Прямая речь: Дарья Шаповалова, автор программы «Неделя моды»
Look At Me расспросил у Дарьи, как она подружилась с Анной Делло Руссо, зачем Киеву своя неделя моды и почему не надо бояться заговаривать с людьми
«Неделя моды», единственная ТВ-программа о моде в Украине, в своем роде и единственная программа о моде на русском языке, где наряду со звездами и знаменитостями героями становятся стилисты, модные редакторы и фэшн-журналисты разряда Джованны Баттальи и Хилари Александр. Ведущая Дарья Шаповалова берет интервью у Карла Лагерфельда, объясняет, кто такой байер и как попасть в первый ряд на показе, балансируя на грани качественного видеорепортажа и ненавязчивого фэшн-ликбеза. Параллельно со съемками Дарье удалось пройти стажировку у креативного директора Vogue Nippon Анны Делло Руссо, прослушать курс в Saint Martins, снять две рекламные кампании программы с Мэттом Ирвином и поучаствовать в организации альтернативной недели моды Kiev Fashion Days, где она занималась коммуникациями и сбором гостей (среди прочих там побывали Годфри Дини, Мэтт Ирвин и Иван Родич). Вторые Kiev Fashion Days пройдут в конце марта.
Первая рекламная кампания «Недели моды»: фотограф Мэтт Ирвин, стилист Андерс Томсен (Love Magazine)
Программа началась с простого желания работать в моде. Для меня телевидение — не больше чем инструмент, и я бы не пошла туда работать, если бы проект не был связан с модой. Хорошо, что у нас есть такой канал для коммуникации, как телевидение. В России оно имеет огромное влияние, хотя для нашей программы, как и для моды в целом, на данном этапе очень важен и интернет.
Идея передачи была моей. Я пришла с ней на телеканал, ее одобрили. Я не предполагала, что проект настолько разовьется: сейчас мы не пропускаем ни одну из главных недель моды. При этом освещаются не только мировые показы, у нас много программ (как я считаю, страшно интересных), когда мы, например, едем в Швейцарию в ателье, проводим там целый день, узнаем, как производят ткани для ведущих дизайнеров мира. Мы рассказываем об очень разных людях и вещах, но стараемся на всё смотреть с точки зрения моды. На том же Каннском фестивале мы говорим о фильмах, в которых снялись модели (например, «Воображариум доктора Парнаса», где сыграла Лили Коул).
Мы берем интервью у дизайнеров, моделей и звезд. Но нам интересны и инсайдеры моды — люди, о которых наши телезрители и читатели странички в Facebook могут не знать: стилисты, фотографы, диджеи показов, декораторы или флористы. Такие сюжеты раскрывают моду как бы изнутри. Ко мне часто подходят люди, не считающие себя модниками, со словами: спасибо большое, так интересно было смотреть про какого-нибудь парижского цветочника. Возможно, они не посмотрят все программы, но некоторые им будут интересны. Таким образом мы, как мне кажется, популяризируем моду, делаем ее более естественной, показываем, что не стоит моды бояться и считать ее историей для избранных.
С каждым сезоном объем нашей работы возрастает в два-три раза. При этом количество потраченных усилий одинаковое, потому что ты уже набил руку и знаешь, каких ошибок стоит избегать. Параллельно со съемками программы мы ведем репортажи в Facebook — пока куда-то бежим, что-то снимаем и выкладываем практически в прямом эфире. Сюжеты о неделе моды мы выпускаем сразу — вернулись, скажем, из Нью-Йорка в четверг, значит в воскресенье материал уже выйдет, — потом еще пишем для журнала «ТОП10» и Top10.ua полноценный репортаж. Я считаю, надо делать еще больше, хотя мы и так многого не успеваем.
Вот уже четвертый год каждая неделя моды для меня — как экзамен. К ним я готовлюсь полгода, собираю информацию, переосмысливаю то, что увидела в прошлый раз. Во время показов ты уже не можешь ошибиться, ты не можешь задать глупый вопрос Анне Делло Руссо или Хилари Александр. Они ответят, конечно, но в следующий раз не будут с тобой общаться.
Часто я вижу, что начинающие журналисты, да и опытные тоже, боятся подходить к людям. Боятся исследовать, боятся по-настоящему делать репортажи. Я считаю, что если ты любишь моду, тебе будет интересно всё. А когда тебе интересно всё, когда ты задаешь вопросы профессионалам, тогда им тоже с тобой становится интересно. Во-первых, они готовы тебе помочь, а во-вторых, возникают уникальные ситуации. Такая модная журналистская удача. Например, мы вдруг попадаем на съемку Демаршелье после показа Dior, и это никто в мире, кроме нас, не снимает и не видит. Или встречаем Кэти Гранд в туалете и там же берем у нее интервью. Или мне в отель случайно приносят цветы для Лили Дональдсон, которые Риккардо Тиши отправил ей на день рождения, и я иду передавать ей цветы вместе с платьем от Риккардо Тиши. Мне кажется, если ты любишь свое дело, то тебе что-то помогает.
Как я попала на стажировку к Анне Делло Руссо? У меня была цель: я хотела стажироваться в зарубежном Vogue. На тот момент мне было всё равно, в каком. Первоначально думала, что будет британский. Тогда Анна Делло Руссо еще не была так известна, как сейчас. Мы начали с ней общаться, поняли, что она очень интересный человек, и решили пойти к ней домой снять гардероб. Мы были первой съемочной группой, которую она пустила в свою квартиру. Это сейчас к ней все ходят и знают, как выглядит ее квартира и сколько у нее пар туфель. Мы провели с Делло Руссо полдня, разговаривали. И в конце концов я говорю: «Анна, я хочу на стажировку в Vogue». И она говорит: «Так приходи ко мне!» Так всё и получилось. Если бы я не набралась смелости это сказать, то ничего бы не было.
Анна брала меня на все свои личные встречи. Мы почти каждый день ходили по магазинам; даже если Анна ничего не покупает, она что-то подшивает, переделывает, меряет, ее везде знают, и весь магазин носится с ее собакой. Она брала меня на съемки, на консультации домов моды. А вечером мы шли гулять с ее друзьями, я приходила к Анне домой, она показывала свои книжки, рассказывала, как делает журнал — я знала, что будет в Vogue на шесть месяцев вперед. Анна, конечно, очень многому меня научила.
Я уверена, что если ты хочешь быть успешным в моде, надо очень много работать. Анна была тому еще одним доказательством. Если ты хочешь достичь успеха, ты должен работать день и ночь без выходных, только тогда у тебя получится что-то действительно хорошее. Сейчас много разговоров про блогеров, про то, как люди из ничего стали суперуспешными. Но если вспомнить действительно хороших блогеров, то это те, кто пишет аналитику. Такие персонажи, как Брайан Бой, тут, скорее, исключение. Те же Гаранс Доре и Скотт Шуман, хоть и сидят в первом ряду, практически ничего не снимают. Они приходят и просто сидят в первом ряду, а какие-нибудь крутаны, которые действительно пашут — фотографы французского Vogue, например, — над ними смеются.
Провеcти Kiev Fashion Days нас давно просили сами дизайнеры. Началось всё с каких-то мелких просьб: дать совет по организации показа, посмотреть дизайн пригласительных. Но потом стало понятно, что им не хватает настоящей площадки. У Украинской недели моды несколько другая специфика: очень сильная светкая составляющая. Не знаю, стремились организаторы к этому или нет, но так произошло. Туда приходят всякие украинские звезды, чтобы показать себя. Большинство даже не понимают, на какие показы пришли. Появилось много молодежи, которая уже не хочет идти на Украинскую неделю моды, потому что не понимает, зачем это нужно. Я не хочу никого критиковать, на всё найдется свой потребитель. Но в 2010 году мы поняли: время пришло. Опыт у нас был, мы понимали, какие стандарты должны быть у недели моды и что нужно для ее проведения.
Дизайнеров подбирали по их вписанности в международный контекст. Нам было важно, чтобы они исповедовали западный подход к дизайну и к развитию своей марки. Наша главная цель — сделать из Kiev Fashion Days площадку для молодых дизайнеров со всего мира. Чтобы они могли приезжать, показывать свои коллекции на подиуме или в зоне инсталляций. А мы будем привозить им фэшн-критиков, байеров.
Когда молодой дизайнер приезжает куда-нибудь в Париж, до него, скорее всего, просто не успеют дойти. Зато если Годфри Дини приезжает в Киев, то он смотрит все коллекции и показы, и у дизайнеров есть возможность пообщаться с журналистом на как бы нейтральной территории. Мы и даты стараемся выбирать такие, чтобы все главные недели моды уже окончились, фэшн-критики и редакторы немного пришли в себя и были готовы ехать дальше.
Нас очень вдохновил пример Cycles & Seasons. Мы поняли, что можно провести подобное мероприятие, когда в городе уже существуют недели моды. Когда я съездила на C&S, я сразу увидела разницу между ними и RFW или MFW. Последние — это своеобразная индустрия развлечений. Показы превращаются в fun: есть, например, бокс, а есть модные показы. Мы понимали, что C&S создавался с теми же намерениями, что и у нас — сделать более профессиональное событие и приглашать туда значимых в мире моды людей.
Мы объединили показы и презентации, добавили образовательную программу, и получился очень хороший формат. Люди, которые не пошли на показы, отправились на лекции. Образовательная составляющая для нас очень важна: у молодежи не всегда есть возможность пообщаться с людьми такого уровня, как наши гости. Я по своему опыту знаю, что после того, как ты провел час в компании Мэтта Ирвина, ты становишься в пять раз умнее: так много успеваешь узнать о моде и фотографии.
Вторая рекламная кампания программы, снятая Мэттом Ирвином во время Kiev Fashion Days
Моя главная мечта, связанная с Kiev Fashion Days, — развить такой интерес к украинским дизайнерам, чтобы их хотели покупать. Мне страшно приятно, что украинская мода переживает такой подъем, что байеры заинтересованы не только в продаже наших дизайнеров — они еще оплачивают производство капсульных коллекций и создают вместе одежду, которая продается.
В Киеве сейчас появляется большое количество интересной одежды. Прогремел на Нью-Йоркской неделе моды дизайнер Рад Хурани — в этом же сезоне он появляется в Киеве. У нас женщины очень быстро реагируют на такие новинки, и байеры их подхватывают. Когда наши коллеги из Москвы приезжали в Киев, они покупали себе какие-то вещи и говорили, что в Москве их нет. Те же босоножки Кристофера Кейна для Versus были в Киеве в полном составе, а в Москву эту коллекцию не привозили.
Я очень люблю модную одежду, и у меня большой гардероб. Когда-то я обожала Balenciaga. До сих пор горжусь, что купила некоторые вещи, которые надела ровно два раза, вроде платьев из гладиаторской коллекции. До сих пор люблю Comme des Garcons. Их вещи хорошо сидят, к тому же с этой одеждой никогда не ошибешься — на любом мероприятии будешь выглядеть лучше всех. У меня много черного, но я сейчас пытаюсь это исправить. Просто те же японские дизайнеры много делают в черном цвете, и самые знаковые вещи тоже часто черные.
Когда я иду на интервью к дизайнеру, то всегда стараюсь надевать платье этого дизайнера. Это срабатывает в большинстве случаев. Думаю, интервью с Миуччией Прадой, когда она приезжала в Киев, было успешным в том числе благодаря платью, которое было на мне. Она даже сказала, что это одно из ее любимых платьев. Кстати, дизайнеры неоднократно признавались, что для них самое яркое впечатление — просто увидеть на улице человека в своей вещи.
«Неделя моды с Дарьей Шаповаловой»: сайт, Facebook, Twitter.
Комментарии
Подписаться