Гид по терминам и сленгу, которым пользуются представители музыкальной индустрии.
В зарубежной музыкальной индустрии существует огромное количество специальных терминов, которыми вовсю пользуются все её представители — от промоутеров до журналистов. В русском языке такого набора специальных обозначений нет, поэтому появляются всевозможные англицизмы и профессиональный сленг, который часто режет слух и вызывает массу вопросов у неподготовленных читателей. Look At Me публикует музыкальный словарь, составленный представителями этой самой зарождающейся индустрии: музыкантами, промоутерами и журналистами. Словарь составили Дима Японец, Филипп Миронов, Саша DZA и Сергей Пойдо.
Общие понятия
Продюсер
В русском шоу-бизнесе подразумевается человек, работающий больше с бизнес-моделью и образом проекта, как Бари Алибасов. В музыкальном мире продюсер — это режиссер музыкального действия, обычно он приглашается на определенный проект, например, запись альбома. Меттью Херберт, продюсировавший Ройшн Мёрфи или The Invisibles; Рик Рубин, работавший с Run Dmc и Red Hot Chilli Peppers; Arthur Baker, писавший треки c Afrika Bambaata и New Order — главные примеры. Обязанности продюсера довольно размыты. Иногда он сочиняет треки от начала до конца, давая исполнителю спеть готовую вокальную партию (как Фарелл Уильямс), иногда — просто следит за тем, что бы донести звучание и идею группы как можно лучше и убедительней (Эрол Алкан). В общем, продюсер — тот, кто в ответе за саунд. |
|
|
Саунд
Переводится, как «звук», но в русском языке заменяет более длинное и невыразительное словосочетание «звуковая концепция». Саунд — это стилистика трека в самом широком смысле (жанр, архитектурное и композиционное решение, выбор и баланс инструментов и так далее). У любой песни есть «костяк» — то, что можно спеть под гитару у костра, все остальное, по большому счету, и есть саунд. Как нетрудно догадаться, в огромном количестве треков, кроме саунда, ничего нет вообще. |
|
|
Промоутер
Если не лезть в дебри, то это тот, кто организует развлечение. Его обязанности размыты — от просто позвать всех тех же самых в другой клуб, до снять яхту в Финском заливе, загрузить ее таблетками и позвать Коррозию Металла. Стоит помнить, что промоутер — это только посредник, он ничего не производит, кроме уймы бумажного и информационного мусора. Как и любой посредник, промоутер может оказаться хорошим посредником или спекулянтом. |
|
|
Фонер/мейлер
Типы интервью: фонер — по телефону, мейлер — по почте. Эти термины знакомы только агентам, пиарщикам и журналистам. Фонер, разумеется, предпочтительнее мейлера, потому что позволяет задавать вопросы, учитывая ответы на предыдущие. С другой стороны, на фонер чаще всего выделяют ограниченное время — 10-15 мин. А в рамках мейл-интервью можно набросать 20 вопросов (их обычно хватает для раскрытия героя) и отправить по почте. Фонер делают, когда поджимают дедлайны у журналистов. Мейлер организуют для менее важных медиа (интернет, малотиражки). Самое крутое интервью называется фейс-ту-фейс, то есть интервью непосредственно, сидя с артистом в гримерке до, после или даже вместо концерта. |
|
|
Сцена
Коммьюнити из локальных музыкантов и их поддержки. Иногда собираются вокруг клуба, лейбла, персоны, музыкальной студии. Примеров множество — от бруклинской или скандинавской сцены сегодня до ленинградской рок-сцены восьмидесятых. |
|
|
Клуб / венью / площадка
Место, которое промоутеры используют для проведения музыкального события. Можно выделить два вида: 1) Клуб — место со своей политикой и культурной программой, организацией которой занимаются специальные люди внутри клуба. Все сторонние мероприятия должны вписываться в концепцию клуба. Приходя в клуб, вы точно знаете, кого встретите и что там получите. Пример: «Пропаганда», «Крыша Мира», «Кризис Жанра», «Чапурин-бар». 2) Площадка — место для концерта или вечеринки, открытое для промоутеров. Сегодня может проходить концерт Жанны Агузаровой, завтра — техно вечеринка, послезавтра —слет пчеловодов. Соваться в такие места, не зная программы, чревато неожиданными впечатлениями. Пример: «Б2», «Б1», «Арма», «Икра», Красная Площадь. |
|
|
Концерты и вечеринки
Привоз
Гриша Гольденцвайг (бывший клубный обозреватель «Афиши») где-то уже шутил, что «одесским словом «привоз» принято обзывать любые гастроли». Некрасивое профессиональное слово. Жутко режет ухо, когда спрашивают: «У вас вечеринка с привозом?» или «А какой привоз?». |
|
|
Лайнап
Список артистов, выступающих на вечеринке или фестивале. |
|
|
Постпонить
Дурацкий англицизм, означает — отложить концерт на более позднюю дату. |
|
|
Кэнсельнуть
Опять дурацкий англицизм — отменить концерт (номер в гостинице, эвент, гиг и тому подобное). |
|
|
TBA/TBC
Еще одна загадочная профессиональная мантра, которую можно видеть в лайнапах на сайте last.fm. TBA расшифровывается, как «to be announced» — то есть организаторы еще не уверены, кто у них на мероприятии выступает. TBC обычно ставится в скобках рядом с каким-то именем, расшифровка — «to be confirmed». Значит, артисту послан запрос, начаты переговоры, но точного подтверждения, что он приедет, еще нет. Интересно, что есть артистка по имени TBA — грузинка Туся Беридзе, живущая в Германии. Она бывшая жена Томаса Бринкмана. Играет такую задумчивую переливчатую электронику с песнями на грузинском и немецком языке. ТБА по-грузински значит «озеро». |
|
|
Лэптоп-лайв / полулайв
Введенное в широкое распространение после появления ableton сценическое решение: музыкант проигрывает на компьютере свои треки, слегка изменяя или дополняя их при помощи эффектов или семплов. Позволяет многим студийным музыкантам продавать свои услуги площадкам и фестивалям с тех пор, как сидеть в студии стало невыгодно. Обычно лэптоп-лайв выглядит не многим веселее человека, проверяющего почту под ритмичную музыку. |
|
|
Букинг
Весь механический процесс организации привоза. Начиная от ведения переписки с агентом, заканчивая встречей артиста в аэропорту, проведением саундчека и поиском кокаина для иностранной звезды. Букер — человек, занимающийся букингом. |
|
|
Бэк-ту-бэк
Обычно под этим понимается диджейсет, когда пластинки ставят по очереди два дискжокея, такое музыкальное домино. Бэк-ту-бэк также может происходить когда один из диджеев слишком сильно напился, чтобы сводить, но еще может махать в воздухе руками и тем самым создавать шоу. |
|
|
Гиг / Лайв
Выступление на каком-либо событии. Слово «гиг» произошло от старого американизма «халтурка». |
|
|
Сетап
Принципиальная схема устройства выступления. Какие инструменты и эффекты используются, что куда закоммутировано и как расставлено по сцене. Диджейские сетапы тоже различаются — The Bug приезжал в "Моспроект" с кучей гитарных педалей, которыми искажал звук с вертушек, а диджей Фридерик Бегбедер обычно требует провод-тюльпан для макбук эйр. |
|
|
Мешап
За пределами садового кольца под этим понимают почему-то диджейсет, состоящий на 50 процентов из репертуара Радио «Дача» и на 50 из клубных хитов. Считается, что изобрели это в Баре Симачева, где ставили «Тигу» вместе с «Ветлицкой». На остальных частях земной поверхности под этим словом понимают сет, в котором одни трэки почти полностью накладываются друг на друга, при этом создавая совершенно новые. Cамый знаменитый пример — конечно же, 2 Many DJs. |
|
|
Вписка
Бесплатный проход в клуб. За «впиской» обычно обращаются к промоутеру концерта или вечеринки для того, чтобы не платить за вход и потратить сэкономленные деньги на водку. Впиской может быть бесплатный билет или приглашение. Промоутер также может внести ваше имя в бесплатный список — это тоже «вписка». |
|
|
Стейдж-менеджер
Если на вечеринке (фестивале) выступает много артистов, то нужен стейдж-менеджер. Это человек (чаще всего приятель компании-организатора, который музыку любит и обожает общаться с музыкантами), который знает порядок их выступления — кто за кем — и точное время. Его задача — вовремя выгнать артиста на сцену. |
|
|
Райдер
Райдер — от слова ride — ехать. Список требований, предъявляемых артистом организаторам гастрольных выступлений. Бывает бытовой и технический. В бытовой вносятся требования к питанию, охране и способу передвижения. Технический райдер содержит перечень технического оборудования, необходимого для выступления артиста. Существуют также «теневые» райдеры, в которых могут указываться, например, наркотики. |
|
|
One-Off
Основная, базисная единица измерения концертной продажи артиста — тур. Он едет из своего родного города по нескольким городам в других странах. В туре артист стоит дешевле. Если его надо привезти, когда он не в туре, это будет дороже и технически сложнее организовать. Такие случаи называются one-off или, на русский манер, «ваноф». |
|
|
Публика
Группиз
Первый ряд публики возле сцены/диджейки. Обычно именно они помнят, как зовут того, кто выступает. Раньше этим словом обозначали группу фанаток, которых музыканты брали с собой в гастрольный автобус во время тура для собственного увеселения. |
|
|
Самотус
Посетитель клубной вечеринки, который ходит на мероприятия исключительно в одиночку. Обычно не интересуется музыкальной составляющей вечеринки — он получает одинаковое удовольствие и от минимал-техно, и от рок-концерта. На вечеринке "самотусу" весело с самим собой. Форма одежды — золотые штаны и солнцезащитные очки. Термин подслушан у Саши из Традиции (он же Коп Козульски). |
|
|
Задрот / nerd / закопанец
Человек, отлично разбирающийся в каком-либо стиле музыки, напрмер, диско. Способен на слух определить, что вы поставили этот «слишком заезженный трек 79-го года с лейбла Clone Records» или потратить безумные деньги на ламповые усилители. Чаще всего закопанец неинтересен, зануден, предсказуем и не любит разговаривать на отвлеченные темы так как силен только в одной. Бесконечный снобизм делает его лучше, красивее и привлекательнее других людей. Разумеется только для него самого. |
|
|
Другое
Инди-кружева
Уничижительное выражение, используется для обозначения текста о музыке (например, рецензии на альбом) с использованием витиеватых фраз и речевых конструкций. У автора подобных текстов обычно наблюдается страсть к бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству. |
|
|
Антигруша
Термин выдумал журналист Openspace Денис Бояринов для обозначения групп вроде Лемондэй и Padla Bear Outfit. Согласно определению Дениса, анти-груша — это наш русский антифолк. Но если термин «антифолк» ассоциируется преимущественно с американской музыкой, соединяющей корневую мелодику с протестным зарядом, панковским отношением к жизни и социуму, то анти-груша — это антибардовская песня, анти-КСП. Отсюда и название — Груша (сокращенно от Грушинский фестиваль) известный фестиваль бардовской песни, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. |
|
|
Пичфорк
Название влиятельного американского музыкального сайта, ставшее нарицательным для целой плеяды инди-музыкантов с характерным звучанием, например, Animal Collective и Grizzly Bear. |
|
|
Пила
Жесткая электронная музыка в стиле лейбла Ed Banger. Электро в их исполнении похоже на звук работающей бензопилы «Дружба». |
|
|
Пуцка
Обычно используется для описания коммерческой электроники, например, прогрессив хауса. Фонетически слово имитирует звучание примитивной электронной музыки: «пуц-пуц-пуц»: «Ministry of Sound выпускают пуцку».Термин подслушан у ребят с лейбла Xuman Records. |
|
|
Альбом ликнулся
Альбом появился в сети до даты официального релиза. Чаще всего утечка происходит через журналистов или промоутеров, которым лейблы рассылают промокопии еще невышедших альбомов. |
|
|
Комментарии
Подписаться