«Design Thinking Lab 2011»: дизайн-мышление в действии
Ведущий центр российского дизайн-образования, Британская Высшая Школа Дизайна, запускает совместно с экспертами из Стэнфорда, Потсдама и Лондона редкую для российского ландшафта программу по дизайн-мышлению, которая представит знания и навыки создания инноваций вместе с дизайном. Мы решили получить информацию "из первых рук" и задали несколько вопросов кураторам интенсива – Марии Сташенко и Ирине Кутеневой.
Расскажите, пожалуйста, немного об идее интенсива? Что это такое?
Летний интенсив – это короткая 9-тидневная программа на базе Британки, которая пройдет в июле этого года. Для нас такой интенсив – это просто форма работы «без отрыва от производства», когда ты полностью погружаешься в решение задачи и в довольно сжатом временном промежутке решаешь целый спектр задач. Главное, что действительно без отрыва, потому что реальную задачу ставит наш генеральный партнер. Вообще, будет много практики, много нужно будет делать головой и руками.
Дизайн-мышление – что это такое в вашем понимании?
Для нас дизайн-мышление – это, с одной стороны, способ решения проблем через применение позитивной творческой энергии. Мы окружены неудобными, порой ненужными вещами и услугами плохого качества. Но люди продолжают тратить время, усилия и деньги на создание новых ущербных продуктов и услуг. Возможно, мы что-то делаем не так?
А что, если мы посмотрим на мир создания «нового» другими глазами? Отбросим стереотипы и предубеждения и начнем отталкиваться не от своих собственных идей и аналогий, а от значимых проблем. Станем более внимательны к жизни людей и окружающему нас миру, чтобы выявлять моменты, требующие изменений, и создавать действительно ценное!
Вот в этом как раз нам и помогает дизайн-мышление, которое характеризуется в первую очередь эмпатией, умением встать на место другого человека, прочувствовать его. От этого во многом зависит успех будущего продукта или услуги. Кроме того, активное прототипирование, помогающее прочувствовать концепцию на ранних этапах ее создания и общаться не абстрактно с другими людьми, а в контексте реальных вещей, что комфортнее для конечных пользователей. Это и привлечение людей различных профессий, чтобы обеспечить широкий взгляд на поставленную проблематику. И визуализация, чтобы предоставить возможность людям общаться друг с другом не на профессиональном жаргоне. И экстремальная итерационность для апробации как можно большего количества потенциально успешных вариантов. Все это характеризует дизайн-мышление.
Как дизайн-мышление применяется сейчас в мире?
Методы, которые традиционно используют дизайнеры, решил взять на вооружение мировой бизнес. Такие компании, как Procter&Gamble, Microsoft, 3M, SAP и многие другие глобальные лидеры используют дизайн-мышление для решения менеджерских задач.
Другой опыт - это дизайнерская компания. IDEO одна из первых в мире дизайн-агентств перенесла свой опыт создания новых продуктов в область создания услуг. Так, что подход был подхвачен еще и такими консалтинговыми компаниями как McKinsey, Boston Consulting Group и Bain для организации своей работы с клиентами.
Дэвид Келли, основатель компании, создал вместе с Хассо Платтнером, сооснователем SAP, школу дизайн-мышления d.school (Стэнфорд), где дизайнерский подход к поиску скрытых потребностей и созданию нового был формализован. Цель школы – воспитывать будущих инноваторов, предоставляя возможность молодым специалистам работать в междисциплинарных командах над реальными задачами и даже глобальными проблемами.
Команда «Design Thinking Lab» прошла обучение в d.school в Стэнфорде и Потcдаме, и поставила перед собой цель принести и адаптировать опыт разработки инноваций к российским условиям.
На чем все-таки фокусируется ваша программа?
Фокус программы "Design Thinking Lab 2011" - создание платформы формирования опыта командной проектной работы в поиске бизнес-возможностей и создании концепций полезных продуктов и услуг. Мы хотим предложить новый вид пространства и новый стиль совместной работы, применяя дизайн-методы. Мы хотим задействовать три измерения для создания лучшего опыта: пространство, люди и методы.
Идеальный эффект, которого мы хотели бы достичь, заключается в междисциплинарном решении сложных задач, которые не может поодиночке решить «дизайнер» или «недизайнер».
Что в итоге получат участники программы?
Прежде всего, новый опыт междисциплинарной работы над реальным проектом в сопровождении экспертов в области дизайна, бизнеса и инноваций. Новый взгляд на «старые вещи», которые нас окружают. Конечно, практику применения методов дизайн-мышления, которые возможно будет использовать здесь и сейчас.
Кто из экспертов в области дизайн-мышления приглашен к участию в программе?
К участию в программе приглашены эксперты всемирно известной школы по дизайн-мышлению d.school из Стэнфордского университета, Института Хассо Платнера в Потсдаме и Королевского колледже искусств Лондона.
Стэнфордскую школу d.school представит Ларри Лейфер, профессор инженерного факультета Стэнфордского университета, исследователь и практик в области применения дизайн-мышления в создании инноваций. В рамках своего международного инженерного курса ME310 для магистров, объединяющего университеты более 10 стран мира, он сотрудничает с такими компаниями как, например, SAP, Panasonic, Nokia, Boeing. Компании заинтересованы не только в результате синергетического эффекта от проектной работы студентов из разных стран. Глобальные партнеры отмечают для себя важность получения опыта применения нового подхода к созданию инноваций.
Опыт D-School также представит Ульрих Вайнберг, профессор и директор школы дизайн-мышления, HPI School of Design Thinking в Потсдаме. В 2007 году Ульрих Вайнберг совместно с компанией IDEO разработал новую программу обучения инноваторов в Потсдаме, которая длится один год. В рамках данной программы студентам предоставляется прекрасная возможность работы с мировыми лидерами над решением сложных задач. D-School реализует совместные проекты с такими компаниями как DHL, Panasonic, Deutsсhe Telecom, SAP, Metro.
У нас также будет представитель британской школы дизайн-мышления - Рама Гираву, заместитель директора Helen Hamlyn Centre for Design, Royal College of Art, гуру в области применения этнографических исследований.
Вместе с иностранными экспертами будут работать российские специалисты в области аналитики, исследований и дизайна.В программе также будут участвовать специалисты компании-партнера, они поделятся своими знаниями проблематики, окажут экспертную поддержку и будут оценивать работу участников, исходя из конкретики и реальной ситуации в бизнесе.
Команда коучей «Design Thinking Lab» будет сопровождать группы в процессе выполнения проектной части и делиться своим опытом работы в стиле дизайн-мышления.
Вы говорите о том, что в программе будет много практики. Какую задачу вы будете решать и для кого?
Генеральный партнер интенсива – банк ВТБ 24, который представляет свою бизнес-задачу для разработки в рамках программы. Мы считаем, что основная ценность дизайн-мышления заключается как раз в его ориентации на конкретную практику и проблемы, с которыми сталкивается компания.
Для ВТБ мы постараемся разработать форматы, которые снимают противоречия между инновационной бизнес-стратегией и вполне традиционными методами представления банка в интернете. Если коротко, то задача будет заключаться в создании решений, интегрирующих глобальные тренды потребительского поведения и сервис-дизайна в практику общения с аудиторией банковского гиганта. Разрыв между инновацией и традицией – это всегда вызов, а дизайн-мышление – отличная методика для работы с такими вызовами.
Какой результат получит ваш партнер?
В рамках программы генеральный партнер получит от пяти рабочих концепций на предложенную проблематику. Каждая концепция будет состоять из следующих частей:
• детальное описание концепции: результаты проведенных исследований, разработанные дизайн - принципы новой концепции, ожидаемые преимущества данного решения, результаты тестирования концепции;
• видео, представляющее выявленную проблему и ее решение;
• прототип в бумажном или электронном виде, который позволит прочувствовать предлагаемое решение.
Можно сказать, что это и есть продукты работы, которые должны быть включены в презентацию участников интенсива. По факту, в групповой работе получается значительно больше результатов и идей новых инновационных решений, на которых можно смело строить свой бизнес.
9 дней в интенсивном режиме – а какую программу вы планируете на каждый день, если не секрет?
Секрета, конечно, нет. Первый день у нас будет посвящен формированию команд и знакомству друг с другом, чтобы создать открытую среду для совместной работы на протяжении 9 дней. Для этих целей участники должны будут выполнить свое первое предварительное задание - заполнить Форму «Я», что впервые в опыте школы. Вечер завершится небольшой вечеринкой, на которую мы приглашаем всех экспертов и участников интенсива.
Для достижения результатов проектной деятельности будут раскрыты следующие темы:
• «Дизайн-мышление как инструмент инноваций и радикальное взаимодействие в команде», Ларри Лейфер – профессор инженерного факультета и директор Центра дизайн-исследований в Стэнфордском университете
• «Можно ли научиться создавать инновации?», Ульрих Вайнберг, профессор, директор школы дизайн-мышления D-School, Потсдам
• «Роль этнографических исследований и эмпатии в создании продуктов и услуг», Рама Гираву, исполнительный директор центра дизайн-исследований в Королевском колледже искусств Лондона (Helen Hamlyn Center for Design, Royal Academy of Arts)
• «Процесс и инструменты дизайн-мышления», Ирина Кутенева и Анна Плосконос, основатели «Design Thinking Lab»
• «Sustainable design: принципы «хорошего» дизайна», Мария Сташенко, руководитель курса «Дизайн-менеджмент» БВШД, партнер Organica design consultancy, куратор интенсива
• «Сторителлинг как инструменты взаимодействия и передачи концепции», Ирина Кутенева, основатель «Design Thinking Lab», куратор интенсива
• «Прототипирование в промышленном дизайне. Создание и разработка прототипа», Алексей Диммер, руководитель Центра макетирования и прототипирования, БВШД
• «User experience и Usability», Александр Павлович, руководитель службы дизайна продуктов ОАО "Вымпелком" (ТМ “Билайн”)
• «Визуальная коммуникация», данную тему будут раскрывать на разных этапах программы Ирина Доброва, инфографер, основатель блога Infographer.ru, Ирина Жданова, промышленный дизайнер, и Дина Мельникова, дизайн-аналитик «Design Thinking Lab».
Темы интригуют. А каких результатов от программы ожидаете вы сами как кураторы и какой совет могли бы дать тем, кто хочет поучаствовать в программе?
Нам хотелось бы, чтобы эта программа дала всем участникам возможность посмотреть на мир предметов и людей другими глазами и создать радикальную кооперацию людей различных профессий. Мы хотим предоставить возможность найти общий язык общения, потому что мы верим в то, что совместная работа позволит решить сложные задачи.
Если совсем просто и конкретно – то понимать язык всего, что нас окружает, и научила говорить на этом языке не только с самим собой, но и с другими, кто рядом и кто может повернуть мир другой, более светлой и позитивной стороной.
Совет, к которому, я надеюсь, присоединятся все наши эксперты – никогда не терять своей мечты, стремиться воплотить ее всеми доступными способами, раз за разом, не обращая внимание на неудачи. В десятый раз не получилось, значит в одиннадцатый точно получится.
Летний интенсив «Design Thinking Lab 2011» пройдет в Британской Высшей Школе Дизайна с 6 по 14 июля 2011 года. Программа разработана при участии компании "Design Thinking Lab". Запись на интенсив и условия участия - на странице курса.
Партнеры курса: журнал BLANK, портал Designet.ru, РГ «Комлайн», Design-Management.ru, Organica design consultancy.
Комментарии
Подписаться