Views Comments Previous Next Search

Circuit bending – искусство создавать ломая!

2213354
НаписалДмитрий Морозов1 июня 2009
2213354

Circuit bending – искусство создавать ломая!. Изображение № 1.

Circuit bending - замыкание (изменение) цепей (электрических) или, как литературно перевёл один товарищ - "метод тыка". Это особый вид дилетантизма в diy сфере создания электронных музыкальных инструментов. Зародился этот метод в 60-е годы XX-го века, когда некий музыкант Рид Газала (http://www.anti-theory.com/), не имея средств купить себе электронные музыкальные инструменты, начал пытаться сделать их себе сам из примитивных звукоиздающих приборов - гитарных усилителей и радиоприёмников. С электротехникой Рид был знаком весьма посредственно и единственным методом его работы было беспорядочное тыканье и замыкание разных контактов на схеме аппаратов... Результаты не заставили себя долго ждать - поднабравшись немного опыта в этом нехитром деле, Рид переключился на всевозможные игрушки, детские синтезаторы и прочую электронную муть, издающую примитивные в музыкальном отношении звуки и завалившую прилавки американских "детских миров" в 70-е. Давольно быстро Газала разобрался что к чему - что именно стоит трогать чтобы аппарат не сгорел, а издал нужный глитч или просто дикий нойз, и с тех пор он стал "профессиональным дилетантом" в музыкальной электронике, разламывая примитивные синтезаторы Casio и обучающие компьютеры Speak and Spell пачками. На его сумасшедшие девайсы появился спрос. Людей всё больше увлекала уже не академическая, а скорее панковская нойз сцена. На все "бенды" - тоесть модификации, Рид ставил тумблеры (кнопки, переменные резисторы), сами игрушки перекрашивал, расписывал, впаивал лампочки, аудио-выходы - короче делал всё, чтобы создать контролируемый в музыкальном отношении инструмент и, конечно же, эстетику хакерских девайсов. Нойз сцена расцветала!

Одно из творений самого Рида

Circuit bending – искусство создавать ломая!. Изображение № 2.

Вобщем пародоксальность явления, которое захлестнуло меня несколько лет назад заключается в том, что Circuit Bending это искусство контролируемой поломки! Все парни (да и многие девчонки) в детстве обожают ломать элетронику - внутри столько цветных проводков, забавных деталек и прочей весьма интересной лабуды. Как правило, таких манипуляций детскими ручками девайсы не выдерживали... Да и не поощрялось это ни кем - "ломает аппаратуру - пускай идёт в кружок паять транзисторное радио, а потом сдадим его учиться на электрика" и никакого хакерства! Вобщем и сам образ "советского электронщика" всегда отпугивал меня (да и не только меня кажется) - они такие все серьёзные блин - транзисторы-резисторы, чтоб их! "Метод тыка" предлагает нам взрослую альтернативу - разобрать девайс (старый синтезатор, гитарную педаль, драм-машину или просто игрушку), замкнуть там пару контактов, поставить переключатели, которые те самые "бенды" врубают, а потом собрать обратно, насверлить дырок и готово - контролируемая поломка. То есть мы ломаем создавая или даже создаём ломая - фантастика! Но главное даже не это, а ЗВУКи! именно ради них эти старания...

Прокаченная сега-мега

Circuit bending – искусство создавать ломая!. Изображение № 3.

Уже лет 5 я коллекционирую синтезаторы (ну и пускаю в дело естественно), и постоянные поиски новых звучаний привели меня к Circuit Bent деятельности. Сперва я просто покупал сделанные другими персонажами хэнд-мэйд девайсы, потом стал сам взламывать простенькие игрушки, сейчас это уже мой постоянный вид деятельности, который даже сам себя окупает. Многие приборы подвергнувшись такой хакерской взломке начинают вести себя возмутительно круто, издавая тонны интереснейших звуков. При этом можно комбинировать сразу несколько извлечённых микросхем в одну, добавлять туда свои детали - вобщем фантазиям нет предела! Многие "ломатели" хороших вещей (в том числе и я) любят переставлять схемы из игрушек (и прочих девайсов)  в новые корпуса, отходя от некой панк эстетики в сторону приверженцев создания "стэндэлон" diy звуковых девайсов. Некоторым же наоборот по кайфу скакать с "нойз-медведями" по сцене всем слушателям вынося мозг адскими игрушками.

Мини джем из 4-х моих робосинтов

Постепенно, c накоплением опыта, дилетантизм становиться весьма условным, но остаётся ключевым условием философии создания таких аппаратов - примерно как у художников  "притворяющихся" детьми. Такой подход позволяет создать что-то новое, не засоряя себе голову ненужными знаниями в электронике - наивный взлом (условно), используемый как серьёзный метод с целью получения новых звучаний, а не движимый детским любопытством.

Японский аппаратчик Kaseo и его 12 Пикачу

Circuit bending – искусство создавать ломая!. Изображение № 4.

Ещё одним важным моментом является сохранение первоначальных свойств девайса. Многие приборы, идущие "под нож", часто внушительно стоят или весьма ценны в музыкальном отношении - гитарные педали, драм-машины, синтезаторы и т.д. Поэтому особое мастерство -  это не угробить девайс, а лишь сделать его более функциональным - заставить работать по-новому, нестандартно, но с возможностью вернуться в прежнее состояние (удаётся это конечно не всегда).

Моя circuit bent модулярная система

Circuit bending – искусство создавать ломая!. Изображение № 5.

На Западе Circuit bending стал общепризнаным методом достижения необычных lo-fi звучаний. Список музыкантов так или иначе использующих такого рода девайсы безграничен. Псевдо сircuit bending используеться серьёзными фирмами занимающимися разработкой необычной музыкальной аппаратуры, в особенности, модулярных синтезаторов. На подобных девайсах записываются тонны музыки, а в США проводится ежегодный Bent Fest - главный съезд музыкальных хакеров, проходящий на обоих побережьях страны. Многие мини-фирмы предлагают модифицировать старые драм-машины и синтезаторы на заказ. "Метод тыка" пролез в Video и Soft среду, где весьма процветает...

Circuit bending стал для меня более чем просто хобби! Я записал альбом используя исключительно самодельный синтезатор, начал делать девайсы на заказ - невероятное удовольствие услышать на концерте или записи аппарат, созданный своими руками. И всё это при том, что я лет до 20-ти паяльник в руки ни разу не брал. Вобщем вдохновляющие занятие.

Прокаченный мною Speak and Math

Вот здесь я выложил написанный самим Ридом Газалой и переведённый на русский язык учебник по "бендингу" для начинающих. Вот ещё одна, не менее важная книжка о производстве доморощенных муз. инструментов. Сделанные мною девайсы и музыку можно посмотреть тут - http://vtol.tk

"What is Circuit bending"

Культовые девайсы подвергающиеся препарации:

Casio Sk-1 - великая 8-ми битная семплерная клавиатура из 80-х.


Speak and Spell (Speak and Math, Speak and Read) - знаменитые обучающие компьютеры американской фирмы Texas Instruments.

Furby

Roland tr-505 (как и остальные семпл-базед барабанилки 80-х) прекрасно поддается креативному слому

Вот небольшой список наиболее интересных сайтов по теме и о продвинутых персонажах производящих circuit bent девайсы:

http://www.getlofi.com/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Дилетант

http://www.casperelectronics.com/

http://tsp.bigcartel.com/

http://www.timkaiser.org/

http://en.wikipedia.org/wiki/Circuit_bending

http://billtmiller.com/circuitbending/

Отечественные сообщества "Вконтакте" посвященные теме:

http://vkontakte.ru/club4913519

http://vkontakte.ru/club9439885

http://vkontakte.ru/club9494763

Рассказать друзьям
22 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются