Views Comments Previous Next Search

IDM → Intelligent Dance Music

13812147
НаписалИльяс Миканаев6 мая 2009
13812147

Несмотря на то, что английская пословица гласит, что "говорить о музыке - всё равно, что танцевать об архитектуре", процессы каталогизации музыки всегда происходили и будут происходить в дальнейшем. Человеческая психика требует однозначной бирки на любом ею потребляемом продукте - будь то пакет сока, компакт-диск в магазине, либо скаченное впопыхах видео. Нам нужно знать кто это, откуда тут появилось, чем вызвано и когда конкретно уйдет в небытие: чтобы составить свое мнение - зачастую предвзятое, но так или иначе всегда персональное. У каждого индивидуума свое вИдение творчества Афекса-нашего-Твина, Линча, Битлз, Достоевского, Рэдиохед и Малевича; и каждый, составив сие мнение, положил когда-то его в специально приготовленную для этого полочку и прицепил аккуратную бирку.

Сегодня я хочу порассуждать о том, что за зверь такой IDM, на примере классиков и современников жанра, а также задаться вопросом, почему в Европе под него активно клубятся, а у нас пока нет.

Начнем с термина. IDM, дословно, это Intelligent Dance Music, то есть музыка, под которую умным образом танцуют. Начало берет с зари 90-х, возник (по одним источникам) как интеллектуальное противопоставление техно, по другим - растет из хип-хопа, когда различные ребята стали ломать и синкопировать ритм и насыщать электронику сторонними звуками и структурами. В 2000-х стиль пережил несколько падений и подъемов, серьезно изменился, обросся субкультурками типа melodic IDM, подружился с хип-хопом и дабстепом. Теперь, собственно, пройдемся по самим ребятам.

Aphex Twin, он же Ричард Джеймс. Икона Warp Records, эпатажный, задиристый рыжий гений из британской глубинки, владелец личного танка, а также лейбла Rephlex. Имеенно с ним большинство людей ассоциируют IDM.

Autechre. Скульпторы многозначительных форм. С каждым годом всё больше уходят в алгоритмические конструкции, но старые альбомы по прежнему фантастически красивы.

Boards Of Canada. Два кудесника-затворника. Почти не дают концертов, увлекаются низкобюджетным кино и, порой, семплированием маленьких девочек. Икона жанра.

Plaid. Предельно грамотная электроника. Plaid всегда находились в тени старших братьев по Warp Records. Тем не менее, местами братьев этих перепрыгивали... но так, местами.

Amon Tobin. Бразильский миллионер, играющий то мозгодробильный драм-н-басс, то в хип-хоп, то в живые записи с оркестром. Но всё то, что сочинил в области IDM - однозначная классика.

Apparat. Немецкий програматик, истинный ариец. Строгий, но иногда в меру ироничный. Работает на стыке техно и IDM - именно у него соловьем поет Raz Ohara. В России был одну тысячу раз.

Beefcake. Проект закрылся в 2004 - и очень, блин, зря. Звезды лейбла Hymen, дарковая сторона клубной культуры. Около-индустриальные синтезаторные пассажи на фоне сильно сломанной дробилки из электронных битов... Ух!

Digitonal. Проект плотно заигрывает с классической музыкой. Самое интересное, что у него это как раз очень хорошо получается (у других - значительно хуже).

Flying Lotus. По сути хип-хоп, но такой весь перекрученный, задымленный что ли. Перебор звуков на одну единицу времени - но бекграунд у артиста явно какой-то contemporary art ориентрованный.

Funkstorung. Несколько лет назад группа зачем-то распалась, выпустив 2 опредляющих для новой волны IDM того времени альбома, заглянув за ширму хип-хопа.

Future Sound of London. Этих ребят принято делить на 2 этапа: электронный и психоделик-роковый. В электронном этапе группа стала, в середине 90-х, локальным ядерным взрывом, в психоделической же ограничилась пулеметной очередью.

Harmonic 313. Тоже хип-хоп, а скорее даже дабстеп. Но скроенный весь очень странно, басовые партии вольно летают по трекам - да и вообще непонятно, как именно, но проект выдается отменно грузящий IDM, собранный из черт-знает-чего.

Hexstatic. Один из самых недооцененных коллективов жанра, сокрытый за ширмой монстров лейбла Ninja Tune. В копилке группы и острое электро, и хитро-выполненный IDM, и всякий прикольные такие брейксовые номер. И с вокалом тоже, ага.

Kettel. Пятнадцать альбомов - а сей одинокий голландец всё как огурчик! Местами ласково жужжащий, порой откровенно жгущий - в целом ровный, грамотный, рабочий такой IDM-проект, с определенной группой устоявшихся поклонников.

Cylob. Возрастной английский интраверт, издававшийся вместе с Афексом Твином на Rephex - это отличный пример танцевальной стороны IDM-субкультуры, на концерте которого и послушать и, что называется, подбухнуть можно.

Telefon Tel Aviv. Новые классики жанра. Те, кто пишет подлинники, задает направление движения... Со смертью одного из участников сего ново-орлеанского дуэта, казалось что проект закрылся - но словно птица-феникс он объявил о новом гастрольном туре в новом составе.

Modeselektor. Это надо слышать! Тут как бы без вариантов: два охуелка жгут по полной. Пример сочетания IDM-клубной эстетики и 100% коммерческого успеха - хайпа-хайпа-хайпа!

Mu-Ziq. Отвязный худощавый ботаник, умный аж зубы сводит. Фонтан идей, с весьма неоднозначной, зачастую, реализацией таковых. Держит Planet Mu records, на сегодня больше занимается дабстепом.

Ochre. Пример хорошей рабочей лошадки. Ровная электроника, с заскоками порой в new age, но в целом такой активный продуктивный представитель IDM. Жаль, правда, лайвы не играет.

Orbital. Английская легенда, два брата-рейвера, начинали с техно - но в середине 90-х выпустили два умнейших альбома, повторить которые не удалось не то что им самим, а вообще никому, сука, после.

Vladislav Delay. Ледяная застывшая красота. Делает из техно нечто такое, что техно уже не является, но остается как бы вроде бы техно, а с другой стороны вроде бы и нет.

Funckarma. Третья или двадцать-третья волна IDM - не важно, какая по счету, но эти ребята явно на ее гребне. Рассекают волны. Один наиболее активных на сегодняшний день проектов.

Squarepusher. Тому Дженкинсу удалась невообразимая вещь - он сумел сделать простую по воздействию музыку - фактически драм-н-басс и эдакий пре-брейккор - структурно умной и способной вызывать сложные душевные терзания. Никому подобное особо не удавалось, ни до, ни после.

Venetian Snares. Это - брейккор. Увеличиваем ритм до максимуму, даже больше - чтобе перекручивалось всё и в колонках и внутри. Далее включаем долбежки, гуделки, шумелки и прочие пыхтелки. Затем под это танцуем, ибо это - брейккор.

Chris Clark. Московские фанаты никогда не простят этому парню то, что он, в жопу пьяный, играл с iPod(!) свой якобы лайв-сет(!!) за выключенном пульте(!!!) в Тоннах пару лет назад. А вообще - отличный музыкант, один из лучших.

Luke Vibert / Wagon Christ. Люк Вайбер засветился на всех ключевых британских лейблах под своими многочисленными псевдонимами. Очень респектный товарищ, но такой из серии "Ну что, Вайберта опять зовем? - А как же!".

LFO. С одной стороны классики жанра, при этом оказались на том же Warp Records, потонув в тени монструозных коллег. Эдакие кирпичики, без которых здание IDM может развалиться, при этом на таких кирпичах обычно пишут "Маша + Саша = Секс".

Port-Royal. Их музыку можно обозначать как IDM/ambient, кто-то упрямо добавляет "шугейз", иные предпочитают словесные комбинации вроде post-techno. Но по-любому звучат они классно!

Biosphere. Норвежский эстет с богатым музыкальным прошлым. Живет, по слухам, за Полярным Кругом. Фантастической красоты музыка, на стыке IDM, ambient и специфического техно.

The Orb. Алекс Патерсон плюс Томас Фельдман сотоварищи. Сэмплерный эмбиент, различное резанное электро, "некоторые виды рыб..." и прочие радости синтетической жизни. Олдовая легенда.

Sabres of Paradise / Two Lone Swordsmen. На всю голову долбанутый хулиган Энди Вазерол. В далеком 94-м чувак взял народую балканскую песенку, передлал ее в электронный даб и выпустил на Warp Records. На всю голову долбанутый хулиган...

Ulrich Schnauss. Шугейзер и поп-механик, аристократичен внешне и куражен внутри. Стреляет альбомам из года в год, любит всякие коллаборации. Скорее послушать, чем потанцевать.

Nathan Fake. Свежая кровь, новая волна - называйте как угодно. Этот молодой парнишка шикарно мешает техно с IDM, добавляет капельку эмбиента и чего-то такого своего, особенного.

Pan Sonic. Электрический минимал в своей, практически, финальной точке. В иных треках не слышно даже шуршания - так, только намеки что здесь могло что-то звучать; в других мозг ритмически дробится на секции.

Prefuse 73. Об этом парне будут писать в энциклопедиях, как о музыканте, "задавшем направление движения". Аццкая смесь хип-хопа, электроники, техно, IDM, рок-н-ролла - в целом такой фрик-коктейл, но для умных. Must Have!

Xploding Plastix. Два отъехавших норвежца, поднялись с первым альбомом, затем выпустились на мейджоре - сейчас снова вернулись в истокам: семперному синкопированному танцевальному IDM c легкой грустинкой. Молодцы!

Jimi Tenor. Элис Аронович Пресли, конго-всякие-бонго, Майлс Дэвис. Перемешайте и сделайте из этого поп-звезду - получите Джими Тенора, который, при всей своей звездности, делает достойный варинат электроники для масс. И классно, надо сказать, делает!

А теперь обещанный вопрос: почему вся Европа на ушах стоит на IDM-концертах IDM-звезд, битком забивая помещения любой вместимости; а у нас до сих пор проблема собрать в хорошем месте с охуенным звуком несколько сотен человек (на этих же самых, к слову, звезд в виде лайвов) - с полным набором музыки из списка выше в виде DJ-сетов? Я не знаю ответа, может быть вы знаете...

Ближайшие IDM-концерты в Москве:

13 мая - Port-Royal

3 июня - Telefon Tel Aviv

Рассказать друзьям
138 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются