Зачем современные художники превращают смерть в объект культа.
В работах современных молодых и не очень художников все чаще можно встретить элементы и материалы, которые возбуждают весьма противоречивые эмоции. Если не сказать прямо - негативные эмоции: страх, отвращение, отнюдь не приятную дрожь.
Почему современное искусство превращается в "искусство аффекта"? Откуда являются образы, заставляющие содрогнуться и покинуть инсталляционный зал. Зачем художники используют в своих работах трупы животных, а людей превращают в анатомические пособия?
Именно эти вопросы поднимает творчество художников, о которых пойдет речь. Они очень разные, работают в жанрах от графики до инсталляции, но, кажется, их объединяет желание посмеяться над общечеловеческими страхами и заглянуть в лицо смерти. И хотя каждый из них наверняка найдет объяснение этим причудам, вопросы все равно остаются открытыми.
Маурицио Каттелан не учился в школе, постигая все самостоятельно. В том числе, в морге. Иногда именно этой особенностью его профессиональной биографии объясняют мрачность в работах художника. И действительно, философия смерти стала едва ли не визитной карточкой Каттелана. Его занимает в равной степени животный мир и мир людей, и, кажется, он не видит между ними различий.
Одна из творческих ипостасей канадца с неканадской фамилией Сьюзи Оливейры (Susy Oliveira) - 3D-скульптуры. И хотя многие его инсталляции отличаются позитивным взглядом на жизнь, для этого художника трупы и отрубленные головы - также обычное дело.
На Венецианской биеннале в этом году тоже представлено "искусство аффекта". Например, в скандинавском павильоне выставлена такая инсталляция арт-группы Elmgreen&Dragset.
Японский художник Фуми Сасабуки (Fumie Sasabuchi) являет смерть в образах юных дев в классических интерьерах. И хотя готический ореол наполняет его работы некоей романтикой, они не становятся от этого менее устрашающими.
График Джошуа Клэй (Joshua Clay) и его "аффектные" мультяшные куклы.
Смертельно опасные девушки рекламного фотографа Майлза Элдбриджа (Miles Aldridge) - лишь одна из сторон его понимания женской природы.
Художница Лиза Блэк (Lisa Black) из Новой Зеландии представила серию инсталляций "Застывшие", в которых объединила чучела животных с механическими деталями. С одной стороны она помещает их в естественную среду обитания. С другой стороны, дополняет таксидермические образы болтами, шурупами, металлическими протезами и прочими "милыми атрибутами" современной жизни. Удивительно, что несмотря на всю нереальность инсталляций, ее животные умудрились сохранить свою естественную природную грацию и натуральные позы.
И несмотря на то, что критики находят в работах этих художников актуальность, считая их созвучными времени, как я уже говорила, вопрос о том, что несет зрителям такое искусство остается открытым.
И напоследок британский сайт для любителей "искусства аффекта" - Who Killed Bambi
Комментарии
Подписаться