Look At Me поговорил с одним из самых влиятельных кураторов современного искусства накануне его лекции на «Стрелке».
Мировая пресса давно окрестила Обриста «вездесущим», «неугомонным», «мобильным», и это действительно так. Он мало ест, мало спит и всю свою жизнь посвящает работе.
Обрист ведет специальную выставочную программу Migrateurs в Музее современного искусства Парижа, читает лекции на искусствоведческом факультете IUAV в Венеции, издает книги и пишет статьи. Любит поговорить с художниками — в настоящее время опубликован первый том интервью Ханса-Ульриха Обриста с Мариной Абрамович, Олафуром Элиассоном, Брайаном Ино, Даниэлем Бюреном, Мауриццио Каттеланом, Захой Хадид, Томасом Хришхорном и другими.
В 2005 году Обрист выступил редактором книги «Do It». Это своего рода hand book (что-то вроде поваренной книги) «сделай искусство сам», состоящий из инструкций, написанных 182 известными художниками и литераторами.
Обрист устраивал выставки в монастырской библиотеке, салоне самолета, на Венецианской биеннале и в интерьере собственного дома. Нашумел проектом в Венеции — с Мэттью Барни, Ремом Колхасом, Йоко Оно.
Он руководит Serpentine Gallery в Лондоне и в прошлом году был признан журналом ArtReview номером один в рейтинге людей искусства во всем мире.
Обрист о лекции «Музеи будущего»:
Однажды я попросил 100 художников со всего мира прислать мне формулу XXI века. Как они представляют себе квинтэссенцию будущего? На эту мысль меня натолкнуло интервью с великим изобретателем Альбертом Хофманом, в конце которого он написал на листке формулу ЛСД. Формула оказалась элементарной. И я подумал: что, если XXI век можно уложить в такую же простую и короткую формулировку? В итоге примерно через год весь мой офис был увешан формулами, которые присылали мне художники. Я как бы скомпилировал представление мирового художественного сообщества о будущем. Это касается и будущего вообще, и музеев будущего, которые, безусловно, являются срезом культуры и отношения к ней. Так вот, теперь я точно знаю, какими должны быть музеи будущего, но на этой лекции я попробую рассказать ещё и о том, какими они будут на самом деле. Лекция, как известно, является частью междисциплинарного проекта, и, на мой взгляд, не имеет никаких ограничений в плане аудитории вообще. Во-первых, потому что проект междисциплинарный, а, значит, интересный максимальному количеству людей, а во-вторых, потому что сейчас трудно найти что-то более объединяющее современных людей, чем интернет, на основе которого этот проект и осуществляется.
О российском современном искусстве:
Динамичное развитие инфраструктуры в области современного искусства, которое мы сейчас наблюдаем в России, ни в коем случае не должно заменяться калькированием западных образцов. Следование мировым тенденциям в русской традиции имеет большой опыт симбиоза самобытности и открытости внешнему миру. Дягилев как лучший пример межжанрового и межвидового искусства был новатором, стоявшим на позиции традиций. То же характерно и, я уверен, должно быть характерно для современного русского искусства сегодня.
О российских художниках:
Недавно я составил список наиболее важных современных художников мира. В списке 30 позиций. Русских имён там пока нет. Несмотря на это, я собираюсь встретиться с несколькими русскими художниками и мыслителями, о которых я слышал и которых мечтал бы увидеть, а может быть даже и включить их в список моих интервью. Например, я хотел бы поговорить с Юрием Норштейном и ещё одним выдающимся теоретиком и практиком кино, Артаваздом Пелешяном, совершившим революцию в монтаже. Конечно, я много жду от встреч с молодыми русскими художниками.
О мировых тенденциях в современном искусстве:
Я могу сказать о тенденции, которая должна превалировать в современном искусстве – мондиализация в ответ на глобализацию. Искусство не должно глобализироваться по примеру «Макдональдса» — без учёта конкретных территориальных и ментальных реалий. Искусство должно стремиться к методологическому, а ещё точнее, к междисциплинарному объединению. Именно поэтому для меня так важна грядущая лекция; это пусть и не первая, но определённо важная попытка доказать значимость непрерывного взаимодействия всех видов искусства, а также науки, медиа и высоких технологий. Единый порыв развития и должен создать музеи будущего.
О будущем искусства:
Искусство — это то, что всегда на шаг опережает действительность. То, что мы увидим в музеях будущего. Единственный способ для меня узнать, каким будет искусство через 50 лет, — это попытаться рассказать об этом себе и ещё 500-700 людям на лекции про музеи будущего. Я всерьёз рассчитываю, что на этой интерактивной лекции мы вместе и создадим образ того, как всё будет выглядеть, а точнее, чем всё это будет, через полвека.
О распорядке дня:
Я стараюсь не замечать времени суток. Не могу удержать это в голове. Последний раз я ел вчера днём. Точно не помню, что.
В оформлении использован портрет Ханса-Ульриха Обриста художника Бобби Брейдхольта.
Комментарии
Подписаться