Views Comments Previous Next Search

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973

1212114
НаписалОля С.28 ноября 2009
1212114

Культовый фильм «Священная гора» чилийского режиссёра Алехандро Ходоровски, пожалуй, не стоит называть фильмом в прямом значении этого термина. Неподготовленный зритель может оказаться в лёгкой растерянности: что, собственно говоря, всё это значит? Зная о том, что процесс подготовки к съёмкам включал освоение всей съёмочной группой духовных практик дзена и йоги вперемежку с каббалой, I Ching и учениями Г.И. Гурджиева, а также совместное проживание коммуной в доме Ходоровски и использование самых разных наркотических средств для достижения соответствующих пограничных состояний, легко свести всё к мысли, что перед нами просто чей-то трип. На самом деле, каждый кадр фильма - это, в первую очередь, совершенно автономное художественное произведение, красочный перфоманс, который можно рассматривать вне связи с остальными и с общим повествованием. И сложно отрицать, что визуальный ряд картины действительно производит сильное впечатление.

 Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 1.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 2.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 3.

Между тем, делирическое путешествие по пространству, наполненному символикой всего, чего только можно, начинается с того, что похожий на Христа, но сильно пьяный человек, упав со скалы, лежит без сознания на земле, и чуть было не оказывается распят забавы ради мимо проходящими детьми. Этот Христос нашего времени по совместительству одна из карт таро – Дурак (или Шут) – персонаж, который символизирует постоянный поиск нового опыта. Изначально он никто, и ему только предстоит в ходе своих исканий в кого-то превратиться и обрести свою индивидуальность. Вот он и начинает путешествие через загадки жизни, встречая на пути главные человеческие архетипы, – то путешествие, которое, как сообщает википедия, традиционно называется Fool’s Journey и применяется для того, чтобы объяснить смысл карт таро непосвящённым в их премудрости. Нельзя сказать, чтобы это получалось, но как бы то ни было, герой знакомится с новым другом – безруким и безногим карликом (ещё одна карта таро – 5 мечей, символизирующая поражение). Он вспрыгивает ему на спину (вспомним Синдбада Морехода), и Дурак несёт его с собой в город.

 Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 4.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 5.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 6.

Вакханалия городской жизни переходит все границы. Тут и военные в противогазах, расстреливающие невинных людей, у которых из ран вылетают птицы (в 73 году, когда вышел фильм, в Чили произошёл государственный переворот и у власти оказалась военная Хунта во главе с Пиночетом), и поставленная на колени раболепствующая аристократия, и дурацкие туристы, воспринимающие всё происходящее исключительно как развлечение, и штампуемые на продажу этим туристам статуэтки Христа с ёмкой вывеской «Christs for sale». Новоиспечённый же Христос, оставив где-то карлика, напивается с разжиревшими римскими солдатами и переодетым в Богоматерь бородатым дядькой - торговцами этими фигурками - до беспамятства. Знающие свою выгоду продавцы делают с него слепок и штампуют новые копии распятий уже в человеческий рост. Очнувшийся Дурак пытается водрузить распятие в храме, но получает отпор у священнослужителя, который, впрочем, руководствуется какими-то своими представлениями, так как сам использует настоящие распятие совершенно не по назначению, и ключевой глагол здесь «использует». Тогда Дурак на глазах у своих уже появившихся апологетов, в числе которых есть сомнительная Мария Магдалена с обезьяной (вместо карлика) на плечах, отсылающей к английской идиоме о наркотической зависимости, съедает лицо отвергнутого слепка и отправляет фигуру в воздух, привязав её к воздушным шарикам.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 7.

 Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 8.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 9.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 10.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 11.

После чего, наконец, появляется персонаж Алхимик, выполняющий роль наставника, который должен провести Дурака и его спутников – власть имущих семерых людей, носящих имена 7 планет солнечной системы – к некоей Священной горе, на которой живут 9 мудрецов, чтобы свергнуть их и занять их место. Тогда, по мысли Алхимика, они узнают некую Истину и обретут бессмертие. Пейзажи всё больше напоминают психоделические галлюцинации, рассказ о жизни 7 союзников – социальную сатиру или скорее даже гротеск на современные проблемы, путь к горе – последовательное доведение персонажей до экстатических состояний, а одежда действующих лиц ни на минуту не даёт забыть о появлении глэм-рока. У горы есть бар «Пантеон», где собираются все ищущие Истину, но идущие к ней не той дорогой, – люди искусства, чемпионы, наркоманы и бог знает кто ещё.

 Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 12.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 13.

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 14.

В одной из трактовок карт таро сказано, что Алхимик – это дополнительное имя карты Дурак, обозначающей плотскую, чувственную сторону жизни. Выпадая в колоде при гадании эта карта может предсказывать, что грядут большие перемены, а также советовать очиститься от всего лишнего и проверить, насколько восприятие окружающего мира ясно для человека. Как бы там ни было, а Ходоровски вдруг словно приходит в себя ото сна и, призвав рациональное сознание на помощь бессознательному, решает вернуться в реальный мир, чего желает и вконец сбитым с толку зрителям, наглядно доказывая, что всё показанное им всего лишь кино и предъявляя улики, подкрепляющие это соображение.

 Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 15.

http://en.wikipedia.org/wiki/The_Holy_Mountain_(1973_film)

http://www.imdb.com/title/tt0071615/

 факты:

  1. Продюсером фильма выступил Алан Кляйн, продюсер группы Beatles, который согласился заняться этим проектом после другого нашумевшего фильма Ходоровски El Topo.
  2. Проект спонсировали Джон Леннон и Йоко Оно
  3. Фильм был показан в Каннах в 1973 году
  4. Фильм породил самые разные заимствования. Например, сцена подавления демонстрации была повторена в клипе Santigold “L.E.S. Artisteshttp://www.youtube.com/watch?v=kCeZzW54a2o

Священная гора, Алехандро Ходоровски, 1973. Изображение № 16.

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются