Три в одном
Трансформация страха Луиз Буржуа в галерее Hauser & Wirth
|
|
Наталия Гостева — студентка London College of Fashion. Как freelance дизайнер работала у Дениса Симачёва, также участвовала в организации открытия «Кузнецкого Моста 20» и одного из сезонов Cycles & Seasons by Mastercard. В свободное время читает и ведет блоги, в том числе и The Surface на Vogue.ru. В перерывах между нажатием на кнопку F5 в Google Reader иногда посещает и галереи. Без ума от картины «Атака Никколо да Толлентино в битве при Сан Романо» Паоло Уччелло. |
Галерея Хаузер энд Уирс (Hauser & Wirth) является одной из ведущих мировых арт-галерей, занимающихся современным искусством. Следствием этого является и наличие нескольких филиалов галереи в разных странах и городах — в Нью-Йорке, Лондоне и Цюрихе. В Лондоне представительство Hauser & Wirth появилось в 2003 году, в районе Пиккадилли (Piccadilly), в здании, в 20-х годах спроектированном сэром Эдвином Лютейнсом (Edwin Lutyens). А в ноябре 2010 года выставкой работ Луиз Буржуа (Louise Bourgoise) открылась новая выставочная площадка. Огромное пространство с окнами-витринами находится на знаменитой улице Сэвил Роу (Savile Row), по соседству со всемирно известными ателье классической мужской одежды.
Владельцы галереи явно неравнодушны к работам Луиз Буржуа — это далеко не первая ее экспозиция в Hauser & Wirth. Творческое наследие французской художницы необычайно разнообразно. Искусство для нее было способом осмыслить и разобраться в собственных эмоциях и переживаниях, замешанных на детских травмах и обидах. Многие ее работы посвящены очень личным темам, на упоминание большинства из которых обществом наложено табу. Позже, среди выбранных ею тем появляются размышления на тему гендерных и социальных проблем современного общества, роли женщины в нем. Однако произведения Буржуа лишены налета скандальности, в них нет стремления к эпатажу, а лишь желание изучить и анализировать проблему, поместив ее в художественный контекст.
В поисках оптимальной формы для выражения своих идей она обращалась к самым разным направлениям в искусстве, таким, как сюрреализм, кубизм, футуризм и абстракционизм. Подобные поиски требовали постоянных экспериментов с формой и материалом. Начав с живописи и графики, Буржуа постепенно сосредоточилась на скульптуре и инсталляции, став одним из знаковых художников ХХ века. Помимо этого она также активно участвовала в художественной жизни Нью-Йорка, входила в Американскую Ассоциацию Абстрактных Художников, в разное время преподавала в Pratt Institute, Cooper Union и Нью-Йоркской Школе-Студии Рисунка, Живописи и Скульптуры. Среди ее друзей были многие известные деятели искусства ХХ века — Виллем де Кунинг (Willem de Kooning), Марк Ротко (Mark Rothko) и Джексон Поллок (Jackson Pollock).
Работы Буржуа обращают на себя внимание прежде всего скурпулезным подбором материалов и их сочетаний. В арсенале художницы нашли свое место такие непохожие- бронза и мрамор, гипс и латекс, дерево и стекло, глина и пластик, различные текстильные волокна и ткани. Ее эмоционально заряженные работы насыщены личностными символами, она прибегает к неоднозначной трактовке выбранных образов, по одной ей понятным принципам наделяя их особыми значениями. Так, знаменитая серия «Паучихи» — скульптуры огромных пауков из черного металла и мрамора, были посвящены матери художницы, поскольку для Буржуа они символизировали преданность, трудолюбие и заботу, а в многочисленных работах, в которых присутствуют мотки ниток с воткнутыми в них иглами, они символизируют возвращение к истокам и восстановление потерь.
На выставке в Hauser & Wirth было представлено большое количество текстильных картин Буржуа — декоративных панно, где цвета и ритмы выстраиваются в сложные композиции, с помощью использования орнаментированных полотен, фрагментов тканей и различной мелкой фурнитуры, организованной в строго определенном порядке на поверхности материала. Во многих из них присутствуют мотивы многоугольников и спиралей, отсылая к структуре и форме паутины. Одна из знаменитых «Паучих» — «Крадущаяся», также заняла свое место в пространстве галереи. Напряженная пластика, неустойчивое положение и обманчивая хрупкость скульптуры производят неизгладимое впечатление, а футуристическая стилизация образа заставляют вспомнить одновременно работы Гигера и Дали. «Крадущаяся» буквально доминирует над окружающим пространством, подчиняя его себе — от гигантского насекомого буквально невозможно оторвать взгляд.
Две инсталляции из серии «Клетки», сделанные в начале 90-х — пример тщательно выстроенной системы, где форма и материал кропотливо подбирались из желания идеально соответствовать друг другу. Первая — «Пулевое отверстие» (Bullet Hole), представляет собой черную конструкцию из металлических решеток и дверей, за полуоткрытыми створками которых виднеются некие предметы обтекаемой формы, надпись над объектом гласит «Страх заставляет мир вертеться». Вторая выглядит как ажурная металлическая клетках, в огороженном пространстве которой разместился ряд абстрактных объектов из мрамора, плексигласа, металла и тканей телесных оттенков. Еще несколько скульптур, и заключенная в стеклянную витрину инсталляция «Сознательное и бессознательное», иллюстрировали собой наиболее поздний период творчества Буржуа, непосредственно предшествовавший ее смерти.
В особняке на Пиккадилли проходит выставка работ Джейсона Роадса (Jason Roades), названная «1:12 Чудесный мир» (1:12 Perfect world). Экспозиция представляет собой уменьшенную в масштабе 1 к 12 выставку «Чудесный мир», прошедшую в 1999 году в Гамбурге. Название вполне отражает суть — инсталляции художника на редкость удачно взаимодействуют с пространством галереи, наполняя его собой, создавая особую реальность, новый мир. Произведения и их фрагменты расположены по коридорам и комнатам здания, хрупкие конструкции громоздятся под лепными потолками, отсвечивают бликами хромированных деталей, змеятся под ногами многочисленными проводами и отсвечивают неоном уличных вывесок. Последнее относится к своеобразной визитной карточке художника — световой инсталляции, в которой свисающее с потолка колесо с мотками проводов увенчано гроздьями нецензурных словечек сложенных из сияющих флуоресцентных трубок. В работах Роадса находит свое отражение в первую очередь эклектичность американской культуры, это фактически визуализация идеи «плавильного котла» в котором смешиваются и видоизменяются идеи различных культур и социальных слоев, а результат таких процессов часто принимает формы китча и гротеска.
Последний пункт в программе посещения галереи House & Wirth — моноэкспозиция Мартина Крида (Martin Creed), расположенная непосредственно во дворике церкви Св. Джона (St. John), примыкающем к галерее на Пиккадилли. Тихий сквер, обсаженный вечнозелеными растениями, оказывается буквально перерезан пополам монументальной работой шотландского художника. Контраст объекта и среды получается еще более поразительным за счет нарочитой простоты скульптуры — три металлические балки, в поперечном разрезе представляющие собой букву I, водружены одна на другую в порядке уменьшения высоты. Эта работа является фрагментом серии «Стопка» («Stack»), в которой художник сооружал объекты путем простого складывания предметов друг на друга, например, картонных коробок, цветочных горшок и стульев. По замыслу Крида это должно отражать повседневную жизнь, в которой мы окружены бесконечным множеством одинаковых предметов. На словах описание выглядит довольно сомнительным, однако в реальности скульптура выглядит монументально и основательно, не в последнюю очередь благодаря материалу — покрытому шероховатой ржавчиной металлу.
Интересно, что две из трех проходящих сейчас в Hauser & Wirth выставки получат своеобразное продолжение в следующем году. В феврале откроется совместная выставка Луиз Буржуа и скандальной англичанки Трейси Эмин (Tracey Emin). А в галерее на Сэвил Роу пройдет масштабная экспозиция работ Мартина Крида, где будет представлен широкий спектр его работ в различных жанрах, а кроме того, художник презентует сингл и видео.
Комментарии
Подписаться