У Яны смешная фамилия Чудит, последние три с половиной года она занимается музыкальным менеджментом, живет в Петербурге, куда приехала с Сахалина. Она с детства мечтала оказаться на сцене и причисляет себя к разряду «неудавшихся певиц», но так как певиц много, а кто-то еще должен работать, Яна Чудит занимается продвижением молодых талантливых музыкантов. На ее счету – серия концертов забытой на тот момент группы «Сегодняночью», открытие групп the Krolls и Non Cadenza, работа с группой Nina Karlsson, успешная серия вечеринок каверов Cover Party в клубе А2 и альтруистическая серия вечеринок по продвижению молодых групп «Кто на новенького» в клубе MOD.
6 января подопечные Яны группа Non Cadenza отпраздновали пятилетие аншлаговым концертом в клубе 16 Тонн. Все полтора часа Яна не сводила глаз со сцены - даже танцуя, стоя на диване Тонн, головой и сердцем она была на сцене со своими ребятами. Очень деликатно просит окружающих сильно не кричать реплики в паузах между песнями: "Пожалуйста, не кричите - они не любят…". И так с нею всегда. Она такая одна-единственная. У нее есть сердце, и поэтому все в ее руках спорится. Профессиональный и при этом человечный музыкальный менеджер из всех мне известных. Знакомьтесь - Яна Чудит.
- На настоящих музыкальных менеджеров учатся только на практике. Кто ты по образованию?
Яна Чудит: Я закончила университет по специальности переводчик-лингвист, будучи уверенной, что по специальности я работать никогда не буду. Я всегда всем говорила, что заниматься буду только тем, чем хочу. Но определить для себя, чего я именно хочу, долго не могла. Я всегда хотела быть рядом с музыкальной тусовкой, но что именно могла бы там делать, не знала. В очередной раз разговаривая на эту тему с одним взрослым другом, я сказала, что «Ну вот как же так, нет работы», на что в ответ я услышала: «Нет работы? Придумай себе работу» - и эта фраза перевернула мою жизнь. На следующий день ко мне пришел мой друг Никита Козлов, солист группы «Сегодняночью», пришел грустный, нет, говорит, совсем концертов. И тут меня – туду-ду-тун! – осенило: я могу делать группе концерты. Поначалу я стала именно концертным менеджером, с Никитой мы проработали вместе год, затем по некоторым причинам расстались, а через месяц с друзьями придумали группу The Krolls. Еще через полгода прибавились Non Cadenza. Недавно появилась прекрасная девушка Nina Karlsson. Есть еще ряд групп, которым я помогаю – это я называю «дружеский менеджмент»: Acid Cool, Встреча Рыбы, Style Kings…
- Что значит «придумали» the Krolls?
Я.Ч.: Как-то раз мой друг обмолвился, что вот, мол, его начальник пишет отличную музыку, хорошо бы из этого что-то сделать. По роду деятельности каждый день я получаю предложения послушать «молодых интересных музыкантов», и, как ты понимаешь, далеко не все из них действительно интересны. Я отнеслась скептически, но, послушав музыку, поняла, что это хорошая история. Наш будущий басист Виктор Pro... , автор музыки Антон Тульский, Вадим Черный и я подумали, что к этой музыке нужны тексты, и хорошо бы, чтобы они были не на русском языке. На французском? Почему нет! Нашли вокалистку Машу. Название мы придумали быстро - у Маши когда-то давно было прозвище Крольча, поэтому the Krolls. А мультяшных кроллов сразу придумал тот самый друг-дизайнер Вадим Черный. И в итоге эти кролики зажили собственной жизнью – для каждого концерта у нас новая афиша, мы собираемся выпускать сувенирную продукцию и, собственно, первый клип у нас будет анимированный. Наверное.
- А как в твоей ответственности появились Non Cadenza?
Я.Ч.: Я тогда уже занималась The Krolls, бродила по сети, слушала молодых дарований, и все коллективы почему-то оказывались с мужским вокалом. Я воскликнула куда-то в космос: «Ну, где же поющие девочки!» На следующий же день наткнулась в сети на фотографию Саши Алмазовой, которая сидит за клавишами, с этими своими развевающимися блондинистыми волосами. Я думаю: « Ооой, чтооо это! Надо их послушать». Я и сейчас их люблю так, как в первый раз: всегда, когда я не знаю, что послушать в плеере, я включаю Non Cadenza, потому что они меня не раздражают никогда, они всегда «вовремя». Я думаю, что их феномен в том, что… «очень женские песни»… (смеется). Я пришла на их концерт, подошла к ним и сказала: «Ребята, вы отличные». А они тут же подсуетились и предложили: «Не хочешь нами заняться?» И вот три с половиной года мы работаем вместе.
Есть еще один совсем свежий проект, который недавно появился – Nina Karlsson - русская девушка с таким вот псевдонимом, которая поет на английском. Чтобы проще объяснить, назовем ее «петербургской Региной Спектор». Но на самом деле, непохожа она ни на кого. Она очень нежная, с петербургским колоритом.
- Расскажи о своих подопечных группах.
Я.Ч.: Non Сadenza – самая беспроблемная группа. Они не пьют, не влипают ни в какие истории, прилично себя ведут, прислушиваются к советам. При том, что у них всегда есть собственное мнение. Если Саша Алмазова (солистка Non Cadenza), когда появилась, сразу стало понятно, что это звезда – она с рождения знала, что она будет петь – то Маша (the Krolls) об этом даже не подозревала. Но в итоге из нее выросла настоящая артистка, которая сегодня на сцене и выглядит, и звучит, и вообще все у нее отлично. С Машей the Krolls у нас однажды, в начале кроличьего пути, состоялся серьезный разговор, когда я поняла, что она готова работать над собой, она серьезный артист. Вот и результат на лицо: группа существует уже третий год, успешно гастролирует, их музыка звучит в кино и сериале МАРГОША на СТС. Миша Козырев приглашал The Krolls в свою программу летом, очень они ему нравятся. Мы знатно подурачились в эфире, я вот звучно грызла морковку (смеется).
В The Krolls я вмешиваюсь немного в творческий процесс, могу иногда подсказать, как лучше сделать, как лучше спеть: с ними я – директор, а с Non Cadenza я все-таки менеджер – помогаю, но четких советов и установок не даю.
А Nina Karlsson – моя третья подопечная - это очень хрупкое, трогательное создание, я с ней очень осторожна. Пока не выработала четкую схему работы.
Мы долго думали над тем, как должна звучать музыка Нины. Мы несколько раз меняли музыкантов – преимущественно барабанщиков. За время этого «поиска» Nina Karlsson успела стать участником фестиваля Stereoleto, проехаться с гастролями по Прибалтике и даже заглянуть с концертом на мою историческую родину – на Сахалин.
Совсем недавно состав группы окончательно утвердился. С 1 по 14 декабря мы безвылазно работали в студии Павло Шевчука и Ильи Лагутенко. Я специально повезла ребят в Москву, чтобы они были вроде как оторваны от реальности, были заняты только работой. По-моему, получилось отлично. Илье, к примеру, понравилось: он первым пришел поздравить нас с окончанием записи. Его подарочную бутылку шампанского мы выпили вместе. На удачу.
- Твоя карьера началась с «Сегодняночью», The Krolls и Non Сadenza имеют хорошую репутацию у публики и профессионалов, их популярность набирает обороты. Как ты можешь объяснить свой «секрет успеха»?
Я.Ч.: Я бы не назвала это успехом: у меня все еще впереди. Но объяснение положительным результатам есть. И оно очень простое. Я думаю так: у нас в Питере люди очень музыкальные, очень талантливые. Но как доходит до дела – этим заниматься некому (смеется) – то есть все любят петь, танцевать, а вот работать…. Я заняла нишу, которая никем не занята. Придумала себе работу, отказалась от всех других должностей и занимаюсь только менеджментом. Я понимаю, что еще учиться и учиться... И очень радуюсь, когда на мою работу или моих артистов оценивают более опытные в этой сфере люди. Как однажды бросил Александр Кушнир, пришедший на концерт Nina Karlsson: “Яна на говно не позовет” (улыбается).
- А в финансовом плане тебе достаточно только этой работы?
Я.Ч.: Ну вроде ничего так выгляжу! Значит, все в порядке (смеется). В трудовой книжке у меня, конечно, это не прописано, но когда-нибудь все будет.
- А еще на ютьюбе есть замечательные видео, где ты сама здорово исполняешь каверы! Мой фаворит - "домашний" кавер на Moloko...
Я.Ч.: Дааа, есть такое дело. Я вообще считаю, что все хорошие менеджеры – это неудавшиеся певцы или музыканты. В очередной раз пользуясь служебным положением, в клубе А2, пиаром которого занималась, я организовала вечеринку Cover Party. Формат очень простой, идея лежала на ладони, но так получилось, что первой организовала эту историю я: собираю на сцене в один вечер разные команды, которые исполняют известные каверы – старые, новые, на разных языках – какие угодно. Всегда шучу, что эту вечеринку я организовала в первую очередь для себя – чтоб самой чуть-чуть попеть, а так как у меня своих песен нет, пою лучшие и любимые чужие песни. Сама активно выхожу на сцену, сцены не боюсь (смеется).
Сегодня каждый день я получаю массу звонков от разных групп, разного ранга с предложением выступить на этой вечеринке. Сначала я думала, что сошла с ума – ничего такого особенного, как мне кажется, я не делаю! Но другое дело, что этого не делает почти никто.
Из этих вот звонков и писем родилась идея вечеринок, которая называется «Кто на новенького» - там я вообще выступаю каким-то альтруистом, помогаю совсем «зеленым» группам, которых вокруг бесчисленное количество. Они приходят в клубы, просят выступить, их, конечно, «отправляют» дорабатывать свое мастерство. А я пользуюсь тем, что скажем, клуб MOD дает мне свободные дни, говорят: «Яна, делай, что хочешь». Из всего вороха отбираю более-менее адекватные команды – хотя понимаю, что все они сырые! Но зато это выступление дает людям шанс понять, может быть им вообще это не нужно, может, они убегут со сцены от страха, а, может, наоборот – поймут, что это то, чего они хотят, пусть сейчас не очень хорошо, но они готовы работать. Таких вечеринок уже прошло четыре, и я могу сказать, что из этих четырех для себя я выделила четыре команды. Одна из этих групп – очень-очень хорошая московская команда InWhite уже на слуху, скоро, надеюсь, они будут очень известны, правду говорю! А питерские Not For Joe, которые тоже впервые выступили у меня, сейчас активно «крутятся» на Maximum, даже выступали на ДР этого радио.
- Non Cadenza готовит к выпуску новый альбом. На сайте
http://www.noncadenza.ru/ проходит целый арт-контест на эту тему.
Я.Ч.: Да, это прецедент. Мы много раз получали отзывы от слушателей, что Non Cadenza очень рифмуется с искусством, периодически разные художники присылали нам работы, буквально навеянные музыкой Non Cadenza. Мы подумали, что было бы круто, если бы в оформлении нового альбома поучаствовали сами слушатели. И устроили конкурс - принять участие моет любой желающий. А прецедент в том, что мы поражены, насколько широк оказался круг слушателей - с самого старта проекта мы стали получать работы со всего мира! Уже сегодня на сайте висят невероятной красоты работы иллюстраторов с мировым именем - это не может не радовать! Итоги мы подведем в коцне февраля, так что все еще ждем новых поступлений. Но мы действительно поражены уровнем работ. Сами того не планируя, мы устроили настоящий арт-конкурс высокого уровня. Вот вам и музыкальный менеджмент…
- Некоторое время назад публичная молодежь ломилась учиться "на пиарщика" и "заниматься пиаром", потом вырисовалась категория "делать эвенты". Сегодня популярность набирает профессия "музыкальный менеджер".
Я.Ч.: Недавно я ходила на лекции в "Школу музыкального менеджмента", ее открыла известная у нас компания «Светлая музыка». Шла не столько за знаниями – скажем, с Бортнюком, Кушниром и Козыревым я знакома давно - хотя и за этим, конечно. Но, кроме того, мне хотелось посмотреть на эту любознательную молодежь, найти новые лица, познакомиться с новыми деятельными ребятами. Хотелось найти ребят, к которым можно просто подойти и сказать: "Слушай, отличная идея! Давай сделаем!". Лекции были интересные. А вот тех самых "горящих" и адекватных ребят я не встретила. Почему так? Не знаю. Все почему-то сразу хотят стадионы и миллионы. Я тоже хочу заработать свой миллион. Но начинать нужно не с этого! Нужно изначально верить в людей, хотеть помочь, сделать общее дело результат - тогда все остальное приложится. А "правильных" схем, как заработать миллион на музыкальной группе, по-моему, не существует. Я в первую очередь влюблена в своих музыкантов. Для меня мои ребята – это друзья, это даже семья. Точно! Успешная группа – это семейный бизнес.
- Ну, тебе нужно поскорее заработать свой миллион! Тогда твои подопечные смогут спокойно записывать альбомы, а ты, наконец, сможешь заняться сольной карьерой!
Я.Ч.: Кстати, да, это мотивация (смеется).
- Кстати, о хорошем менеджменте. Вот у группы Siberia есть отличный трек "Chocolat" - он легко попал в ротацию нескольких радиостанций и, при всем моем уважении к Наташе Симаковой, на мой взгляд, сделал группе имя среди широкой публики. А впервые "Chocolate" задолго до Siberia я слышала в репертуаре The Krolls. Вы стали продавать треки?
Я.Ч.: Там очень интересная и запутанная история. Песню действительно сочинили The Krolls. Когда мы услышали этот трек в исполнении Siberia, мягко говоря, мы удивились. Я написала менеджменту группы, но никакого ответа не получила. Если разбираться в вопросе, концы несложно найти, но, к сожалению, в нашей стране правовая сторона в музыкальном бизнесе настолько слаба, что доказать что-либо в суде практически невозможно. Нам остается только поражаться ситуации и, скажем так, радоваться, что у нас "уже воруют песни".
- Расскажи еще что-нибудь о себе…
Я.Ч.: (Смеется) Знаешь, хочешь поднять человеку настроение, попроси его рассказать о себе. Я могу не останавливаться. Придуманную себе работу я действительно люблю. И, наверное, у меня хорошо получается, учитывая тот факт, что я живу в Питере всего 4 года.
Посмотреть: www.yanachudit.ru
Текст: Рита Саяпина
Фото: Егор Марви http://tachikomaz.livejournal.com/
Комментарии
Подписаться