Обзор основных фильмов крупнейшего европейского кинофестиваля.
Двенадцатого мая открывается 63 Каннский кинофестиваль. Его старту в этом году предшествовали извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, который до сих пор может помешать некоторым участника добраться до побережья Франции, и аномально сильные средиземноморские штормы, которые разрушили набережную Канн аккурат за неделю до открытия.
Каннский кинофестиваль проводится с 1946 года и наряду с Венецианским и Берлинским является одним из старейших фестивалей мира. Однако в отличие от своих европейских коллег Канны – это в большой степени закрытое мероприятие, вход на которое могут получить деятели кино и представители индустриальной прессы. В этом году в официальной программе Канн представлено 19 фильмов. Многие киноведы пророчат успех лентам из Азии, которые уже 13 лет не получали основных призов, и последнее время находятся в центре внимания кинокритики. Однако за вкус жюри в этом году отвечает непредсказуемый Тим Бертон. Именно он будет выбирать лучшую, из представленных в официальной программе картин, речь о которых пойдет ниже.
«Другой год» Майка Ли (Another year)
По старой привычке голос британского пролетариата – Майк Ли, особенно не распространяется о сюжете картины, известно лишь только, что это супружеская драма, в которой снялись Джим Броудбент, Имельда Стаунтон и Лесли Мэнвиль. Майк Ли участвует в Каннском кинофестивале четвертый раз и уже является обладателем золотой пальмовой ветви 1996 года за «Тайны и Ложь». Последний раз история связывала Ли с Каннами, когда отборщики отказали картине «Вера Дрейк» в участии в официальной программе. В этот раз ему повезло больше, и, возможно, он пополнит когорту режиссеров, дважды получавших главную награду фестиваля.
«Чунцинский блюз» Вана Сяошуая (Chongqing Blues)
Последняя картина китайского режиссера – драма о морском капитане в расцвете сил, который по сюжету фильма попадает в дикие обстоятельства: он должен убить своего старшего сына. Вначале отборщики поместили фильм в программу «Особый взгляд», но потом почему-то передумали и перенесли картину в официальный конкурс. В 2005 году Ван выиграл приз каннского жюри за «Шанхайские Мечты», и вообще все нулевые занимался тем, что наращивал фестивальные мышцы: его «Мечты», «Пекинский велосипед» и «Мы верим в любовь» были обласканы критиками и возможно в этом году ему светит что-то лучше, чем специальный приз.
«Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни» Апичатпонга Вирасетакула (Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives).
Тайский фильм с самым длинным в этом году названием от режиссера, чье имя больше похоже на скороговорку, посвящен престарелому мужчине, который возвращается домой, чтобы умереть. Дома его навещают духи жены и сына и видения уходящей жизни. Главный артхаусный режиссер Таиланда Апичатпонг является любимцем продвинутой западной критики. Американский журнал о кино Film Comment совсем недавно поместил его в когорту величайших режиссеров современности. Тем, кто не хочет отставать от прогресса необязательно ехать в Канны, достаточно будет посмотреть его фильм «Тропическая лихорадка», «Синдромы и столетие» и «Благословенно ваш», чтобы понять, как далеко вы находитесь от киноавангарда. В 2002 году Вирасетакул победил в каннской программе «Особый взгляд», а в 2004 году взял специальный приз жюри. Учитывая уверенную поступь тайца, именно он является главным претендентом на победу в Каннах в этом году.
«Заверенная Копия» Аббаса Киаростами (Copie conforme)
Первый фильм иранского режиссера, созданный за пределами родины, посвящен отношениям между французской галеристкой Бинош и британским писателем Шимеллом. Действие фильма происходит в Тоскане. Аббас в четвертый раз появляется в Каннах. В 1997 году он получил половину пальмовой ветви за фильм «Вкус Вишни» (другую половину увез в Японию Сёхэй Имамура). Последние годы Киаростами проводил в видеоэкспериментах, больше похожих на инсталляции, чем на кино, и «Заверенная копия», возможно, вернет режиссера в большой кинематограф.
«Счастье Мое» Сергея Лозницы
Прославленный документалист Сергей Лозница в этом году переключил свое внимание на художественное кино. Фильм «Счастье мое» посвящен водителю-дальнобойщику Георгию, который оставил дома неверную жену и отправился в длинное и трудное путешествие по российской провинции. Авторское роуд-муви о погружении в мир страха, жестокости и предательства. Лозница дебютирует в каннской программе, и единственное, что может помешать режиссеру выиграть главную награду – это статистика: со времен фильм «Секс, ложь и видео» ни один дебютант не получал высшую награду фестиваля. Хотя, учитывая предыдущие заслуги Сергея Лозницы, каннская пресса готовит режиссеру теплый прием. Фильм снят на русском языке, но на Украине, потому что в свое время у министерства культуры РФ не нашлось денег на художественный проект режиссера.
«Служанка» Им Сан-суа (The Housemaid)
Ремейк корейской классики 1960 года посвящен падению главы семьи в сексуальный роман с семейной горничной. Это первое попадание Им Сан-су в каннский конкурс. Хотя обычно ремейки, да еще и триллеры не пользуются особой популярностью у каннского жюри. Оригинал картины можно посмотреть бесплатно на сайте «The Auters».
«Ярость» Такеши Китано (Outrage)
После трилогии полубиографических фильмов Китано возвращается в криминальный жанр. Его новый фильм посвящен Якудза, вернее одному из боссов банды, которые пытается забраться на верхушку преступной иерархии. Удивительно, но «Ярость» - всего лишь второе попадание режиссера в официальную программу Канн. Первый раз он проходил по красной дорожке перед показом французской публике «Кикуджиро» в 1999 году. Новый фильм Такеши Китано обещает быть чрезвычайно жестким, собственно понять это можно по трейлеру выше.
«Честная игра» Дага Лимана (Fair Game)
Единственный американский фильм в главном конкурсе Канн в этом году, похоже, является и самым дорогим. В фильме-триллере по мемуарам рассекреченного оперативниrа ЦРУ Валери Плам играют Наоуми Уоттс и Шон Пенн. Это первый фильм Лимана, который заметили европейские отборщики. Номинация Дага на золотую пальмовую ветвь вызвала среди американских критиков примерно такую же реакцию, что и Михалкова в России.
«Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова
Самый спорный выбор отборщиков Каннского кинофестиваля многие списывают на агрессивную политику международного прокатчика картины Wild Bunch, которые буквально впихнул Михалкова в конкурс. В России по фильму уже проехались танковой колонной многочисленные критики, ну а что сделает с Михалковым каннская пресса и жюри, будет понятно в ближайшие две недели.
«Прикрасно» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Biutiful)
Иньяриту в «Прикрасно» (намеренная неграмотность) вернулся к испанскому языку и снял первый фильм без своего постоянного сценариста Гильермо Арриаги. В главной роли в фильме Хавьер Бардем. Сюжет «Прикрасно» намеренно неоригинален: спустя годы школьные друзья оказываются по разные стороны закона. В прошлый раз режиссер участвовал в официальной программе фестиваля в 2006 году с картиной «Вавилон». За него он получил награду лучшего режиссера.
«Турне» Матье Амальрика (Tournée)
Комедия режиссера-актера Матье Амальрика, который радовал мир фильмами «Скафандр и бабочка» и «Квант милосердия» посвящена неудачному театральному продюсеру, которого и играет сам автор. Продюсер всеми силами хочет добиться успеха в профессии. И именно поэтому он отправляется в турне с группой гастролирующих стриптизерш. Со времен «Бартона Финка» (и то с натяжкой), ни одна комедия в Каннах не получала высшей награды, но с другой стороны Амальрик может побороться за актерские номинации.
«Люди и боги» Ксавье Бовуа (Des hommes et des dieuх)
Фильм Ксавье Бовуа «Люди и боги» основан на реальных событиях 1996 года, когда в Алжире было убито семь французский монахов. В картине играют Лэмберт Уилсон и Майкл Лонсдэйл. В 1995 году Бовуа выиграл приз жюри Каннского фестиваля с фильмом «Не забывай, ты скоро умрешь», посвященным темам суицида, депрессии, зависимости и СПИДа. С тех пор он не попадал в конкурс, а на этот раз картина «Люди и Боги» соответствует по уровню тяжести успеху 1995 года.
«Наша жизнь» Даниэле Лукетти (La nostra vita)
Единственный итальянский фильм в Каннах в этом году рассказывается об овдовевшем заводском рабочем, который вынужден заняться преступностью, чтобы прокормить двоих сыновей. Главную роль в фильме исполнил Элио Джермано. Последний раз Лукетти попадал в официальную программу 19 лет назад. Хотя после успеха последнего фильма режиссера «Мой брат – единственный ребенок» в программе «Особый взгляд» три года назад, его новую картину в Каннах ожидают с повышенным интересом.
«Вне закона» Рашида Бушареба (Hors la loi)
Последний фильм алжирского режиссера является, по сути, сиквелом его прошлой картины «Туземцы», удостоенной в 2006 году каннского приза за лучшую мужскую роль. «Туземцы» были посвящены алжирцам, попавшим на фронт Второй Мировой войны. В фильме «Вне закона» тот же актерский состав борется за независимость Алжира. Последние картины Бушареба привлекали немало внимания фестивальной публики, поэтому многие критики рассматривают шансы его нового фильма, как весьма высокие.
«Поэзия» Ли Чхан Дона (Poetry)
Второй участник фестиваля от Южной Кореи Ли Чхан Дон представляет историю пожилой женщины, жительницы окраины, которая на старости лет начала проявлять интерес к поэзии. В это же время ее внук оказывается в эпицентре расследования хладнокровного убийства. Это второе попадание Ли в каннский конкурс после фильм «Таинственный свет» 2007 года.
«Герцогиня Монпансье» Бертрана Тавернье (La princesse de Montpensier)
Костюмированная драма «Герцогиня Монпансье» является экранизацией новеллы Мадам де Лафайет. Аристократку насильно выдают замуж за герцога Монпансье, хотя она всем сердцем влюблена в герцога Гиза. В главных ролях в фильме снялся триумвират молодых французских актеров: Грегуар Лепренс-Ренге, Мелани Тьерри и Гаспар Ульель. В прошлый раз Тавернье попадал в программу в 1990 году с фильмом «Ностальгия по папочке». А приз получал аж в 1984 году за лучшую режиссуру в фильме «Воскресенье за городом».
«Кричащий человек» Махамата-Салеха Харуна (Un homme qui crie)
Первый за 63-летнюю историю Канн фильм из Чада посвящен современным проблемам Африки. По сюжету картину 60-летнего героя увольняют с работы, а на должность берут его сына. В 2006 году Харун получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале за фильм «Сухой сезон». Харун стал первым африканским режиссером-участником официальной программы Канн с 1997 года и наверняка получит какую-нибудь награду просто по географическому признаку.
«Любящий сын — Проект Франкенштейна» Корнель Мундруцо (Kornél Mundruzcó)
Венгерский фильм – это новое прочтение классического романа Мери Шелли о чудовище Франкенштейне, где роль монстра играет вернувшийся из интерната ребенок, который пытается добиться любви своей семьи. В основу фильма лег одноименный спектакль, с успехом прошедший на европейских театральный фестивалях. В 2008 году Мундруцо выиграл приз критиков за фильм «Дельта», который по своему мрачному заходу похож на новую картину режиссера. Возможно, общий тон фильма и тема монстров придется по душе Тиму Бертону.
«Ирландский Маршрут» Кена Лоуча (Route Irish)
Последним подтвержденным фильмом официальной программы стал «Ирландский Маршрут» британского режиссера Кена Лоуча. Главной темой картины станет Ирак, где по контракту работают двое друзей охранников. Одного из них убивают, и оставшийся в живых начинает собственное расследование. В 2006 году Кен Лоуч получил золотую пальмовую ветвь за картину «Ветер, что колышет вереск», а в прошлом году в конкурсной программе был фильм Лоуча «В поисках Эрика». Всего в активе 73-летнего Лоуча четыре награды Каннского фестиваля, что делает его самым заслуженным режиссером в программе этого года.
Помимо главного конкурса фильмы в Каннах так же будут представлены в 13 различных программах. Самыми интересными из них традиционно являются «Особый взгляд» и «Двухнедельник режиссеров». Несколько фильмов будут показаны вне каких-либо программ. Откроет Канны картина Ридли Скотта «Робин Гуд». Фестиваль закончится 23 мая, тогда и будут объявлены имена победителей, чьи фильмы мы возможно увидим во второй половине 2010 года.
Комментарии
Подписаться