Главный редактор российской версии журнала Rolling Stone Александр Кондуков рассказывает о судьбе музыкальных медиа в России.
Мы никогда не были чисто музыкальным журналом. Это стереотип, который навязан в первую очередь нашим лого. Журнал Rolling Stone изначально не задумывался, как музыкальное издание. Просто писали и жили тем, что им было интересно — такой рок-н-ролльный лайфстайл людей из Сан-Франциско. Потом уже перешли к формату превращения обычных музыкантов в супер-героев, идолов и икон. Но на самом деле, я считаю, что у нас более музыкальный журнал, чем все оставшиеся в России.
На чем вообще построен принцип журнала Rolling Stone? C человеком проводится огромное количество времени, благодаря каким-то фактам его биографии, каким-то редким выдержкам из его речей лепится образ человека, чуть более интересного, чем он есть на самом деле. То есть это мифотворчество чистой воды, постмодернистский эксперимент над людьми, которые изначально вряд ли задумывались, что могут быть интересны с той стороны, с которой мы их подаем. Эдди Ведер или Курт Кобейн несли запредельную чушь и глупости, но при правильной обработке это все приобретало смысл.
К сожалению, в России почти нет музыкантов и артистов, чья раскованность была бы нам интересна. Ярких личностей, с которыми хотелось бы провести много времени сейчас появляется очень мало — их объем резко снизился. Например, я не думаю, что кому-то хотелось бы провести три дня с Антоном Севидовым. Для корреспондента это превратилось бы в какой-то кошмар и, я думаю, он убил бы солиста Tesla Boy уже через полтора дня. Это вам конкретный пример. Привожу его не потому что Антон Севидов плохой и неинтересный. Возможно, он умный рефлексирующий интеллектуал, просто в нем недостаточно той дикости, которая могла бы наполнить материал необходимым драйвом, дикости, о которой бы было интересно читать.
Для российских музыкальных медиа никаких путей развития, кроме интернета, не существует. Проблема кроется в продаже рекламы, за счет которой все журналы и существуют. В издание, которое посвящено музыке, никто рекламу ставить не будет, потому что бюджетов на музыкальные СМИ просто не предусмотрено. У рекламодателей есть бюджеты, которые расходуются, например, на мужские журналы, а музыкальных изданий в этой линейке нет, так же, как, например, и журналов о кино. Поэтому все чисто музыкальные издания в нашей стране работают себе в минус.
Музыкальный журнал сейчас может зарабатывать только если он откроет хороший мультимедийный интернет-ресурс, где будет продавать свой контент и рекламу. Вот, например, сайт российского журнала «Афиша» является отдельным ресурсом, созданным для зарабатывания денег. Массу средств могут приносить различные спецпроекты, которые окучивают тему музыки со стороны рекламодателей. Существует множество приемов, которые позволяют неплохие деньги делать на этом.
К сожалению, в России нет безумных совместных проектов, как у журнала Vice и компании Intel, когда они организовали грандиозный фестиваль в Лондоне. У нас все на смешном уровне. Например, банк «Райфайзен» дал немного денег на то, чтобы в «Солянке» устроили концерт. Ничего более глобального произойти тут не может. Вот фестиваль Transmusicales показателен в этом смысле — Эрол Алкан играет перед аудиторией в 500 человек. Очень странно. Плохо, да. Люди плохие у нас, несовершенные, но что ж с этим поделать?
Кроме экономических препятствий, есть еще проблема среды, точнее ее отсутствия. Существовал русский рок, конечно, его главным органом был журнал под названием Fuzz, они писали обо всем этом, ставили на обложки группы "Пилот" и "Сплин", тогда возможно было существовать в этом формате. Эти группы и сейчас собирают полные стадионы, но их поклонникам уже не нужно осмыслять своих персонажей. У нас вообще так построена рок-поэзия, что эти люди могут в своих песнях намного больше и лучше рассказать о себе, чем просто словами в интервью. Это не Мик Джаггер и уж тем более не Кит Ричардс, который говорит так, что его понять можно только под воздействием каких-то наркотиков.
Сугубо музыкальный журнал в России может существовать, но чисто теоретически, в том случае, если у издательского дома, которому он принадлежит, есть задача сохранять какой-то журнал в качестве своего флагмана и руководствоваться в этом вопросе темой престижа, а не зарабатывания денег. Яркий тому пример — журнал Billboard. Я думаю, что им занимается какая-то подконтрольная РАО система, и издает она его совсем не из коммерческих соображений.
В будущем печатные издания, безусловно, останутся, ты же не будешь сидеть в туалете с iPad'ом. Появление такого прибора как iPad, под который, кстати, полностью оптимизирован сайт американского Rolling Stone, будет помогать людям убивать массу свободного времени в общественных местах, но сидеть с ним дома — это немного странно. В ближайшие пару лет он будет инструментом для кафе. iPad не отменяет чисто тактильных качеств печатной прессы — они необходимы. Человек привык к бумаге, есть куча ситуаций, когда электронный носитель вызывает физиологический дискомфорт. О качестве я говорить уже не буду — бумага есть бумага. Ни один экран не заменит вам того удобства и качества, которое предлагает бумажный вариант. Можно транслировать изображение модели на гигантскую плазму, но это будет уже совсем другое удовольствие, не сравнимое с тем, которое возникает когда ты листаешь журнал руками.
Сейчас люди, готовые осмыслять контент серьезного уровня, не готовы платить за переосмысленный кем-то продукт. То есть они любят находить музыку сами при помощи каких-то сервисов, а-ля Last.fm, потом составлять свое мнение, а уже потом, в последнюю очередь, прибегать к каким-то аналитическим средствам. По крайней мере в России происходит именно так.
Я не считаю, что мы свое дело делаем зря. Сейчас, например, делаем материал о группе "Птицу Емъ". Это натуральный хип-хоп без хуйни. Но таких единицы, да и они скорее имеют отношение к юмору, а не к музыке. Если это и есть наше главное музыкальное событие, то это очень странно. С другой стороны, в нашей стране полно других проявлений — от руководителя нынешнего MTV Валерии Гай-Германики до безумных совершенно писателей и художников, которые активно живут своей жизнью и обладают достаточной информацией. Мы, усилиями нашего журнала, можем эту информацию правильным образом переварить и превратить в интересный текст о человеке и его дико увлекательной жизни. Такой материал способен рассказать нашему читателю о том, что он может сделать еще один шаг и оказаться в лиге этих увлекательных людей, ему есть к чему стремиться. А может не делать этот шаг, и в этом его выбор.
Комментарии
Подписаться