На прошлой неделе российские чиновники выделили 2,8 миллиарда рублей на нужды российского кино. Для того чтобы понять, что случится с деньгами налогоплательщиков, мы решили проанализировать, что делали и как зарабатывали российские кинематографисты в 2009 году.
Самая громкая новость российского кино последнего времени напрямую никак не связана с искусством, а затрагивает извечную проблему денег. Восемь продюсерских кошельков были пополнены за счет государства, тем самым преобразовав рыночную модель «инвестиции — хороший продукт — прибыль» во что-то совсем непонятное. Так самые прибыльные фильмы будут премироваться чиновниками, как будто речь идет не о кино, а о производстве консервных банок высокого качества. При этом странная логика чиновников укладывается в распространенное представление самих российских продюсеров о том, что на кино нельзя заработать, а можно только распилить бюджет. Об этом свидетельствуют результаты проката за 2009 год.
Всего в стране за прошедшие 12 месяцев был запущено 209 фильмов. Из них до экранов добрались 88 картин. Что случилось с оставшимися, не очень понятно, но, скорее всего, по старой традиции, какие-то появятся в этом году, а какие-то — никогда.
В 2009 году средняя стоимость билета для российского зрителя составила 165 рублей. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 11,5%. Общий сбор российских фильмов составил в 2009 году всего 176 миллионов долларов, и посмотрели их 34 миллиона зрителей.
Главным национальным хитом прошлого года стал фильм «Обитаемый остров», в двух частях собравший чуть меньше 30 миллионов долларов. При этом симптоматичным является и тот факт, что даже такая сумма не позволила отбить бюджет, ушедший на странные своим качеством декорации и спецэффекты. За такое дальновидное кинопроизводство и маркетинг продукта компания «Art Pictures» в этом году получила 250 миллионов рублей от государства.
Второе место занял фильм «Тарас Бульба» с 25-ти миллионным бюджетом, собрав 17 миллионов долларов, он так же не заработал и цента прибыли. Главными счастливчиками проката стали комедии: «Любовь-морковь 2», которой удалось при трехмиллионом бюджете заработать сверху еще 14 миллионов долларов, и «Каникулы строгого режима», собравшие 17 миллионов долларов. Замыкает пятерку самых кассовых фильмов мюзикл «Стиляги», продюсерам которого удалось собрать в новогоднее сумасшествие 16 миллионов долларов при 15 потраченных.
Если даже в топ пять самых кассовых фильмов, только два смогли показать хорошие результаты, то что говорить об остальных. В 2009 году общий бокс-офис кинопоказа в России снизился почти на 9%, до 738 миллионов долларов.
Одним из факторов неудачи продукта является отвратительный подход к названиям картин. В России до сих не считается плохим тоном использовать смесь иностранных и русских слов, доменные имена, и просто идиотские сочетания. Связь между провальными сборами и плохим названием очевидна: Любовь.ru – подобные названия были в ходу в начале нулевых, но у нас в стране почему-то возвращаются в моду. Фильм собрал в прокате всего $39 929, поэтому руководителям сочинской Олимпиады тоже стоит задуматься о том, как бы не уйти в минус.
«Отдамся в хорошие руки» – при трехмиллионом бюджете, фильм с вызывающим названием заметки в разделе «досуг» заработал всего $342 366, не отбив и десятую часть бюджета. «Какраки» – картина с по-настоящему детсадовским весельем в названии, при затратах в 2,5 миллиона долларов, отбила только $244 706. «Наша Маша и волшебный орех» – в стране, где детские стихи писала Агния Барто, мультфильм с неправильным названием при бюджете в 4 миллиона долларов естественным образом собирает всего $700 000. «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» – фильм с невероятно издевательским для Александра Дюма сюжетом и названием, не отбивает и половины своего пятимиллионного бюджета. «М+Ж (Я Люблю Тебя)» – странные сокращения, скобки, удивительно заезженные слова и ассоциации обошлись продюсерам картины в жалкие $243 000. «Люди добрые» – деревенская клюква и максимально расплывчатое название выдали фильму кассу сборов в целые $845.
При этом самым популярным словом в названиях фильмов является «любовь», что не удивительно, так как большинство продюсеров уверены, что могут впарить российскому зрителю под этим прекрасным чувством все, что угодно. «Любовь» была использована в различных словосочетаниях в названиях 5 картин этого года: «Любовь в большом городе», «Первая любовь», «Любовь.ru», «Я люблю тебя», «Тайны любви», «Антикиллер: Любовь без памяти».
Конечно же, тотальный провал и неприбыльность российского кино не в одних лишь названиях и продюсерских аппетитах. Это еще и отвратительные сценарии, игра и режиссура. Прекрасным свидетельством общего отношения к делу и к своему зрителю служат прокатные плакаты картин, которые призваны зазвать нас в кинотеатр, а вместо этого невольно хочется помыть глаза с мылом. Парад дизайнерских достижений самого визуального из искусств за 2009 года перед вами:
Что творится с российским кино в 2010 году мы уже можем наблюдать в кинотеатрах. Заодно станет понятно как госдотации помогут индустрии.
Комментарии
Подписаться