Несмотря на большие фонотеки, звуки в кино производят очень странными предметами. Веник и тряпка - лучшие друзья звукооформителя.
Фото пользователя KPBS
Как бы это ни было странно, одной из главных составляющих кино является звук. Не просто мелодии или песни, которые сопровождают героев в наиболее драматические моменты истории, а именно что звук — любое движение, любой вздох или выкрик. Помимо работы актеров, которые озвучивают свои собственные или чужие роли, важным являются труд звукооформителей, как их называют у нас, или foley artists, как их называют у них — люди ответственные за то, чтобы все в фильме звучало правдоподобно. Только, как это часто бывает, для правдивого звука они используют совсем не то, что озвучивают.
Джек Фоли |
|
На съемках фильма, практически всегда есть человек, который отвечает за создание натуральных звуковых эффектов. Их он записывает в студии, предварительно определив, что нужно воспроизвести.Раньше, за отсутствием средств, некоторым фильмам звук на площадке не записывали вовсе, а полностью воспроизводили в студии. Экзотический термин «foley artist» возник благодаря Джэку Фоли, пионеру звукового кино. Он начинал как сценарист немых фильмов, но потом внес большой вклад в переход к звуковому кино. Он придумал большинство техник, применяемых сегодня в озвучении, и приложил свои бесценные уши к многим фильмам, самым знаменитым из которых является «Спартак» Кубрика. |
Своей знаменитостью Джэк Фоли в первую очередь обязан технологическим недостаткам съемочного процесса: звук во время съемок на натурах часто получается невыразительным. Чтобы понять, как это все работает сегодня, мы расспросили звукооформителя Петра Бордачева.
Петр Бордачев |
|
«Еще давно в кино поняли, что звук, который записывается во время съемки, получается очень блеклым и заглушается лишними шумами. Полученную картинку приходится переозвучивать. Раньше это делали с помощью живых звуков, но теперь, благодаря развитию качественных фонотек в живую озвучивают все меньше и меньше. Например, в США услуга foley artist стоит довольно дорого. Поэтому сейчас все больше используют библиотеки звуков. Однако такие штуки, как шаги или, например, шуршание одежды, все же удобнее записывать по старинке. Шаги – это вообще наша основная задача. Так как они попадаются довольно часто в фильмах и сериалах, намного легче записать их, не подстраивая звук из фонотеки, а с одного или двух дублей все сделать в живую». |
Для Look At Me Петр собрал десять примеров, когда знакомые по кино звуки получаются из неочевидных вещей.
1. Шаги по снегу
|
|
2. Огонь
|
|
3. Сломанная шея
|
|
4. Автомобиль по мокрой дороге
|
|
5. Цокот копыт
|
|
6. Морской прибой
|
|
7. Удары
|
|
8. Шаги по траве
|
|
9. Овсянка
|
|
10. Столкновение машин
|
|
Лучшей иллюстрацией к озвучке в кино до сих пор остаются Монти Пайтон и их фильм «Священный Грааль», на съемки которого было выдано так мало денег, что вместо лошадей герои бегали с кокосовыми орехами. На сегодняшний день цифровой век переводит профессию звукооформителя из разряда творческих в более утилитарную. Постепенно фонотеки сводят задачу шумовиков только к правильному подбору звука. Но как говорит Петр: «Веник и тряпка – все еще наши лучшие друзья».
Комментарии
Подписаться