Арнульф Райнер (Arnulf Rainer) - один из самых знаменитых и самобытных художников современной австрийской живописи
Арнульф Райнер родился в Бадене, недалеко от Вены, в 1929 г. Он художник-самоучка. Огромное впечатление на Райнера произвел сюрреализм и творчество Венской школы фантастических реалистов. В начале свои картины, изображающие подводные сцены и мистические сюжеты, Райнер рисовал только карандашом, но в последующие 20 лет он перепробует целый ряд изобразительных техник, например, офорт, сухую иглу, литографию, скринпринтинг.
Для Арнульфа Райнера идея автоматизма оказалось органична, с начала 50-х годов он с упоением выражает себя с помощью автоматического рисования.
Арнульф Райнер продолжал использовать открытую сюрреалистами технику автоматического и слепого рисунка (он рисовал с закрытыми глазами), но считал, что это течение себя исчерпало. Теперь художника захватили идеи деструкции. Райнер искал не только новые изобразительные средства, он хотел расширить и собственные духовные горизонты, отсюда его погружение в мистицизм, изучение различных религиозных практик.
Главная особенность его творчества той поры – это доминирование фигур крестообразной формы. Райнер еще не раз будет возвращаться к теме креста и распятия, а его заинтересованность пиковыми эмоциональными состояниями приобретет еще более выраженный характер, когда он станет экспериментировать с галлюциногенными наркотиками и углубиться в изучение живописи душевнобольных (он соберет целую коллекцию работ в стиле арт-брют).
Райнер изучал себя – и закономерно, что главным объектом творчества стал тоже он сам. В 1953-54 гг. появляются его первые черно-белые автофотопортреты, которые потом художник закрашивает краской. Так родилась техника закрашивания (overpainting), которая и сделала его знаменитым. В последствии закрашиванию подвергались собственные картины Райнера, картины его соратников по кисти, а так же полотна прославленных художников прошлого.
Чаще всего для своих работ он использует монохромную краску - красную и черную, обязательно оставляя не закрашенными края картины-исходника. Многие называли такую живопись разрушительной и антитворческой. Но в той же мере это своеобразный эмоциональный акт. В этих работах он представил свою собственную эстетику абсурда, Райнер хотел запечатлеть то, что считалось неживописным, нелицеприятным, отвратительным.
В 1968 г. Арнульф Райнер создает первую серию закрашенных фоторабот «Гримасы».
70-е – хулиганский период в творчестве художника. Он участвовал в совместных арт-проектах и скандальных перфомансах с другими собратьями по «эстетике разложения», например, Дитером Ротом - автором скульптур из шоколада, золота и сырого мяса. Используя язык тела как средство артистического выражения, Райнер пытался рисовать пальцем руки и ступней, пробовал открыть таланты живописца у шимпанзе.
После 60-х годов, прошедших под знаком изучения физиономического языка и многообразности мимики, Райнера захватило совершенно другое – он посещает морги и кладбища, бывает на похоронах, собирает фотографии покойников, изучает изображения мертвых в книгах прошлых столетий. Его поразило то, что на лице мертвого отсутствуют какие-либо гримасы, психофизическое напряжение, возможности для диалога с ним, у мертвого нет желания понравится, обмануть, произвести какое-то впечатление, в его лице отсутствует манерность.
На данный момент Райнер создал универсальный символ смерти - отраженное эхо безмолвия и конечности. В пределах различных этапов своего творчества и разных техник – нефигуративная живопись, принты и рисунки – художник двигался от изображения действительности к созданию яркого художественного образа, симулякра. Но эти работы под названием "Маски смерти" представленны на сайте в конце статьи.
Арнульф Райнер до сих пор продолжает творить и удивлять всех своим творчеством.
Все его закрашенные фотографии – это прежде всего погружение в себя, попытка самоидентификации и самотрасформации, диалога с самим собой.
подробнее читайте на сайте:
http://www.artpages.org.ua/palitra/arnulif-rayner.-zakrashivateli.html
Комментарии
Подписаться