О красоте можно много всего сказать. То, что это королева, которая правит очень недолго. То, что она редко сочетается с умом, и находится выше гения, потому что не требует понимания. И конечно – “Красота спасет мир”. Красота была в моде всегда и везде. Люди всех национальностей и социальных слоев стремились выглядеть красиво – это способствовало успеху. Особенно важно это было для женщин, ведь у красивой девицы было больше шансов удачно выйти замуж, чем у дурнушки. А замужество вплоть до ХХ века было основной целью каждой девушки: именно оно являлось залогом финансового благополучия и уважения в обществе. Поэтому женщины, в некоторой степени обделенные природой, прилагали титанические усилия, чтобы соответствовать эталону красоты.
А каков он, этот эталон? Какая красота спасет мир? Многие полагают, что символом женской красоты и сексапильности служат стройные длинные ноги, высокий рост, стандарт 90-60-90. Кроме того, красивая женщина обязательно имеет правильный овал и безупречный цвет лица, чувственные губы, большие выразительные глаза, густые блестящие волосы. Все так, для современного общества, никто с этим не спорит. Однако такое очевидное, казалось бы, представление о женской красоте являлось бы ложным для многих времен и народов.
В различных частях света существовали и существуют до сих пор различные критерии сексуальной привлекательности человека и представления о красоте в целом. Например, в большинстве восточных стран и в эпоху возрождения, (вспомните полотна Рубенса или Тициана) к числу признаков красоты относилась полнота.
Да и на Руси ценились девушки с пышными, хорошо развитыми формами, крупные, румяные, “кровь с молоком”, взгляните на полотна русских художников, например на барышень с картин Кустодиева.
Поэтому современная супермодель показалась бы там совсем непривлекательной, если не асексуальной.
Однако это далеко не единственное отличие в понимании красоты многими народами.
По-разному оценивают, например, красоту шеи. У европейцев ценилась высокая стройная шея, образно называемая “лебединой”. А некоторые народы понимают комплимент “лебединая шея” почти что буквально. Так женщины Мьямы, Таиланда и представительницы племени масаев (Сахара) искусственно увеличивают длину шеи при помощи метеллических обручей. Особенно преуспели в этом в племени падаунг (или карени), которое проживает в высокогорном районе Восточной Бирмы.
Эта традиция уходит корнями в глубокую древность и связана со своеобразным пониманием красоты и установившейся местной модой. Первое латунное кольцо надевается на девочку в пять лет. По мере взросления кольца добавляются. В результате шея вытягивается в среднем на 25-30 сантиметров, а вес латунных украшений достигает 9 кг. Самой красивой девушкой племени считалась та, у которой шея была длиннее. Кстати, самая длинная шея, занесенная в Книгу рекордов Гиннеса, составляет 40 см.
Этот обычай помогает сохранить племенную идентичность, а кроме того, он свидетельствует о высоком социальном статусе и богатстве, ведь латунные кольца стоят недешево. Таким образом, самая длинношеяя представительница племени – это еще и жена самого богатого мужчины. У постоянно носящих подобное ожерелье женщин шейные мышцы полностью атрофируются, и если все кольца сразу удалить, то резкое падение головы может вызвать удушье. В прошлом, таким образом, мужчины наказывали жен за измену. В наши дни, когда цивилизация коснулась даже этого затерянного в горах уголка, некоторые его представительниц осмеливаются отвергать этот древний обычай, но таких, очень немного.
Обычай деформировать данное от природы тело имеют и другие народы мира. Причем это почти всегда связано со своеобразными представлениями о красоте.
В Китае, например, самыми красивыми считались обладательницы миниатюрных ножек. Эталоном красоты для взрослой женщины была стопа размером 7-9 см. Существует легенда, что моду на маленькие ступни ввела одна из китайских императриц, с поразительно маленькой стопой, сделавшая особенность своего тела эталоном. Но, понятно, что в природе такой размер ноги не встречается, поэтому китаянкам приходилось пройти через весьма болезненную процедуру бинтования ног. Начало этому было положено в Х веке до н.э. Годовалой девочке стягивали ножку таким образом, чтобы кости и мышцы не могли нормально развиваться, а пальцы были подогнуты. К совершеннолетию ноги уродовались так, что женщина была не способна быстро ходить и преодолевать большие расстояния. Ступня приобретала изогнутую форму, которую китайцы называли формой лотоса и считали очень эротичной.
Бинтование ног поначалу было модным лишь среди высших слоев общества. Это и понятно, ведь на таких изуродованных ножках передвигаться было весьма проблематично, поэтому обладательницы маленьких ступней носили служанки – на носилках или на закорках. Но со временем требование бинтовать девочкам ноги распространилось на все слои общества, превратившись в моду. Здесь сыграло свою роль то, что китайские женщины почти не занимались сельскохозяйственным трудом, поэтому такая процедура совершалась даже в бедных крестьянских семьях. С течением времени бинтование ног стало настолько обязательным, что девушки, не прошедшие эту процедуру, практически не имели шансов выйти замуж. Женщина с “большими ногами”, то есть нормальной ступней, не могла рассчитывать даже на место наложницы или служанки в приличном доме.
Китайцы полагали, что походка женщины со ступнями в виде лотоса, так же как и тонкие брови, нежный голос и стройная фигура имели особую сексуальность. Ли Юйтан писал, что “крупные незабинтованные ноги могут совершенно разрушить гармонию линий женщины”. Однако болезненная процедура выполняла и определенную социальную функцию: крошечные ножки ограничивали свободу передвижения женщины и, соответственно, её общественную свободу.
Жертва, брошенная на алтарь красоты, была действительно большой: бинтование ног серьезно отражалось на здоровье. Во-первых, это было очень больно. Во-вторых, нарушение нормальной циркуляции крови нередко приводило к гангрене. В-третьих, сидячий образ жизни способствовал развитию многих заболеваний. И через это китаянка должна была пройти лишь для того чтобы остаться женщиной: красивой, желанной, модной и сексуально привлекательной.
Эта традиция оказалась настолько стойкой, что попытка маньчжурских завоевателей запретить бинтование указом 1664 года провалилась, вызвав бурю негодования. С этим варварским обычаем покончила лишь Синьхайская революция.
Но ноги это еще полбеды. Изменяли даже форму черепа, хотя это было не только болезненно, но и смертельноопасно. Обычай искусственной деформации черепов знали многие народы. Например, древние майя считали идеалом красоты такой лоб, который образует почти прямой (!) угол с линией носа. Однако природа редко шла навстречу их желаниям, и тогда люди сами придумали, как подогнать себя под эталон красоты: они изобрели специальный “пресс”. Он состоял из двух сложенных прямых досок, скрепленных веревками с одного конца; с другого доски разводились, и в вершину образовавшегося угла втискивалась голова новорожденного. Постепенно разведенные концы стягивались, доводя приплюснутость головы до нужной формы, которую диктовал эталон красоты.
Это был очень болезненный процесс, который вполне мог закончиться и гибелью ребенка. Судя по тому, чего майя достигли в науках, искусстве, архитектуре и других сферах деятельности, такая деформация черепа в младенчестве не сказывалась в дальнейшем на умственных способностях. Если, конечно, новорожденные выживали после этой пытки.
Существует предположение, что обряд изменения формы черепа у майя был связан не только с представлением о красоте, но и с почитанием гремучей змеи. “Царственная змея” являлась для них таким же религиозным символом, как крест для христиан. Верность ему майя демонстрировали при каждой возможности – в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. Возможно, этот обряд совершался, чтобы придать черепу ребенка сходство со змеиной головой.
У других племен Нового Света были свои представления об идеальной форме головы. В Южной Америке (Перу) повязка накладывалась по окружности, и продольно, по сагиттальной линии. Благодаря этому на голове формировались две выпуклости с перетяжкой посередине. На северо-западе Америки обитали племена, которых называли “плоскоголовыми”. Их представители искусственно сплющивали себе черепа, добиваясь того, что лицо становилось широким, а лоб – низким.
У американских индейцев деформированный череп считался прерогативой племенной знати. Поэтому если операция не удавалась, то есть голова сохраняла нормальную форму, ребенок утрачивал свои права и привилегированное положение.
Обычай деформирования черепа знали также шумеры, сарматы, гунны и многие другие народы. Отпрыски знаменитых домов придавали удлиненную форму, подчеркивая этим свою исключительность. Череп Атиллы, найденный в его гробнице, имел выраженную конусообразную форму, присущую всем вождям гуннов. Подобным же образом был деформирован череп сарматской царицы. Известны случая похожего изменения формы головы и у некоторых детей египетских фараонов. Например, изображения дочерей фараона Эхнатона в росписи из Амарны свидетельствуют, что они прошли через эту процедуру.
Античные авторы неоднократно описывают случаи искусственной деформации черепов по религиозным, эстетическим или социальным соображениям. Изменяли форму головы так же народы Кипра, Крита, Ливана.
На территории Западной Европы по-видимому, этот обычай широкого распространения не получил. Известна находка искусственно деформированного черепа, датируемого 500-600 годами, в одном из могильников Англии. Единичные черепа с измененной формой черепа, найденные во Франции и Польше, относятся к XI-XIII векам. Это указывает на длительное сохранение практики изменения формы головы в отдельных районах, возможно, как семейно традиции.
Видимо, с такой же локальной архаичной традицией связаны имеющиеся в литературе упоминания о том, что во Франции, например, в XVIII веке были зафиксированы случаи деформации черепа, которой подвергали детей представители средних классов. Таким способом они хотели придать облику аристократичность, поскольку подобный обычай якобы существовал у некоторой части дворянства. Для того чтобы это прекратить, потребовалось вмешательство властей.
Еще в прошлом столетии искусственная деформация черепа была обычным делом в Бразилии, Боливии и даже во Франции – в нескольких общинах провинции Гасконь, в частности в Сент-Фуа близ Бордо.
Многие туркмены и по сей день изменяют форму черепа у детей, причем они уверены, что эта процедура полезна для здоровья. А у некоторых народов Малайского архипелага и Центральной Африки считалась красивой “башенная голова”. Так что в истории человечества была мода и на яйцеголовых, и на плоскоголовых, и все они были красивыми для своих народов.
После всех этих жутких примеров деформации черепа гораздо безобиднее выглядит обычай многих народов растягивать уши и губы. Проколов уши и губы, “модники” и ”модницы”вставляют туда колышки или диски, изготовленные из дерева или слоновой кости. Индейцы Аляски носили такие диски, или “втулки” в середине нижней губы. В Западной Африке, особенно в районе озера Чад, этот обычай до сих пор широко распространен. Деревянные диски, которые женщины вставляют в губы там, достигают величины блюдца. Надо полагать, что дамам тех мест вкус поцелуя не известен. Отверстия в ушах тоже могут достигать огромных размеров, когда в них носят такие тяжелые “украшения”, как, например, деревянные цилиндрики.
Многие индейцы считали белых миссионеров совершенно некрасивыми. В их представлении красота была связана с обязательной раскраской тела, поэтому они утверждали: “Чтобы стать человеком, необходимо раскрасить себя. Тот, кто этого не делает, ничем не отличается от животного ”. Вполне возможно, такими же принципами руководствуются некоторые девушки, злоупотребляющие макияжем. Очень близки к этим представлениям о красоте народы, украшающие себя татуировками и шрамированием.
Глаза у большинства народов считаются зеркалом души. Их с упоением описывают поэты, запечатлеют на полотнах художники, в них вглядываются влюбленные. У разных народов “мода” на глаза сильно отличалась.
В Древнем Египте самыми красивыми считались зеленые миндалевидные глаза, поэтому их жирно подводили медным купоросом, а позже – черной краской из сажи. Арабы, индусы, евреи, жители Юго-Восточной Азии наиболее выразительными считали “маслянистые” очи . Мужчины из германских и славянских племен восхищались синими, серыми и голубыми глазами.. А вот в Китае, напротив, голубые глаза категорически не признавали. Их считали совершенно некрасивыми, а женщин с голубыми глазами похожими на обезьян.
Но, наверное, самое экстравагантное представление о красивых глазах было у древних майя. Они считали красивыми…косоглазие! Детей, родившихся косоглазыми, почитали за особо отмеченных богами, поэтому такие чаще всего становились жрецами. В круг их обязанностей входило наблюдение за звездами в обсерваториях храмов. Майя полагали, что за небом удобнее наблюдать, сужая поле зрения. Кроме того, жрец скашивал глаза, чтобы лучше смотреть вдаль, поэтому считалось, что, обладая косоглазием, он успешно справится со своими обязанностями.
Так как жречество считалось элитой, мода на косоглазие, вскоре, охватила всех майя. Ну, а поскольку мать-природа об этом экзотическом увлечении ничего не знала, косые дети рождались на свет по-прежнему редко. И тогда майя начали развивать косоглазие искусственно. Матери привязывали младенцам к волосам шарик или бусинку, дитя все время скашивало глазки на этот качающийся предмет и к 5-6 годам становилось косоглазым, а значит красивым. Кстати, те же майя в свое более чем оригинальное представление о красоте включили еще и черные заостренные, как у акулы, зубы.
Черные зубы казались красивыми и некоторым другим народа, в частности дисунам с острова Борнео. Русские девушки так же чернили зубы, для того чтобы казаться желанными невестами. Так как сахар был дорог, а значит, позволить его могли лишь зажиточные семьи девушки красили зубы углем, чтобы показать, что целыми днями едят сахар. Хрупкие японские девушки покрывали зубы черным лаком и выглядели при этом очень модно. Легко представить, как выглядела бы голливудская улыбка по-японски.
Изменения в понятии о красоте эволюционировали таким образом:
В Древней Греции существовал культ тренированного тела. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты: рост – 164 см, окружность груди – 86 см, талии – 69 см, бедёр 93 см. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос и большие глаза.
В Древнем Риме господствовал культ светлой кожи и белокурых волос. Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Их протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивали на солнце.
В Средние Века земная красота считалась греховной, а наслаждение ей – недозволенным. Блондирование волос провозгласили нечестивым занятием. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.
В начале XIII века начался культ поклонения «прекрасной даме». Женщину теперь сравнивают с розой – она нежна, хрупка и изящна. Кстати, по этой причине в моде – маленькая грудь.
В эпоху Возрождения красивыми считались бледный цвет лица, стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы спереди и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось как можно более длинной, брили затылки
Во эпоху Рококо акцент делался на прическу. Чем выше, больше и оригинальнее тем лучше.
XX век. Жизнь изменилась. Больше всего ценятся ум, энергия и умение зарабатывать деньги, а главным достоянием женщины считается свобода. Впрочем, историки моды сходятся на том, что в будущем можно будет определить ХХ век как век коротких женских причесок и культа дистрофии.
Ну, и наконец, век XXI. Постепенно чересчур худые модели смещаются с подиумов. Мода стремительно меняется, поочередно возвращаются то 70-е, то 90-е, то 20-е. Нередко дизайнеры обращаются к античности и средневековым мотивам. Возможно, когда-нибудь мы, как это уже не раз бывало, снова с головой (во всех смыслах) окунемся в моду какой-нибудь прошедшей эпохи. Но пока эталон красоты выглядит примерно так, во всяком случае, на мой взгляд.
Комментарии
Подписаться