Прямая речь: Дэвид Финчер
В прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов года — «Социальная сеть». Дэвид Финчер рассуждает о фильме, истории успеха и будущем
В этот четверг в прокат выходит самый громкий фильм осени — «Социальная сеть», рассказывающий историю создания facebook.com. В международном прокате картина уже успела собрать около 100 миллионов долларов и наделать много шума в Интернете. Сам Марк Цукерберг сперва был недоволен сценарием, а затем повел весь головной офис компании на будничный показ в Пало-Альто. На премьере фильма во время кинофестиваля в Нью-Йорке Дэвид Финчер рассказал о том, как снималась «Социальная сеть», своем прошлом и будущих проектах.
|
|
Дэвид Финчер, режиссер, клипмейкер. Создатель фильмов «Чужой 3», «Семь», «Игра», «Бойцовский клуб», «Комната страха», «Зодиак», «Загадочная история Бенджамина Баттона». |
О «Социальной сети»
В интернете было много шума, когда мы анонсировали фильм. Казалось, что люди думали, что мы делаем сиквел «Сети». Я сам ничего не знал об истории Facebook. Я просто прочитал сценарий, где были человеческие истории, которым можно было сопереживать. Мне очень понравилось, и мы стали обсуждать, байопик ли это. Но в биографическом кино главный вопрос состоит в том, почему персонаж сделал то, что он сделал. Мне это было не интересно. Вместо этого мы сосредоточились на том, что именно сделали эти ребята, и мы могли наблюдать за этой историей с различных сторон.
О правдоподобностиЯ не хотел мимикрировать под реальность. В каждом фильме есть чья-то точка зрения, чья-то перспектива. Конечно, Аарон и я тщательно изучили вопрос. И, поверьте, у нас были истории намного более грязные и странные для тех лиц, кто принимал в этом участие. Но мы решили их не показывать, потому что хотели сделать фильм о человеке, который сидит у себя в комнате, делает что-то и думает, что все вокруг получают от жизни больше удовольствия, чем он. О том, как начинался фильмКогда на студии прочитали сценарий «Социальной сети», никто не сказал, какой это классный сценарий, и что если я сниму его, они будут очень счастливы. Нет. Это была история о 20-летних ребятах в контексте жизни одного аутсайдера. Опасная в том плане, что все зависело от того, сработают ли эмоции актеров и будет ли людям интересно на это смотреть. Так что никто не сказал мне, что я могу тратить сколько хочу. Мы долго работали с бюджетом, собрали самых лучших актеров на роли, и дали им время понять и прочувствовать каждый нюанс истории. Я не мог снять «Социальную сеть» за 25 дней. В итоге я рассчитал, что съемки продлятся 72 дня, и это будет стоить 40 миллионов долларов вместо 25, которые хотела студия. |
Режиссёр: Сценарий: В ролях: Музыка: Длительность: Бюджет: |
О привычке снимать большое количество дублей
Нужно дойти до того этапа, когда актер перестает показывать тебе свое представление о герое. Это классно, но надо сделать так, чтобы герой занял самое правильное место в пространстве. Если ты заходишь домой, кладешь сумку, берешь пиво из холодильника — это должно выглядеть так, как будто ты делал это тысячу раз. Не надо, конечно, делать это так много, 20-25 дублей вполне достаточно. И разговоры между друзьями, а особенно между близнецами, должны достигнуть того уровня, когда они заканчивают друг за другом предложения. Особенно, когда их играет один и тот же парень. Когда я снимаю, то в первую очередь смотрю, чтобы технически все выглядело правильно, потом, чтобы все это было достоверно, и, в конце концов, чтобы этому можно было сопереживать. Тильда Суинтон может сделать три дубля — и все будет отлично, но это редкость. Других ты должен выводить на этот уровень.
О сценаристе Аароне Соркине
«Эм, знаешь, то, что я хочу сказать тебе, Дэвид... Но я не уверен правильно ли это, но я должен. Это важно, и ты должен это услышать, потому что это много для меня значит. У меня уже заканчивается дыхание, но ты должен знать что-то. Я не могу вспомнить что это. Но что-то связанное с тем, что ты говорил раньше. С той штукой» — так и происходит разговор с Аароном. Именно поэтому у него получаются такие взрывные диалоги, которые похожи на агрессивное мышление вслух.
О том, как все началось
Я начал серьезно жить только в 30. Всю юность я работал по шесть дней в неделю, четырнадцать часов в день в «Industrial Light&Magic», потом в рекламе. А в 25 лет боролся за то, чтобы меня принимали всерьез. Пятнадцать лет ушло на то, чтобы пересечь ту черту, когда все, что ты хочешь сделать на площадке, работает. Все дело в том, что у тебя на площадке 90 людей. И когда к тебе подходят и спрашивают, что будем делать дальше, все вокруг в ужасе, никто ничего не знает. И именно режиссер, уверен он или нет, должен сказать так, чтобы это никто не оспаривал: вот это мы будем делать, и это будет правильно. В 40 лет это у меня получилось.
О детской мечтеЯ хотел быть режиссером с самого детства. В 7 лет я увидел «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», и меня это поразило. Была осень 1967 года, и с тех пор моя жизнь изменилась. В третьем и четвертом классе я брал уроки по кино. Потом в средней школе не было такой возможности, и я работал в кинотеатре, на местной телестанции, занимался фотографией. Мой отец обожал кино. Он тратил невероятное количество времени на кинотеатры, и на выходных мы всегда ходили в кино. В детстве я серьезнее относился к кино. Мне казалось, что фильмы готовят тебя к чему-то. Я должен пойти и посмотреть «Космическую Одиссею 2001», тогда я буду готов к космическим путешествиям. О влиянии средыЯ рос в Марин-Каунти, пригороде Сан-Франциско, с 1965 по 1976 год. «THX 1138», «Крестный отец», «Кандидат», «Вторжение похитителей тел», «Разговор», — все эти фильмы сняли там. Джордж Лукас был моим соседом через три дома. В нашем районе был большой камень, с которого открывался хороший вид, и мы забирались на него с друзьями и смотрели на большой белый дом Лукаса. Нам было по 12 лет. Помню, я спросил друга Скотта, чем же занимается Джордж. Он ответил, что Лукас в Лондоне, готовится к новому фильму «The Star Wars». Тогда еще было с «the». И тут же друг Крис повернулся и переспросил: правда ли, что это опять научная фантастика, и неужели опыт «THX 1138» его так ничему и не научил. Это было так круто — нам было 12 лет.
|
Дэвид Финчер снял 53 музыкальных видео. Больше всего повезло Мадонне и Поле Абдул, им он снял по 4 клипа. За рекламу для Nike и Elibri Phone Финчер был отмечен наградами гильдии режиссеров США. В свое время Дэвид отказался снимать: «8мм», «Поймай меня, если сможешь», «Бэтмен: Начало». Любит использовать в своих фильмах общие планы, низкие углы и суицидальные сцены. После просмотра фильма «Челюсти» до сих пор боится купаться в океане. |
О первой работе в кино
Я начал работать в проявочной Джона Корни, который делал анимационный фильм на деньги Джорджа Лукаса. Это был 1980 год. Там я занимался трэнзлайтами, полупрозрачной фотобумагой. Я разворачивал в темноте рулоны по полтора метра, прикреплял их к стене, а затем проявлял. Три или четыре минуты выдержки. Это была утомительная техническая работа. Мне нравилось, но она была связана с вонючими реагентами в темноте и продолжалась весь день без права на ошибку. Если с бумагой что-то шло не так — это стоило несколько тысяч долларов. Полгода я занимался именно этим, потом меня перевели в отдел анимации, где я таскал коробки и выполнял разные поручения. Это и был мой первый успех — зарабатывать три доллара в час в киноиндустрии.
О прорыве
Потом я переехал в Лос-Анджелес и тусовался с ребятами, которые закончили UCLA и делали свои собственные фильмы. У них был дом, который они называли «Путь парней». Все работали над сценариями. Туда можно было прийти вечером в субботу, посмотреть два-три фильма и обсудить их. У каждого было свое мнение. Они были похожи на суперзадротский вариант «Кайе дю синема». Я переехал в Лос-Анджелес, чтобы начать снимать рекламу для ТВ. Снял одну, ее покрутили по трем каналам. И я стал интересен людям. Потом был музыкальный клип. Но все это я рассматривал как киношколу, за учебу в которой мне еще и платят.
О музыкальном видео
Я не знаю, что сейчас происходит с музыкальными клипами. Мне кажется, что этот жанр умирает. Но в мое время клипы было приятнее снимать, чем кино. Все было очень прямолинейно, в том смысле, что ты работал непосредственно с человеком, который за все это платил. Моя работа заключалась в том, что мне давали песню, я ее слушал, потом придумывал что-то. Делился идеей, и мне обычно отвечали, что все нравится, но может поменьше истории в клипе, ведь музыкант — это не актер, и вообще хочет только петь. У меня начинались этакие переговоры со звездой, только учитывая, что она-то за все это и платила. В итоге я научился, как соблазнять своего финансиста, хотя и не был особенно жестким.
Первое музыкальное видео Дэвида Финчера
О современном поколении и кино
Сегодня у каждого есть возможность снимать кино. Монтажные программы, камеры. Можно повесить свою работу на ютюб. Мой агент каждую неделю присылает мне ссылки на интересные видео. Типа, какой-то робот идет по центру Лос-Анджелеса. И это отлично. Может ли он снять полный метр? Не знаю, но роботы у него получились отличные. Парамаунту понравится. И люди делают такие вещи в своих подвалах. Я думаю, что у современного поколения молодых режиссеров есть большое количество возможностей делать то, что они хотят. В небольших масштабах. И возможно это повлияет на кино.
Об экранизации трилогии «Миллениум» Стига Ларсона
Три книги были проданы тиражом более 40 миллионов экземпляров. «Девушка с татуировкой дракона» — это настоящий феномен. Мне предложили сделать франшизу для взрослых, которая будет очень популярна. Кому-то показалось, что этот материал не разработан до конца, а для меня это как красная тряпка для разъяренного быка. В случае с «Девушкой с татуировкой дракона» источник написан на другом языке, и фильм уже даже есть. Так что моя главная задача — интерпретировать текст. Не картинку. Режиссеры не занимаются изображением, мы делаем так, чтобы зритель мог почувствовать в истории эмоциональный толчок. А это зависит от поведения героев, цвета, ритма, качества света, — все это очень важные вещи. Вы можете дать пяти различным режиссерам один и тот же сценарий, и они снимут пять разных фильмов. Но все равно не получится сделать так, чтобы фильм понравился всем, и, да, возможно, я совершаю большую ошибку.
Фото для обложки: Жиль Декамп
Комментарии
Подписаться