Views Comments Previous Next Search

История лейбла: Mute Records

3713034
НаписалСаша Сколков17 февраля 2010

Короткое изложение длинной истории культовых лейблов, выросших из маленьких групп людей в огромные концерны. 

Короткое изложение длинной истории культовых лейблов, выросших из маленьких групп людей в огромные концерны. 

Независимые лейблы всегда представляют собой особый интерес, как независимые единицы и группы людей со свежими идеями. Эти люди собирают вокруг себя таких же правильно мыслящих и целеустремленных, и лейбл живет жизнью сплоченного сообщества. Вся эта красивая картина начинает рушиться, когда молодые конторы приобретают популярность, в их ряды вливается слишком большое количество участников и они превращаются в подобие мэйджоров или становятся их частью.

История лейбла: Mute Records. Изображение № 1.

Для первого раза мы обратимся к лейблу Mute - главной обители синти-попа и ранней электронной музыки. На примере этой хронологии можно попробовать проследить, как именно этот процесс происходит. 

История лейбла: Mute Records. Изображение № 2.

Лейбл Mute Records появился в Англии в конце семидесятых годов и стал известен благодаря тому, что не боялся выпускать очень необычных и даже революционных на то время артистов: Throbbing Gristle, NON, Cabaret Voltaire, Fad Gadget и других. Позже он стал домом для многочисленных альтернативных рокеров, вроде Sonic Youth. В разное время там выпускались Depeche Mode, Erasure, Yazoo и другие представители раннего нью-вейва и синти-попа. Сейчас эпоха Mute подошла к концу, а сам некогда независимый небольшой лейбл является частью огромного концерна EMI

    

История лейбла: Mute Records. Изображение № 3.

   

Первые шаги Mute чем-то напоминают обычные юношеские музыкальные увлечения, но со временем все превратилось в весьма продуманную и логичную схему: на успешных поп-артистах, вроде Depeche Mode и Yazoo, лейбл зарабатывал деньги и таким образом позволял себе эксперименты с NON, Fad Gadget или Einstuerzende Neubauten



История лейбла: Mute Records. Изображение № 4.

Основал Mute Records Дэниел Миллер в 1978 году, и первым релизом лейбла стал сингл его собственного проекта The Normal «T.V.O.D / Warm Leatherette». Меньше, чем через год вышел сингл другой группы Миллера – Silicon Teens «Memphis Tennessee». В отличие от The Normal, его основного занятия, Silicon Teens играли настоящую поп-музыку, и уже в 1980 они выпустили дебютный альбом. Позднее Дэниел организовал еще две достаточно разных группы — Duet Emmo и Sunroof. 

История лейбла: Mute Records. Изображение № 5.

В 1979 году на Mute официально подписали легендарного Фрэнка Тови (Francis John Tovey) Fad Gadget и в сентябре выпустили его сингл «Back To Nature». Собственно, с любви к творчеству Тови и началась история Mute как лейбла.

В июне 1980 появляется сингл авангардного шумового проекта Бойда Райса (о котором не так давно все часто говорили из-за того, что он сильно похож на МедведеваNON – «Soundtracks 1-5». В августе 1980 года появляется первый на лейбле лонгплей: D.A.F. выпускают «Die Kleinen Und Die Bosen» с девятнадцатью трэками. Сентябрь — выход альбома Silicon Teens «Music For Parties» и альбом Fad Gadget «Fireside Favourites». 

Винс Кларк, Мартин Гор и Эндрю Флетчер собирают группу Composition of Sound, которая позже станет основой для Depeche Mode, и начинают играть электронную музыку, пока дают концерты лишь в школах и небольших барах.



История лейбла: Mute Records. Изображение № 6.

Винс Кларк из группы Composition of Sound однажды услышали как вокалист Дэвид Гэн проникновенно исполняет песню «Heroes» Дэвида Боуи и взял его в команду. С тех пор они называются Depeche Mode. Группу подписали на Mute и двадцатого февраля выпустили их сингл «Dreaming Of Me». Миллер хотел, чтобы этот трэк стал рекламой для лейбла, но дело пошло дальше и уже пятого октября выходит первый студийный альбом Depeche Mode «Speak And Spell», который журнал Rolling Stone назвал «полным провалом». Во время тура Винс Кларк начинает выражать недовольство тем, чем занимается группа и заявляет о своем уходе, с тех пор основным автором песен становится Мартин Гор.

История лейбла: Mute Records. Изображение № 7.

Состав Depeche Mode в 1982: Мартин Гор, Дейв Гаан, Алан Уалдер, Эндрю Флетчер

В начале 1982 года выходит сингл проекта Liaisons Dangereuses «Los Ninos Del Parque», в составе которой играли будущие участники Einstuerzende Neubauten и участники D.A.F. Ребята побаловались с танцевальными ритмами и синти-попом и ушли обратно в андеграуннд, поэтому группа просуществовала менее двух лет. 

В июле 1982 появляется сингл группы Yazoo «Don't Go», ставший самым узнаваемым хитом дуэта, а также первый альбом Yazoo «Upstairs at Eric's». Проект основал Винс Кларк, участник Depeche Mode, взявший себе в помощь вокалисту Элисон Мойет. В сентябре выходит второй альбом Depeche Mode «A Broken Frame», который звучал весьма невнятно — это был переход от кларковского стиля к немного мрачной манере Мартина Гора.


Летом 1983 на прилавках появляется третий студийный альбом Depeche Mode «Construction Time Again». Ровно через месяц выходит сингл австралийской группы The Birthday Party «Mutiny EP», фронтменом которой был молодой Ник Кейв, в этом же году Кейв переезжает в Европу, а The Birthday Party прекращает свою активную деятельность. Здесь он собирает новый проект — Nick Cave & The Bad Seeds. 

В ноябре 1983 года на постепенно разрастающемся лейбле Mute появляется подлейбл «The Grey Area», первым релизом которого становится альбом легендарных пионеров индастриала, группы Throbbing Gristle «Mission Of Dead Souls», вслед за которым сразу выходит еще четыре альбома этих же музыкантов: «Heathen Earth», «D.O.A. The Third And Final Report Of Throbbing Gristle», «2nd Annual Report Of Throbbing Gristle» и главный их опус «20 Jazz Funk Greats».

Сразу после нового года, первого января 1984 года выходит первый на Mute альбом группы Einstürzende Neubauten «Stratagies Against Architecture». Проект был основан Бликсой Баргельдом в Берлине; было похоже, что они достаточно буквально восприняли значение термина «индастриал» и решили самостоятельно генерировать индустриальные звуки. В основе их музыки — игра на листах железа, пилах, сверлах, пластиковых канистрах и так далее. 

История лейбла: Mute Records. Изображение № 8.

В сентябре появляется новый альбом Depeche Mode «Some Great Reward», который заново открыл для многих группу и был очень хорошо воспринят музыкальными критиками.

В начале 1985 года Винс Кларк вместе со своим новым соратником Энди Беллом создает проект Erasure с более веселыми и танцевальными песнями.

Следующее большое событие лейбла происходит в начале марта 1985 года – на Mute выходит альбом группы Sonic Youth «Bad Moon Rising». 

В мае на лейбле появляется новый резидент – Mark Stewart & The Maffia с синглом «Hypnotized». В том же сентябре Mute издает альбом группы Crime and The City Solution «Just South Of Heaven», где играют участники Einstuerzende Neubauten, The Birthday Party и Swell Maps. Тут они позволяют себе играть более мрачную и концептуальную музыку.

1986 год начинается с издания альбома «Atomizer» первой группы продюсера и звукоинженера Стива Альбини – Big Black. Позже Альбини будет работать с гигантским количеством музыкантов в качестве продюсера: Pixies, Nirvana, PJ Harvey, Gogol Bordello, Mogwai, Fugazi, Joanna Newsom, — и превратится в одного из самых роботящих продюсеров на свете. 

История лейбла: Mute Records. Изображение № 9.

В марте выходит новый студийный альбом Depeche Mode «Black Celebration», где они начали отходить от раннего индустриального звука и превращаться в то, какими мы знаем их сейчас, с атмосферным саундом и интересными текстами, которые пишет Мартин Гор.

Май 1986 года ознаменован для лейбла выходом легендарного альбома Sonic Youth «Evol». Июнь – релизом дебютного альбома Erasure «Wonderland» и первого сингла Диаманды Галас «The Divine Punishment», которая представляет собой куда более странное нечто, чем весь авангардный индастриал от Mute — отношение к ней у всех весьма противоречиво, как тогда, так и сейчас.

История лейбла: Mute Records. Изображение № 10.

  • Группа Sonic Youth и их альбом «Evol»

В сентябре 1986 года Mute выпускает первый альбом группы Head of David «Head Of David», где участвовали Стивен Берроуз и Джастин Бродрик (из Napalm Death), который позже будет записывать Jesu и Godflesh. Группа Napalm Death вообще представляет собой настоящую кузницу музыкальных кадров: список имен бывших участников проекта может растянуться на целую страницу. 

В том же январе выходит и известный альбом NON «Blood & Flame». В марте 1987 года Mute выпускают первый сингл «Gerburt Einer Nation» и альбом «Opus Dei» европейской экспериментальной группы Laibach.

 


 

Осенью 1987 Mute выпускают свежий диск Depeche Mode «Music For The Masses», над которым те трудились меньше года.

В мае 1988 выходит альбом группы Wire «A Bell Is A Cup Until It Is Struck». Эта группа была образована еще 1976 году, но прекратила свою активную деятельность. Возродившись в 1985 году, они решили издать свой альбом на Mute. 

Осень начинается с сингла группы Dinosaur Jr. «Freakscene» на подлейбле Blast First, который в Англии эта американская группа стала распространять через Mute, а уже в октябре выходит их альбом «Bug».

В том же октябре выходит и первый сингл роскошного мужчины Барри Адамсона «The Man With The Golden Arm», и альбом Laibach «Let It Be», где они перезаписали в своем стиле и переосмыслили один из главных альбомов The Beatles, адаптировав таким образом эти песни ко времени.

История лейбла: Mute Records. Изображение № 11.

Лейбл медленно, но верно начинает набирать обороты и выпускать пластинки, как настоящий конвейер. Весной 1989 выходит сразу несколько очень значительных релизов: Sun Ra «Out There A Minute» — великий джазмен, который взял в руки синтезатор и, видимо, поэтому оказался на этом лейбле, альбом Барри Адамсона «Moss Side Story», «101» группы Depeche Mode, альбом Crime & The City Solution «The Bride Ship», «IBTABA » группы Wire и «The Litanies Of Satan» Диаманды Галас.

Июнь начинается с релиза первого сингла группы Die Krupps «The Machineries Of Joy», а в июле Mute издает сразу восемь альбомов легендарной группы Can на подлейбле The Grey Area.

В августе Mute выпускают сингл «Personal Jesus» группы Depeche Mode. Вот теперь-то Depeche Mode окончательно превратились в то, что мы привыкли под этим названием понимать.

В январе 1990 группа Laibach выпускает «Macbeth», который вызвал определенный резонанс не только из-за политизированных текстов, которые они так любят, но еще и из-за названия, конечно, которое вторит «Макбету» Шекспира.

В марте Depeche Mode записывают легендарный «Violator».


История лейбла: Mute Records. Изображение № 12.

В мае Mute издает сразу семь альбомов Cabaret Voltaire. Переиздания обширных дискографий являются показателем роста лейбла: у них хватает на это денег и они более уверены в себе и в том, что их продукция не останется лежать на полках или даже складах.

В октябре 1990 выходит сборник трэков еще одной группы ранней индустриальной волны — Throbbing Gristle «Throbbing Gristle's Greatest Hits».

   

   

История лейбла: Mute Records. Изображение № 13.

В начале 1991 года Фрэнк Тови записывает свой «Grand Union», за которым идет снова издание сразу нескольких дисков Can и альбома Einstürzende Neubauten «Die Hamletmashine».

В сентябре группа Wir записывает сингл «So & Slow It Grows», после которого в октябре выходит их альбом «The First Letter». Группа Wir представляет собой странное перерождение The Wire, откуда ее авторы решили отрезать последнюю букву. В том же октябре выходит новый альбом Erasure «Chorus» и долгожданный альбом Fontan 5 «Blues».

В апреле 1992 Барри Адамсон записывает «Soul Murder», группа Recoil – «Bloodline», а Laibach свой легендарный «Kapital».

Mute создают еще один подлейбл — Novamute, где летом выходит «Can You Feel It?» Elevation, «Ten Commandments» Lost и «Maelstrom» Totalis.

В октябре Бойд Райс выпускает еще один альбом своего проекта NON «In The Shadow Of The Sword». Общее количество дисков Бойда Райса безумно гигантское, и, конечно, далеко не все из них он выпускал на Mute. 

История лейбла: Mute Records. Изображение № 14.

В ноябре выходит сборник синглов группы Erasure «Pop! - The First 20 Singles». Сборники - еще один показатель разрастающегося сообщества, хотя некоторые с этого начинают, но в данном случае Винс Кларк успел насочинять столько хитовых синглов, что Mute не побоялись издать еще и их.

В марте 1993 выходит, пожалуй, главный альбом в дискографии Depeche Mode — «Songs Of Faith And Devotion», а в августе на лейбле знаменательное событие, которых так не хватало в девяностых – появление артиста Moby с синглом «Move».

 


 

К лету Erasure дописывают альбом «I Say I Say I Say», а группа Raincoats – «Extended Play». В октябре 1994 Laibach выпускают еще один свой альбом «NATO», а в декабре Einstürzende Neubauten записывают «Tri-Set».


История лейбла: Mute Records. Изображение № 15.

1995 год начинается с издания нового сингла Моби «Everytime You Touch Me». К марту Sonic Youth выпускают «Confusion Is Sex / Kill Yr. Idols» и Моби наконец-то выпускает полноценный альбом «Everything Is Wrong».

Летом 1995 Mute создают еще один подлейбл «Thirteenth Hour Recordings», на котором выходит альбом Rosa Mota «Hopey».

В сентябре 1995 «шумное» время на Mute: Pan Sonic выпускают альбом «Vakio», а японский электронщик Merzbow – «Noizhead».

В июне выходит альбом другого проекта Моби Voodoo Child «The End Of Everything», а в сентябре появляется новый альбом уже самого Моби «Animal Rights».

А в октябре Laibach записывают «Jesus Christ Superstars», где снова переворачивают с ног на голову известные произведения.

В феврале 1997 Mute запускает еще один подлейбл Parallel Series, где издается альбом Андрея Самсонова «Void In» и Kendall Turner Overdrive «Displaced Links»

В марте появляется новый альбом Nick Cave & The Bad Seeds «The Boatman's Call», а в апреле выходит еще один знаменитый альбом Depeche Mode — «Ultra».

В ноябре 1997 Моби обыграл знаменитую тему Бондиады и записал саундтрек для очередного Джеймса Бонда «Tomorrow Never Dies».

История лейбла: Mute Records. Изображение № 16.

В октябре выходит альбом Sonic Youth «Daydream Nation», а безумный проект Джона Спенсера Jon Spencer Blues Explosion выпускает «ACME».

В апреле 1999 Add N To (X) публикуют альбом «Avant Hard».

В мае выходит новый альбом Моби «Play», который стал воистину эпохальным событием для Mute — более десяти миллионов проданных копий, за что этот диск стал платиновым более, чем в 26 странах мира, получил три премии Grammy и множество других наград.



История лейбла: Mute Records. Изображение № 17.

Первые дни нового тысячелетия проходят без особо громких событий: «Silence Is Sexy» Einsturzende Neubauten и «A Shocking Hobby» Speedy J, но буквально несколько дней спустя на лейбл подписывают группу Goldfrapp и выпускают их сингл «Lovely Head».

В июне выходит эффектный «Porcelain» Моби, а уже в октябре Add N To (X) выпускают «Add Insult To Injury». 

В конце весны Винс Кларк и Мартин Уэр выпускают их совместную работу «Spectrum Pursuit Vehicle».

В сентябре этого года техно-мужчина Риччи Хоутин выпускает «DE9: Closer To The Edit».

В мае 2002 года разросшийся к тому моменту лейбл Mute выкупает концерн EMI, что, естественно является важным моментом для лейбла и, фактически, последим днем для Mute как сообщества.

Уже в мае в продажу поступает нашумевший «18» Моби.

В 2002 году умирает один из первых резидентов Mute Фрэнк Тови (Fad Gadget).

История лейбла: Mute Records. Изображение № 18.

Fad Gadget, фотографии с выступлений

Конец лета ознаменован для лейбла еще одним сильным релизом – «They Threw Us In A Trench And Stuck A Monument On Top» группы Liars, а в октябре Add N To (X) выпускают «Loud Like Nature».

В начале 2003 года появляется новый альбом Ника Кейва «Nocturama», а в апреле  —сингл Goldfrapp «Train» и сольный альбом Мартина Гора «Counterfeit2».

В сентябре выходит нашумевший альбом Laibach «WAT».

В феврале 2004 Liars выпускают альбом «They Were Wrong, So We Drowned», наверное, главный в своей дискографии, а в мае появляется диск Miss Kittin «I Com».

История лейбла: Mute Records. Изображение № 19.

Сентябрь 2004 — новый альбом Blues Explosion «Damage», записанный уже под новым именем, вместо Jon Spencer Blues Explosion.

В марте 2005 Моби выпускает альбом «Hotel», благодаря которому он снова возродил интерес к своей персоне и поехал в мировое турне, побывав в рамках него даже в России.

В августе выходит диск Goldfrapp «Supernature», который многие музыкальные критики называют самым удачный в истории группы.


В октябре 2005 на Mute происходит одно из самых важных событий нулевых — группа Depeche Mode возвращается после весьма продолжительного перерыва с удачнейшим альбомом «Playing The Angel», рейтинг которого почти во всех музыкальных журналах был близок к максимальному.

В феврале 2006 года Liars выпускают еще один свой диск — «Drum's Not Dead»

К лету Nitzer Ebb заканчивают работу над своим помрачневшим синти-попом и выпускают альбом «Body of Work», а к июлю подготавливают диск «Body Rework».

История лейбла: Mute Records. Изображение № 20.

В октябре 2006 года на лейбле случается еще одно очень громкое событие — политически ориентированные Laibach записывают самую концептуальную работу в свой истории — альбом «Volk», где они перезаписывают в своей манере гимны множества государств, в том числе и России.

В ноябре Моби выпускает диск «Go - the very best of Moby» с одной лишь новой песней «New York, New York», записанной совместно с Дебби Харри, вокалисткой Blondie.

  


 

К 2007 году Ник Кейв собирает новый состав и создает проект Grinderman, в марте выходит их первый альбом с одноименным названием. 


В апреле 2007 года пионеры индастриала Throbbing Gristle собираются вместе снова и записывают альбом «Part Two The Endless Not», где сильно отходят от выдуманных ими в семидесятых принципов работы. Это просто хороший электронный альбом, без концептуальщины и лишних наворотов.

Летом на лейбле происходит еще одно весьма показательное событие: Mute, порывшись в собственных архивах, выпускает большой сборник «Mute Audio Documents 1978-1984» со всеми ранними синглами артистов, с которых все началось.

Группа Recoil выпускает альбом «subHuman» в июле, а в августе Liars записывают «Liars», которого все так долго ждали. На этом диске они пишут музыку, которая оказывается куда ближе к людям, чем все остальное их творчество, альбом получает одобрительные отзывы критиков и попадает во многие чарты лучшего за год, хотя новаторства, за которое все так ценили эту группу на диске нет.

История лейбла: Mute Records. Изображение № 21.

В октябре выходит сольная работа вокалиста Depeche Mode Дэйва Гэна «Hourglass», которая тоже была весьма неплохо принята большинством музыкальных изданий. 

В феврале 2008 появляется альбом Goldfrapp «Seventh Tree», на котором они достаточно далеко уходят от своего раннего звука, взяв в руки живые инструменты и отказавшись от принципов синти-попа и даунтемпо. 

Весна начинается альбомом Ника Кейва «DIG, LAZARUS, DIG!!!», который в очередной раз всем показал, насколько по-прежнему силен этот старик. В то же время на лейбле появляется группа M83 с весьма странной, но уже зарекомендовавшей себя, атмосферной электроникой и альбомом «Saturdays=Youth», который не первый в ее дискографии и определенно не самый лучший. 

История лейбла: Mute Records. Изображение № 22.

В теплом мае 2008 Моби выпускает еще один свой диск — «Last Night», который не только не оправдал всеобщие надежды, но и весьма сильно всех разочаровал; за этим диском сразу следует издание сборника хитов Yazoo «In Your Room», которое тоже пришлось очень не ко времени. 

Весной 2009 Depeche Mode выпускают первый сингл «Wrong» и сразу за ним — лонгплей «Sounds of The Universe».


В октябре появляется «Exploding Head», альбом шугейзеров A Place To Bury Strangers, который многие музыкальные издания называют одной из лучших пластинок 2009 года.

 


   

2010 год начался для Mute с издания диска нью-йоркских музыкантов Yeasayer «Odd Blood» в феврале, а в самое ближайшее время там должна выйти новая пластинка Liars и их сингл «Scissor».

На этом пока что история лейбла завершается. Сейчас он под контролем огромного концерна EMI, куда входит масса подобных некогда независимых объединений, вроде Definitive Jux RecordsDFA Records и многих других. Скорее всего это означает смерть Mute как уникальной единицы и превращение его в простой подлейбл EMI. Прогнозировать какие-то дальнейшие внутренние революции тут вряд ли стоит. Золотой период Mute пришелся на восьмидесятые, когда они выпускали Yazoo, Depeche Mode и Fad Gadget — именно за это их все любят и будут помнить. 

Следующий в рубрике — лейбл Domino Records


Рассказать друзьям
37 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются