Views Comments Previous Next Search

Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля

177702
НаписалСаша Похвалин6 августа 2010
177702

Кто не знает логотип со львом? Одна из самых старых кино компаний переживает сейчас не лучшие времена. Мы решили выяснить, как гигант пришел к такой ситуации.


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 1.


Компания Metro-Goldwyn-Mayer была в кино практически с самого начала жанра. Множество раз купленная и проданная, закрытая однажды, казалось, навсегда, она оставалась одной из самых крупных киностудий, выпускающей фильмы, на которых выросло не одно поколение. В последнее время дела компании идут не очень хорошо. Проекты закрываются или замораживаются один за другим, звезды уходят в другие студии, и конца этим злоключениям пока не видно. По иронии судьбы не будь в начале прошлого века у родительских компаний схожих проблем, может быть ничего бы не было.



Рождение гиганта

В 1905 году кинотеатральный магнат Маркус Лою отчаянно нуждался в потоке продуктов для своих площадок. Его компания владела сетью театров, специализировавшихся на показе кино и живых постановок. Благодаря быстрому росту и расширению в начале 1920-х Лою сначала купил Metro Pictures Corporation, а чуть позже погрязшую в финансовых проблемах Goldwyn Pictures Corporation. Осталось только назначить кого-то, кто смог бы управлять новым конгломератом. Очень кстати тут оказалась Louis B. Mayer Pictures, покупка которой ознаменовала рождение компании известной теперь как MGM. 


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 2.



Знаменитый логотип компании Leo the Lion был придуман публицистом Говардом Дайетцем для Goldwyn Pictures в 1916 году. Дайетц взял за основу символ своей alma mater — льва Университета Колумбии. Изначально логотип был без звука, а знаменитый рык к нему приложили в 1928 году.


Первым коммерческим хитом новорожденной коллективной студии стал фильм «Бен Гур» в 1925 году. Он достался в наследство от Goldwyn, которая за бешеные деньги снимала его в Риме. Майер выбросил практически все, что было, перенес производство в Калвер Сити, где базировалась студия, и вот вам первый пиар успех, утвердивший имидж компании на долгие годы. Самый дорогой фильм того времени выглядел вот так:




Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 3.



В этом же году вышел еще один фильм, который оказал огромное влияние на кинематограф в целом. «Большой парад» — это история богатенького юноши, который вступает в ряды американской армии во время Первой Мировой. Фильм стал революционным, не превознося войну и ее жертвы, и является самым кассовым немым фильмом всех времен (22 млн. долларов во всем мире).



Золотые годы

Благодаря двум этим фильмам MGM сумела обогнать Universal и на следующие 30 лет стала самой крупной студией в Голливуде. К несчастью основатель Маркус Лою не дожил до триумфа его детища. После его смерти в 1927 году начались и нападки с целью купить компанию. Первым стал Уильям Фокс, из Fox Film Corporation, но упорство Майера и удачное для MGM падение биржи осенью 1929 позволили компании остаться независимой.


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 4.


После этого для студии со львом началась золотая эпоха, подтвердившая их неформальное мотто «Больше звезд, чем на небесах». Богатое наследие изначальных компаний подарило MGM Грету Гарбо, Джона Гилберта, Бастера Китона, Норму Ширер и Джоан Кроуфорд. На их примере Майер и Ирвин Толберг, глава производства, стали создавать настоящих звезд. Они перекупили таких актеров, как Бастер Китон, Улиам Пауэл и Лу Чейни с других студий. А после прихода голосовых картин появились и другие, кто позволил студии продержаться в 30-е: Кларк Гейбл, Джин Харлоу, Роберт МонтгомериМирна Лои, Джанет МакДональд и Нельсон Эдди помимо прочих.


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 5.


В начале 30-х годов произошло два ключевых события. Во-первых, в кино появился звук, и в очень короткий срок немые фильмы совсем исчезли. А во-вторых, наступила Великая Депрессия, которая не могла не сказаться и на киноиндустрии. В этот период только самые крупные — Warner Bros., Fox, Paramount, RKO и MGM — доминировали на рынке. В этот период возникла Twentieth Century Pictures, которая позже объединилась с Fox. MGM в то время была самой успешной студией в Голливуде. Длинный лист звезд на контракте и поддержка, оставшейся после Лою сети кинотеатров, позволили студии выплачивать дивиденды даже в такое непростое время. В 1936 году скончался Ирвин Толберг, и это послужило толчком к тому, чтобы MGM встали на путь чистых развлечений. Продолжая погоню за качеством под этой маркой выходят такие фильмы как «Волшебник из страны Оз» с молодой Джуди Гарланд и «Город мальчиков» с Микки Руни.


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 6.


В 1939 году студия вовсю освоилась с цветным кино и выпускает, быть может, главный свой шедевр — «Унесенные ветром». Забавно, что фильм должен был выйти под маркой United Artists, но продюсер Дэвид Селзник хотел, чтобы Батлера играл непременно Кларк Гейбл. Кроме того, ему очень нужен был заем в 1.5 миллиона долларов у его тестя Луиса Майера. Фильм моментально стал кассовым хитом и до сих пор считается одним из самых прибыльных в истории кино. И это при том, что снимали его во все тех же павильонах в небольшом городе Калвере.




В конце 40-х индустрию заполонили низкобюджетные фильмы и интерес к кинотеатрам резко упал. Появилось телевидение. Для того, чтобы вернуть производство в форму, MGM нанимает Дор Шери, под руководством которого выходит плеяда мюзиклов. Такие названия как «Пасхальный Парад», «Энни, хватай пистолет», «Плавучий театр» и конечно же «Поющий под дождем» навсегда вошли в историю кино.


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 9.




На 40-е также пришелся рассвет анимационного направления MGM. Именно в этот период Уильям Ханна и Джозеф Барбара создают легендарный сериал «Том и Джерри», а присоединившийся к ним в 1941 года Текс Эйвери закрепил успех мультфильмами Red Hot Riding Hood, Swing Shift Cinderella и сериалом Droopy. Между 1943 и 1953 кошки-мышки собрали целых семь Оскаров и стали анимационным эталоном.



Лас Вегас, отели и новая эпоха

К несчастью, следующие два десятилетия не были самыми удачными в истории компании. С 1957 года дела компании шли то вверх, то вниз, а пальму первенства перехватила компания United Artists. Киноиндустрия в этот период переживала постоянные покупки, акционерные махинации и слияния. В 1969 году инвестор из Лас Вегаса Кирк Керкориан получил полный контроль над MGM. Он реорганизовал компанию и продал многие из активов. В том числе кинотеатры за пределами США, звукозаписывающую компанию и часть площадок в Калвер Сити. А в 1973 году права на дистрибуцию всех фильмов MGM были проданы United Artists на десять лет. Кирк урезал бюджеты на производство фильмов и вложил 120 миллионов в строительство огромного отеля в Лас Вегасе под маркой компании. Фильмы стоили дороже, а аудитория стала более непредсказуемой, что делало производство рисковым мероприятием.


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 13.


В 70-х лев практически не поднимал головы. К середине десятилетия отели приносили Керкориану больше денег чем киноподразделение. В 1979 году Кирк заявил, что MGM преимущественно гостиничная компания. Тем временем у следовавшей по пятам United Artists дела тоже шли не важно. После оглушительного успеха «Рокки», «Пролетая над гнездом кукушки» и «Лунного гонщика» студию постигла череда неудач. На Каннском фестивале 1981 года Норберт Ауербах, президент, UA объявил, что компания была куплена MGM. Индустрия развлечений переживала эпоху изменений. Платные видео и телевидение открывали новые возможности для богатой библиотеки фильмов новорожденной MGM/UA Entertainment Company.


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 16.


В 1986 году Кирк поделил библиотеку с медиа-магнатом Тедом Тернером, которому досталась лицензия на фильмы MGM для его кабельных телеканалов. Да и часть Керкориана тоже превратилась скорее в телевизионную компанию и была переименована в MGM/UA Communications Company. В 1987 году студия попыталась вернуться на большой экран: «Космические яйца», «Во власти луны», «Искры из глаз» стали большим успехом для студии, но, несмотря на это, год закончился потерями в 88 миллионов. Керкориан стал подыскивать покупателей своей убыточной компании, и даже успех «Человека дождя» в 1988-м не мог спасти MGM от горы долгов.



Высокие технологии и долговые обязательства

В 90-х MGM снова оказалась на рынке. Череда перепродаж и судебных разбирательств продолжались до 1993 года, когда новый владелец студии, французская компания Credit Lyonnais, поставила в качестве президента Фрэнка Манкузо, который реорганизовал компанию, обеспечил сотрудничество с Showtimes и возродил MGM Animations — все для того чтобы поднять с колен некогда великую компанию. И это принесло свои плоды. В 1995 году студия выпустила сразу несколько коммерческих хитов: «Роб Рой», «Особь», «Звездные врата», «Достать коротышку», «Клетка для пташек», «Покидая Лас Вегас» и «Золотой Глаз». 17 фильм об агенте 007 стал самым кассовым за всю историю сериала, а некоторые из остальных фильмов были номинированы на Оскар. На телевидении дебютировал сериал «За гранью возможного» и получил несколько престижных наград. После еще нескольких слияний MGM стала обладать самой большой библиотекой фильмов после 1948 года — более 4000 картин.


Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 19.


В конце 90-х многие конкуренты хотели перекупить MGM. Time Warner сдались после недолгих переговоров, а лидером торгов стала Sony Corporation of America. Студия была куплена за пять миллиардов долларов, два из которых пошли на погашение долгов, а Columbia Tristar получила права на прокат фильмов MGM в США. После этого «лев» вернулся в кинотеатральный бизнес. Они заключили контракты с братьями Вайнштейн, Lakeshore Entertainment и многими другими на прокат картин. Первым фильмом, увидевшим свет в новой эре стал «Счастливое число Слевина». В 2006 году Том Круз встал во главе подразделения United Artists. MGM семимильным шагами входила в эпоху новых технологий выложив более 100 своих картин в iTunes, а затем запустив MGM HD на DirecTV. В ноябре 2008 компания и вовсе объявила, что будет выкладывать полнометражные фильмы на YouTube.

Metro-Goldwyn-Mayer: Львиная доля. Изображение № 25.


К несчастью все это не смогло решить огромных долговых проблем компании. Финансовый кризис и провалившиеся попытки слияния с другими студиями еще больше подкосили и без того зыбкое положение MGM. Многие предсказывают скорое банкротство. 23 фильм о Джеймсе Бонде заморожен, а ремейки «Робокопа» от Даррена Аранофски и «Красного Рассвета» закрыты, поскольку у студии нет денег чтобы их закончить. Та же судьба постигла и экранизацию «Хоббита» с которую уже покинул режиссер Гильермо Дель Торо. Теперь судьба великой студии подарившей нам «Унесенных ветром» и «Поющего под дождем» в руках кредиторов.

Рассказать друзьям
17 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются