LOOKATME запускает новый проект «Музыкальная Кухня». У каждого из нас есть масса любимых музыкальных исполнителей, еще больше — любимых альбомов и песен. Обычно мы знаем об этих артистах всё. Единственное, что часто остается за кадром, — это их так называемая «музыкальная кухня», то место, где музыканты, скрываясь от фотокамер, кропотливо работают над своими композициями, которые в скором времени станут частью нашей с вами жизни. В рамках этого проекта мы, заручившись поддержкой знатоков, расскажем вам обо всех инструментах, «примочках» и «гаджетах», которыми наполнены студии известных музыкантов.
В первый раз помочь нам вызвался Дима “Yaponets” Устинов (aka Taras 3000) — известный московский DJ и музыкант, участник промо-группы Idle Conversation. Дима рассказал об оборудовании студии Emperor Machine, электронного проекта Энди Мичема (Andy Meecham) из английского города Стеффордшир. Появившись в ранних 2000-ых, Emperor Machine стал одним из самых ярких электронных проектов начала века. В своей музыке Энди Мичем находит тонкую грань между экспериментальной электроникой и психоделией, выстраивая всё на устаревших принципах семплирования 70-ых годов.
— Итак, на первой фотографии есть сразу два раритета, наложить руки на которые мечтает любой “synth-geek”.
— Это Roland System 100 — иконический полумодульный аналоговый синтезатор. Именно его плотный, тёплый и булькающий звук мы слышим в бас-партиях в записях Emperor Machine. Процесс создания звуков на таком синте очень сложен и занимает порой много времени, к тому же звук невозможно сохранить или запомнить, однако результаты получаются совершенно невообразимые, и в плане гибкости эти инструменты не имеют себе равных. Стоит пояснить, что модульный синтезатор — это особый подвид синтезаторов, позволяющих в процессе соединять различные внутренние его части между собой в любой последовательности, то есть перестраивать синтезатор по своему усмотрению. Иногда такие синтезаторы занимают два шкафа, до верхов наполненные ручками и петчбеями, а иногда умещаются в небольшие коробки, как в данном случае. Roland System 100 — не самый мощный из таких синтезаторов, но он один их самых удачных по части совмещения удобства с возможностями, то есть он скорее не для "ботанов", а для музыкантов, у которых нет много времени, чтобы возиться с проводами по нескольку недель. У него упрощенный интерфейс, все совмещено очень удобно. И тут только два модуля, то есть фактически только два голоса, но внутри этих голосов можно производить всяческие переназначения. Левый его блок — это секвенсер, а правый блок — это микшер. Но их можно вообще не использовать. Я пытался выкупить на E-Bay такой же, но без двух боковых модулей. Там торги начались с пяти ста долларов, а ушел он за три тысячи евро. На полутора тысячах я сошёл с дистанции, но по-прежнему дико его хочу.
— Вот эта деревянная коробка — это EMS VCS-3, также известный под названием "Putney". Это один из самых первых электронных музыкальных инструментов в мире: его сделали еще в 1969 году. Изначально VCS выглядел немного по-другому и его использовали исследовательские институты для демонстрации принципов синтеза, а это специальная упрощенная версия. Это тот инструмент, на котором писали свои трэки еще Pink Floyd и Hawkwind. Он тоже модульный, но для внутренней коммутации у него здесь матрица. То есть вместо шнуров, которыми обычно пользуются, у него такая вот маленькая матрица, в которой специальными булавками можно перемыкать контакты нужных тебе значений. То есть можно осциллятор пустить на фильтр и так далее. Ещё у него есть очень полезная вещь — джойстик, которым можно управлять двумя параметрами одновременно. Насколько я знаю, он программируемый. Как элемент управления, он очень удобный. Плюс ко всему у него есть возможность назначения глубины параметров. Сам по себе этот синтезатор одноголосный и не имеет клавиатуры, но им можно управлять с клавиатуры SH-101 или секвенсера от Roland System 100. У него нет клавиатуры, поэтому обычно им пользуются как звуковым модулем.
До изобретения MIDI синтезаторы управлялись по протоколу CV/GATE, который фактически является просто двумя проводами типа "джек", на которые подается слабое напряжение. Протокол не способен передавать ничего кроме длительности и высоты ноты, но позволял работать с секвенсерами и внешними клавиатурами, к тому же сейчас продаются преобразователи MIDI/CV, например, Kenton Pro Solo, которые позволяют управлять древними синтами даже из Аблетона.
Под System 100 расположен куда более простой синтезатор Roland SH-3a, произведенный примерно тогда же, в 70е. Из него можно извлечь всего одну ноту одновременно (как, впрочем, и изо всех вышеперечисленных), и он обладает не слишком большими способностями по изменению звука, однако звучит все равно плотно и тепло.
— А вот это, соответственно, сам Roland Juno-6 стоит. Сложно найти в истории электронной музыки группы или исполнителя, ни разу не использовавшего этот инструмент. Это один из самых-самых популярных аналоговых синтезаторов. У него есть три версии: Juno-6, Juno-60 и Juno-106. И дальше в линейке уже новые версии, но они — совсем хлам, который «Juno» вообще не может называться. Это первый дешёвый полифонический синтезатор, то есть, условно говоря, раньше для того, чтобы сделать полифонический синтезатор, нужно было один дорогой синтезатор прикрепить к другому синтезатору и также к третьему и четвертому. То есть получалось четыре синтезатора, и стоило это в 4-5 раз дороже. Потом Дейв Смит (Dave Smith) сделал первый многоголосный аналоговый синтезатор на микропроцессорах в 77м году (назывался Sequential Circuits Prophet 5). Он настоящий гуру синтезаторостроения. Сейчас у него своя фирма Instruments, где он делает, например, Dave Smith Poly Evolver, на котором играют Cut Copy, он комбинирует цифровой и аналоговый синтез.
— Так вот, Дэйв Смит первым начал делать полифонические синтезаторы дешевыми. Потом появился Roland Juno, который сильно повлиял на развитие всей электронной музыки, потому что его могли позволить себе почти все музыканты. У него очень приятные, массивные и теплые звуки, у которых есть достаточно широкие возможности редактирования. И него есть возможность сохранять настройки, что большая редкость. То есть раньше для того, чтобы перейти от одного звука к другому, приходилось перенастраивать инструмент. Air, например, до сих пор возят с собой двух человек, которые во время концертов бегают и быстро перенастраивают синтезаторы между трэками. А в Juno можно записать этот звук на специальную клавишу, и перейти к следующей песне, просто нажав на нее, что, конечно, безумно удобно. Я не знаю, есть ли в нем память, раньше там все писалось на кассеты. И соответственно у них стоит самая первая его версия.
За ним притаился дешевенький семплер Roland S-10. Особого толку от него нет, поэтому, наверное, и спрятали в угол.
— Под ним у них стоит patchbay — очень удобная вещь, когда у тебя в студии много оборудования, которое нужно переподключать. Условно говоря, это такой способ коммутации: 2 или 3 ряда входов, в которые постоянно включены все синтезаторы и их можно замкнуть на что угодно. Можно быстро при помощи двух движений перемкнуть синтезатор на пульт или на компьютер, поменять каналы местами и так далее. Это экономит массу времени. Patchbay просто собирает всю сумму входов и выходов студии в одном месте.
У них вот забавные заглушки на стенах. Многие вообще используют в качестве демпфирующих материалов натянутые на рамки картины из плотного материала. Обычно их по углам ставят и по серединкам. У меня стоят вот такие панели:
Я вообще даже не знаю, чем из этого они пользуются, потому что обычно музыканты скупают всё оборудование, которое только могут купить, а пользуются каким-то небольшим процентом из этого. То есть если я сейчас найду синтезатор, на котором я не собирался играть, но имею возможность его купить, то я его куплю. А потом рано или поздно придумаю, что с ним делать.
— Рядом стоит Rhodes Seventy Three. Rhodes не совсем синтезатор — это электромеханический инструмент (то есть в электрическую розетку его включать не нужно, но чтобы он звучал, необходимо включить в усилитель, как электрогитару). И он знаменит тем, что на нём играли почти все музыканты: от The Beatles до Афекса Твина. Как вот есть рояль, звука которого тебе не избежать, такой же и этот Rhodes. Его изобрели в 70-ых как замену тяжелому концертному роялю, но получилась некая помесь пианино и электрогитары.
У него тембр таков, что кроме своего обычного звучания он может быть очень вязким, злым и грязным. На нём очень удобно играть бас: будет звучать плотно и грузно. А можно даже подключать гитарные примочки и как угодно искажать звук. Он даёт достаточно богатую палитру, звуча на разных записях совершенно по-разному. Притом это очень простой инструмент, потому что тут можно регулировать только тон и громкость. Ещё его можно перегружать. Клавши у него грузятся очень интересно. Когда ударяешь по ним чуть сильнее, чем нужно, то звук начинает компрессироваться естественным путем, немного расплющиваться и становиться рычащим. Поэтому этот инструмент очень выразительный сам по себе. Из него можно выжимать такие очень мягкие блюзовые звуки и очень ржавые и агрессивные. Этот инструмент — такая же классика, как Fender Stratocaster, абсолютный “must have” для любой студии.
— Справа от компьютера и консоли притаилась ещё одна интересная группа аналоговой классики. Вот этот Yamaha CS15 — аналоговый монофонический синтезатор 70-х годов — такой используют, например, Daft Punk, Tesla Boy (у них версия попроще - Yamaha CS10) и ваш покорный слуга. Этот товарищ обладает отличным, довольно агрессивным звуком и наглядным управлением: при помощи ручек на передней панели со звуком можно творить чудеса.
Левее от него стоит еще одна легенда — Moog Prodigy, в честь которого, по слухам, названа одна популярная в 90-ых музыкальная группа. Это очень простой синтезатор с очень узнаваемым звуком. Из русских музыкантов его использует Dzhem — хозяин лейбла How2Make, часто выступающий в коллаборации с Mujuice.
— Под Yamaha CS15 расположен Roland SH-101 - простой но очень популярный дешевый монофонический синтезатор 80х годов, который очень часто использовали для записи баса в acid - музыке. На нем писали трэки Future Sound of London, KMFDM, Devo и так далее.
— Roland ProMars Compuphonic — довольно редкая монофоническая версия Roland Jupiter, пытавшаяся имитировать тембры реальных инструментов. Его и SH-101 группа часто берет на концерты, используя для соло. Поскольку компьютер на лайве Emperor Machine не используют, кроме гитариста и барабанщика на сцене находятся именно эти два инструмента, а остальные звуки запускаются при помощи перкуссионного семплера.
— В самом низу виден Akai Mpc 3000 — семплер, ставший, что называется, «essential» для электронной музыки, без него не обходится ни один хип-хоп продюсер. Версия 3000 была выпущена уже в 90-ые, взамен Mpc-60. Скажем так, этот семплер участвовал в формировании практически всех электронных жанров: от хауса до хип-хопа. Сейчас выпускают новые версии этого устройства, но все профессионалы единогласно утверждают, что именно "белые" MPC, как этот, обладают более точным секвенсером и "тем самым" звуком. Что происходит со звуком, никто толком объяснить не может, но почему-то семплы, пропущенные через MPC, начинают звучать как бронебойные снаряды.
На этой фотографии видна основная микшерная консоль и мониторы (Yamaha NS-10, студийный стандарт), а так же рек с обработкой. Особенно углубляться я не стану, однако, стоит пояснить, что Emperor Machine используют лучшее из двух миров: цифровую запись и аналоговый тракт. Это значит, что вместо плагинов в Logic или Pro Tools записываются все гитары и синтезаторы, которые мы успели рассмотреть, пропущеyные через аналоговую же обработку. Если приглядеться, можно заметить басовый процессор Line 6, фильтр Ashley, то, что мне кажется компрессором DBX и многое другое, то есть звук до компьютера проходит по аналоговой цепочке и сводится через аналоговый пульт —благодаря этому треки обретают характер и объем.
— Подводя итог, хочется сказать, что я с большим удовольствием ограбил бы эту студию, если бы не относился к музыкантам с таким уважением. В ней собраны практически все классические приборы 70-ых и 80-ых годов. Звучание многих из них сейчас можно имитировать при помощи компьютера — тут можно спорить, насколько точна будет эта имитация, но обладание ими дает ощущение причастности к истории электронной музыки. К тому же эти инструменты имеют способность формировать мышление человека, который на них играет в определённом направлении.
Комментарии
Подписаться