Views Comments Previous Next Search

Be Modern

257687
Написалahmad_tea17 ноября 2010

Tate Modern: музей современного искусства



Be Modern. Изображение № 1.



     
     



Екатерина Пронина — студентка колледжа Central St. Martins. До переезда в Лондон работала freelance дизайнером у Дениса Симачёва. Была соорганизатором выставки по случаю открытия «Кузнецкого Моста 20». Любит рисовать и делать коллажи, её иллюстрации можно найти в LAM magazine. Катя сходит с ума по кошечкам, мальчикам и Фрэнсису Бэкону.


Под общим названием Тейт понимают сеть из четырех музеев — Тейт Британ (раньше — Галерея Тейт, учрежден в 1897 году), Тейт Ливерпуль (учрежден в 1988 году), Тейт Сейнт Ив, Корнуелл (1993г.) и Тейт Модерн, Лондон (с 2000 года). Последний является музеем современного искусства, в котором собрана впечатляющая коллекция Британского и мирового искусства с 1900 года до наших дней.

Be Modern. Изображение № 2.


Тейт Модерн располагается на месте бывшей электростанции, построенной в два этапа. С 1947 по 1963, электростанция была возведена по проекту архитектора Джайлса Гилберта Скотта. После того как электростанцию закрыли, здание было перестроено архитектурной компанией Herzog & de Meuron и строительной фирмой Carillion, в результате чего его высота увеличилась до 99 м.  Мимо Тейт Модерн нельзя просто пройти, настолько он впечатляет. В 2008 году вышел документальный фильм, под названием Architects Herzog and de Meuron: Alchemy of Building & Tate Modern (Архитекторы Херцог и де Мерон: Алхимия строительства галереи «Тейт Модерн»), где история объекта раскрывается с разных, иногда даже фантастических, сторон.

Be Modern. Изображение № 6.


Be Modern. Изображение № 10.


Галереи и экспозиция

В силу консервативности взглядов руководства Тейта и соответствующей политики закупок, экспонаты размещены тематически, в традиционном историко-хронологическом порядке. Получились четыре большие группы: «Обнаженная натура /Действие/Тело», «Натура и действие», «Пейзаж/Материя/Среда», «Натюрморт/Предмет/Реальная жизнь», «История/Память/Общество». В одном и том же помещении соседствуют произведения самых разных стилей, времен и направлений: Клод Моне составляет пару Чарлзу Лонгу, картины Матисса — замысловатым пространственным конструкциям 80-х годов.

Постоянная экспозиция Тейт располагается только на двух из семи ее этажей — третьем и пятом. Четвертый этаж предназначен целиком для временных выставок. Самый нижний — турбинный зал, в определенный период размещающий крупномасштабные работы современных художников. Остальное пространство отведено под хранилища, научные центры, лекционные помещения, кинозалы и рестораны. 

Здесь располагается самый большой в Европе книжный магазин при музее, с великолепным выбором книг и альбомов по искусству. Тут же журналы, открытки, игрушки. В каком-то смысле Тейт стал брендом — в расположенных на территории музея магазинах можно приобрести бессчетное количество вещей с символикой галереи. Ассортимент — от красок и глины до одежды и аксессуаров. Современное искусство тесно связано с дизайном, так что товары такого толка разлетаются в магазине как горячие пирожки. 

Be Modern. Изображение № 11.


Be Modern. Изображение № 24.


Этаж 3

Бродить по залам Тейт можно часами напролет. Третий уровень галереи объединяет художников-сюрреалистов, абстракционистов и импрессионистов. Начинается все с Пабло Пикассо, дальше следует Жоан Миро с его эротической художественной поэмой, американец Дэвид Смит, в молодости подрабатывающий сварщиком, и затем прославившийся своими стальными абстрактными скульптурами. Многократно искаженные, как в кривых зеркалах, друг в друге портреты Фрэнсиса Бэкона и Пабло Пикассо вызывают приятное головокружение. Сдвиг фрагментов тел на портретах символизирует новый взгляд на человеческую фигуру.

В своем стремлении помочь посетителям постичь смысл представленных здесь произведений, кураторы музея применяют самые разнообразные способы. Например, разглядывая напоминающее детский рисунок полотно Константа Ньюэнхауса и, нажав кнопочку на аудиогиде, можно прослушать ответы детей на вопрос, что они видят на этой картине.

В отдельной затемненной комнате зрители завороженно наблюдают за загадочным и прекрасным фильмом Майи Дерен «Полуденные сети», в котором сплелись черты сюрреализма и американского экспериментального кино. По соседству висят работы Макса Эрнста, одного из основоположников дадаизма, а рядом многослойные коллажи Курта Швиттерса. Здесь яростная экспрессия Джексона Поллока, изысканность Клода Моне, переливы цвета Марка Ротко и сложная колористика Герхарда Рихтера. Клиффорд Стилл с его потрясающей работой «1952 — No. 2» ярко-ультрамаринового цвета. Дальше идет зал с массивными монохромными холстами художницы Агнес Мартин, поражающими нежной пастельной палитрой в сочетании с экспрессивным монументализмом.

Be Modern. Изображение № 25.


Be Modern. Изображение № 37.


Этаж 5

На пятом уровне музея окунаешься в творчество художников, следовавших течениям Кубизма, Футуризма и Вортицизма. Представители Поп-арта Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн занимают здесь значительную часть выставочного пространства и соседствуют с Эдуардо Паолоцци, который представлен провокационным в свое время короткометражным фильмом «История ни о чем». 

Дальше Матисс и Боннар кружат голову каждому вошедшему сложностью цветовых переливов и тонкостью работы кистью. Невозможно пройти мимо Бриджит Рили. Несмотря на то, что ее работы абстрактны, их простой смысл связан с тем, как мы смотрим на мир. Стараясь стимулировать и контролировать реакции восприятия, она пришла к тому, что даже тончайшие корректировки цвета приводят к экстраординарным изменениям в видении. Повторяющиеся единообразные арабески вносят четкий ритм и расширяют пространство в композиции. 

Be Modern. Изображение № 38.


Be Modern. Изображение № 48.


Этаж 1 — Турбинный зал

На самом нижнем этаже Тейта — Турбинный зал. В период с октября по март пространство заполняется, как правило, масштабными работами современных художников. 


Художники, выставлявшие в турбинном зале работы, сделанные под заказ:

• 2000 год — Луиза Буржуа (Louise Bourgeois) — Maman, I Do, I Undo, I Redo

• 2001 год — Хуан Муньоз (Juan Muñoz) — Double Bind

• 2002 год — Аниш Капур (Anish Kapoor) — Marsyas

• 2003 год — Олафур Элиассон (Olafur Eliasson) — The Weather Project

• 2004 год — Брюс Номан (Bruce Nauman) — Raw Materials

• 2005 год — Рэйчел Уайтрид (Rachel Whiteread) — Embankment 

• 2006 год — Карстен Хеллер (Carsten Höller) — Test Site 

• 2007 год — Дорис Сальседо (Doris Salcedo) — Shibboleth 

• 2008 год — Доминик Гонсалез-Ферстер (Dominique Gonzalez-Foerster) — TH.2058

• 2009 год — Мирослав Балка (Miroslaw Balka) — How it is


В этом году представляет свою работу недавно арестованный политически активный китайский художник Ай Вэйвэй. Если посмотреть на его «Семена Подсолнуха» со второго этажа, то увидишь только неопределенную серую массу. Можно сказать, что это слегка разочаровывает. Подходя ближе, становится понятно — это семечки. Целых 100 миллионов семечек (и это — точная цифра). Висящая рядом табличка объясняет — все эти миллионы семечек сделаны из фарфора, покрашены вручную и за всем этим стоят 1, 600 квалифицированных ремесленников из китайского города Цзиндэчжэнь. 

«Семена Подсолнуха» о повседневной жизни — о затерянности в толпе, голоде (во времена Культурной Революции подсолнечник — один из основных продуктов питания), коллективном начале и выносливости китайской индустрии. Это работа о диалоге искусства с культурой и социумом. Здесь с легкостью погружаешься в бездонное количество интерпретаций, и эта игра начинает завлекать тебя, как зыбучий песок, поражая своей множественной лаконичной красотой.

Be Modern. Изображение № 49.


Знакомиться с искусством в Тейт легко и удобно. Почти в каждом зале можно увидеть детей, рисующих цветными карандашами прямо на полу перед картинами. В холлах на каждом этаже для самых маленьких посетителей музея установлены специальные автоматы, где дети в игровой форме познают современное искусство, пока их родители смотрят тематические фильмы о художниках и художественных направлениях.

На стенах можно наглядно проследить всю историю развития искусства ХХ века в именах художников, повлиявших на процесс его развития. Это так называемый График времени, созданный специально для Тейт талантливым иллюстратором и графическим дизайнером Сарой Фанелли. Сейчас такой график всех главных событий в мире искусства прошлого века доступен в магазине при галерее.

Be Modern. Изображение № 55.


Закончить такой отличный день стоит на седьмом этаже — здесь открывается прекрасная панорама: на солнечную, или по традиции туманную набережную Темзы, главную резиденцию епископа англиканской церкви собор Св.Павла, и все это под безупречный аккомпанемент бананово-миндального пирога с чашкой горячего чая.

Be Modern. Изображение № 69.

Сайт Tate Modern


Be Modern. Изображение № 73.


Рассказать друзьям
25 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются