Модный норвежский писатель и автор сценария фильма «Север» Эрленд Лу любезно согласился ответить прокатчику A-One Films на вопросы о съемочном процессе, современном норвежском кино, природе и работе сценариста.
Норвежский фильм «Север» — это история о нервных срывах, транквилизаторах с алкоголем, снежной слепоте и отцовстве. Снял ее режиссер-дебютант Руне Денстад Лангло, а Эрленд Лу написал сценарий.
Расскажите, как возникла идея сценария «Севера». Вроде бы известно, что у режиссера, Руне Денстада Лангло, был подобный опыт — работа на подъемнике и на горнолыжном курорте и депрессия? Как вы работали над историей?
Ко мне обратился Руне с идеей о парне, который работает на подъемнике. Мы вместе думали о том, что с ним может произойти, и когда придумали его повышенную тревожность, история начала становиться интересной. И в конце концов мы остановились на том, что ему нужно куда-то ехать, хотя он просто не способен предпринять такое путешествие из-за своего «душевного состояния».
Вы бывали на съемочной площадке «Севера»?
Я провел там всего один съемочный день, когда снимались сцены в психиатрической больнице. И даже на секунду вы можете увидеть меня в кадре, я играю в карты за стеклом и у меня борода. Вообще, мне на площадке делать нечего, кроме как поздороваться со всеми и мило поулыбаться. Я никаким образом не вмешиваюсь в работу режиссера.
Была ли съемка трудной для группы, ведь работа на натуре в Арктике — довольно сложное мероприятие?
Думаю, было довольно тяжело, но группе повезло в том смысле, что самая плохая погода их не настигла и они были довольны, насколько я помню.
«Север» — это роуд-муви. Какие роуд-муви вы бы отметили в истории кино?
Их много. Но главный источник вдохновения для «Севера», и это неудивительно – это «Простая история» Дэвида Линча. Это восхитительный фильм! В особенности концовка «Севера» украдена оттуда. Я думаю, люди должны воровать друг у друга. Я имею ввиду идеи. В целом, это хорошо. А среди любимых роуд-муви я бы назвал «Гроздья гнева» Джона Форда, «Беспечный ездок» Денниса Хоппера, «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Более странно, чем в раю» Джармуша.
Ну и скажите, довольно ли вы в итоге «Севером»? Фильм был здорово принят на фестивалях, но может есть что-то, что вас не устраивает в этом уже почти «культовом» фильме?
Да, в целом я доволен. Хорошие рецензии, много фестивалей, призы кое-где. Первые двадцать минут, возможно, не такие ровные. До того момента, пока Йомар не сел на снегоход, я бы изменил несколько вещей. Но с этого момента все встало на свои места.
Вы довольно давно связаны с киноиндустрией и хорошо ее знаете. Вас удовлетворяет роль сценариста, или вы бы хотели попробовать себя как-то еще?
Я писатель. Это единственное, что я умею делать по-настоящему хорошо. Иногда конечно мне приходит в голову мысль, что можно было бы снять фильм как режиссеру, но в таком случае мне необходимо сперва поучиться.
Вы работали отборщиком сценариев для Норвежского кинофонда — расскажите, каким проектам вы дали зеленый свет?
Норвежский кинофонд (Norwegian Film Foundation) — это организация, дающая государственную поддержку фильмам и я работал там в 2002–2005 годах Около пятнадцати фильмов — хороших, нормальных и даже никаких, получили мое редакторское одобрение. Самый известный из них — «Неуместный человек» Йенса Лиена.
Как бы вы описали сегодняшний типичный норвежский фильм?
Сегодняшнее типичное кино — это современный фильм о маленьких людях с маленькими проблемами.
Вы учились в Датской киношколе — из этого учебного заведения вышли все датские кинематографисты, включая Билле Агуста, Ларса фон Триера и Лоне Шерфиг. Расскажите о вашей учебе и преподавателях.
Это потрясающая школа! Они дают студентам набор базовых знаний, которыми каждый волен пользоваться по своему вкусу и в меру таланта. Никакой ерунды, вроде «историй внутри тебя» и всего такого. Нам давали голые факты. Вот благодаря этому кино работает — и точка. Нашего главного педагога звали Могенс Руков. Блестящий, странный человек, который никогда не выпускал сигареты из рук и, кажется, никогда не готовился, но в то же время, он не переставал вдохновлять. Я смотрел много фильмов и много писал. Лучшая школа в моей жизни.
В одном из интервью вы сказали, что следите за русской литературой. Следите ли вы также за русским или советским кинематографом?
Советский кинематограф я знаю лучше чем российский. Но я не упускаю случая посмотреть и русские фильмы. Я скучаю по русским комедиям. Они еще существуют? Они смешные?
Много ли фильмов вы смотрите?
Я смотрю по фильму практически каждый вечер, в основном дома, вместе с женой, после того, как дети ложатся спать. Кроме того, я смотрю два-три фильма в неделю в качестве кинокритика. Я начинаю нервничать, если пару дней не смотрел кино.
Каковы ваши отношения с природой, которая, как известно, в Норвегии поразительна? Где бы вы посоветовали побывать?
Я очень люблю и лес, и горы, и море, и всего этого у нас достаточно. И я часто бываю на природе. В основном я бегаю в лесу. Как вы наверное знаете, Осло — весьма небольшой город. Так что я могу быть в центре города, в синематеке, через 20 минут на велосипеде я дома, а еще через десять – в лесу. Самые зрелищные, поразительные места в Норвегии – это Согне-фьорд на западе и Лофотенские острова на севере.
Возможно ли предпринять такое путешествие, какое осуществил Йомар?
Конечно возможно. Единственное, что передвигаться на снегоходе в некоторых местах запрещено.
Недавно исландский вулкан Эйяфьядлайёкюдль парализовал, считай, всю мировую авиацию. Как вы, как любитель природы, относитесь к вулканам?
Скорее положительно. Но в определенных пределах. В 1720-х годах очередной исландский вулкан вызвал продолжительную зиму, серьезное похолодание во всей Европе. Было до смерти холодно, урожая не было, люди и животные умирали.
Ваша последняя на данный момент работа для кино — сценарий «Еще один день на работе». Это документальная история, написанная по мемуарам журналиста, годами преследовавшего Метте-Марит, кронпринцессу Норвегии, которую общество не желало видеть в роли супруги наследника престола, в силу того, что в ней нет королевской крови.
Было очень интересно, достаточно острых ощущений от работы над материалом, который еще «не остыл» в сознании аудитории. Но вот беда — теперь народ был благосклонен к Метте-Марит и смерти ее отца. Никто не захотел смотреть наш фильм. Это был полный провал!
Комментарии
Подписаться