Уже готовый отослал им и ждал ответа - места себе не находил.Такая вот история.
ИНОЕКИНО - Поклонники не донимают через сайт scary.ru?
А.Б. - Нет, я очень люблю читать письма, которые приходят мне с сайта. И почти всегда отвечаю.
ИНОЕКИНО - Из каких городов в основном пишут? И попадались какие-нибудь "странные" письма, просьбы?
А.Б. - Пишут в основном из Москвы, поскольку половина русского Интернета находится в столице. Просьбы, в основном, одни и те же - сделайте нам клип, сделайте нам мультфильм, повесьте нашу рекламу... У меня ответы на все эти просьбы опубликованы на странице часто задаваемых вопросов.
ИНОЕКИНО - Тебе близок чёрный юмор, сарказм, или ты не подразделяешь юмор такими категориями?
А.Б. - В юморе я больше всего ценю абсурд. Я большой поклонник так называемого английского юмора: он абсурден по своей природе. Все время, сталкиваясь с ним, смеюсь!
ИНОЕКИНО - Андрей, ты на выборы ходил?
А.Б. - Отвозил туда бабушку, которая самостоятельно передвигаться не может.
ИНОЕКИНО - От 2008 года что-нибудь ждёшь? Не страшно?
А.Б. - На прошлый Новый Год, подняв бокал шампанского, не загадал ни одного желания. Кажется, нет ничего, что я мог бы себе пожелать. Не знаю, радоваться этому или горевать
Подготовка материала и фото: Алексей Бажин (ИНОЕКИНО)
Примечание: интервью взято в конце 2007 года.
Ссылик по теме:
сайт ИНОЕКИНО - http://www.inoekino.ru/
сайт КОМС - http://koms.ru/
сайт Андрея Бахурина - http://scary.ru/
Комментарии
Подписаться