Скандальный Саатчи
Акула в формальдегиде, портрет детоубийцы и сцена «микроскопического апокалипсиса» в галерее Чарльза Саатчи
|
|
Мариа Городецкая закончила социологический факульет РГГУ. Проработала год фоторедактором в журнале «Афиша». Решив сменить часовые пояса, уехала в Лондон, где сейчас получает степень бакалавра по фотографии. Помимо любви к современному искусству Маша может часами напролет бродить по Национальной Галерее, разглядывая средневековые портреты. |
Галерея Саатчи (Saatchi Gallery) была открыта в 1985 году Чарльзом Саатчи. Вокруг личности этого коллекционера ведутся бесконечные споры. Некоторые арт-критики считают его чуть ли не современным пророком, другие же полагают, что всю его деятельность стоит срочно пресечь на корню.
Британец иракского происхождения Чарльз Саатчи родился в 1943 году в Багдаде и в возрасте четырех лет переехал с семьей в Лондон. В 1970 году вместе с братом Морисом (Maurice Saatchi) основал рекламное агентство Saatchi & Saatchi, впоследствии ставшее одним из крупнейших в мире. Самый известный проект агентства — предвыборная кампания британской партии консерваторов. Братья придумали слоган «Труд не работает» (намекая на вечных противников консерваторов — лейбористов). Партия и победила — во многом благодаря удачной кампании — а ее лидер Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) стала премьер-министром. Этого Саатчи до сих пор не могут простить британские «левые».
Чарльз Саатчи начал собирать предметы искусства в начале 1970-х. Спустя 15 лет, он открыл галерею на Баундэри-роуд, в которой экспонировались работы американских авторов, главным образом, минималистов. В 2003 году галерея переехала в здание Окружного совета на южный берег Темзы. Правда, через два года ее пришлось закрыть из-за конфликта с владельцем помещения. Новое здание галереи площадью в 6,5 тысячи квадратных метров расположилось в престижном районе Лондона — Челси.
Саатчи прославился тем, что открыл миру «молодых британских художников», среди которых Дэмиен Херст (Damien Hirst), Трейси Эмин (Tracey Emin), Джейк и Динос Чэпмены и другие. В 1997 году магнат организовал скандальную выставку Sensation. Именно там публике впервые была представлена «Акула в формальдегиде» Херста, картина со слоновьим навозом Криса Офили (Chris Ofili), портрет детоубийцы Миры Хиндли, составленный из отпечатков вымазанной в краске детской ладони (Маркус Харви, «Мира»). В 2010 году наша соотечественница 23-летняя художница Ника Неелова победила на престижном конкурсе. Победу ей обеспечила инсталляция «Принципы Повиновения».
В 2006 году Чарльз Саатчи открыл онлайн-галерею, «выставляться» в которой может любой желающий. Коллекционера не покидает желание открыть миру нового Херста: в 2009 году Саатчи решил провести Saatchi’s Best of British, «Фабрику звёзд» для художников. Как считают создатели Best of British, многие люди перестали бы ругать современных художников, если бы тем объяснили, почему творят именно так, а не иначе.
Возвращаясь к галерее, стоит остановиться на внутреннем помещении. Галерея напоминает четырехэтажный замок XXI века — бесконечные сигналы останавливающегося поблизости лифта, каменные лестницы и переходы из одной комнаты в другую практически не оставляет посетителю возможности сориентироваться в пространстве.
На самом нижнем уровне находится единственная в галерее постоянная инсталляция, работа Ричарда Уилсона «20:50» — комната с зеркальным потолком, заполненная машинным маслом. Чем ближе подходишь к инсталляции, тем сложнее становится ориентироваться в пространстве. Завороженно оглядываясь по сторонам, люди теряются в голографическом поле, одновременно напоминающем идеально отполированный паркет, безмятежную воду бассейна и просто массивное черное зеркало.
Сейчас в галерее проходит масштабная экспозиция Newspeak: British Art Now Part II. На выставке представлены работы более 50 художников, большинство из них малоизвестны. Аукционный дом Phillips de Pury поддерживает экспозицию, что делает вход на выставку бесплатным. В знак благодарности Чарльз пообещал выставить большинство картин на торгах Phillips.
Среди участников выставки особенно выделяется Стив Бишоп (Steve Bishop) с его работами «Christian Dior — J’adore (Mountain Goat)» и «It’s Hard To Make A Stand». Первая работа представляет собой чучело козла, плавно превращающееся в знаменитый флакон духов. Вторая скульптура — белая лошадь, на голову которой надета шуба. Идея скульптур, совмещающих в себе два объекта сразу, относится к идолопоклонству, где форма одновременно является репрезентацией предмета и его манифестацией.
Кремний блестит, как золото, в завораживающей работе Дика Эванса (Dick Evans). На создание работы под названием Black Grape Дика вдохновил район Лондона Хакни, в котором он живет. Работа олицетворяет экзистенциальный кризис и печаль художника, заставляя чувствовать себя беспомощным перед лицом красоты и разрушения.
Работа Ксимены Гарридо-Лекка (Ximena Garrido-Lecca) «The Followers» занимает приблизительно десять квадратных метров стены галереи и представляет собой бережно воспроизведенные репродукции ниш, или «nichos» (оригинальное название в Перу), которые располагаются перед ячейкой, в которую помещают обычно урну с прахом покойного. Гарридо-Лекка является активным сторонником идеи возрождения культуры коренных народов Перу. Ниши забиты католическими иконами, китчевыми украшениями и предметами, выполненными в стиле барокко. Сквозь это наложение чувствуется как уходят традиции древности и как горько переживает по этому поводу автор.
Крошечные скульптуры Тессы Фармер (Tessa Farmer), выполненные из корней растений и тельц мертвых насекомых, переносят зрителя в мир темной сказки. Здесь викторианский романтизм соединен с прагматизмом науки, Фермер называет эти маленькие скелетики «исчадьями Ада», а всю сцену — «микроскопическим апокалипсисом». Каждая фигура тщательно изготовлена вручную и оформлена крыльями настоящих насекомых, размером меньше одного сантиметра.
На верхнем этаже мистер Саатчи разместил так называемое «Пространство проектов» (Project Space). Кроме того, на этом этаже расположена отдельная галерея, которой управляет аукционный дом Phillips de Pury, спонсирующий Saatchi Gallery.
Викторина для читателей потока Ahmad Tea Contemporary Art
Первые 5 участников, ответивших правильно, получают наборы продукции Ahmad Tea Contemporary.
Вопрос: как называлась картина внука знаменитого психоаналитика, проданная за 33.6 миллионов долларов в 2009 году.
Подсказку ищите в материале, посвященном музею Tate Britain.
Ответы присылайте на адрес ahmadtea@lookatme.ru c пометкой "викторина".
Подробные правила акции
Викторина завершена. Новая викторина проходит в материале про Pump House Gallery
Объявляем итоги викторины, посвященной музею Tate Britain в рамках проекта Ahmad Tea Contemporary Art:
Правильный ответ: «Социальный смотритель спит»
Победителями, верно ответившими на вопрос викторины, стали:
Филенко Юлия Сергеевна, Краснодарский край, г. Ейск
Савченко Екатерина, г. Москва
Сладкова Лариса, г. Москва
Суровцева Елена, г. Екатеринбург
Комментарии
Подписаться