Views Comments Previous Next Search

Микаэль Корвилль-Андерсен

26179
НаписалВалентина Killacat Колесникова28 мая 2009
26179

Велосипеды - новый культ городов. Ставшие повседневной реальностью во многих европейских столицах, они множатся в мегаполисах всего мира, притесняя на дорогах автомобили. Хорошо забытый вид транспорта или новый модный тренд? Некогда давший свободу передвижения рабочему классу и свободу самовыражения эмансипированным женщинам в начале двадцатого века, после Второй мировой войны велосипед был незаслуженно забыт и встал в один ряд с традиционными видами спорта. Сегодня он возвращается, чтобы произвести очередную революцию — в моде и нашем с вами образе жизни. 

Микаэль Корвилль-Андерсен — датский фотограф, режиссер, автор одного из самых популярных в мире блогов о велокультуре CopenhagenCycleChic.com — личность проактивная, человек нового времени. Ему не свойственны сомнения, и, даже глядя на Москву, он даёт самые положительные прогнозы. Накануне приезда Микаэля в российскую столицу в рамках «Дня Дании» мы поговорили с ним—- правильно — о велосипедах. А также юбках, шпильках, кошках, снегоуборочных машинах и версии 2.0. И все это опять-таки имело к велосипедам самое прямое отношение.

Привет, Микаэль!

— Priviet!

Знаешь русский?

— Да разве это знание! Однако я действительно был в Москве уже дважды: впервые в 1990 году и потом в 1992, кажется. Тогда же я путешествовал по бывшим советским республикам, проделал путь от Украины до Узбекистана, через Кавказ, Айзербайджан, Грузию.

Страна сильно переменилась с того времени...

— Да, я заметил изменения ещё тогда, между 90-м и 92-м годом. Скорее хочется посмотреть на сегодняшнюю Москву.

Надеюсь, тебя не слишком расстроит отсутствие огромного количества велосипедов на улицах города.

— Да брось, я привык к этому во многих... слишком многих странах.

Полагаю, «День Дании» и велопробег положат начало развитию велосипедного движения на улицах Москвы. Так кого мы будем усаживать на велики?

— Скорее всего усаживать, тем более насильно, никого не надо будет. Уверен, у многих московских модников велосипеды стоят на лестничных клектах, так что все правильные люди — те, кто делает сегодняшнюю моду, тренды, событийную реальность в городе, — они уже давно в теме и с радостью примут участие в нашем велопробеге. Вот у тебя есть велосипед?

Сейчас нет, но я собираюсь покупать. А пока беру у соседа. Но кажется, он и сам поедет на велопробег, так что придется поискать другой... А ты помнишь, когда у тебя появился твой первый велик?

— Конечно, помню. Мне было семь лет. Велосипед был синий, а руль сильно изогнутый, — он очень смешно выглядел, но сейчас был бы настоящей ретро-находкой. Кататься меня учил старший брат. Никогда не забуду тот момент: он бежит позади меня, поддерживая за багажник, чтобы я не завалился на бок. Мы ездили вниз и вверх по улице, он не уставал меня держать и всё время широко улыбался. Тогда-то я впервые и ощутил свободу передвижения, и в Копенгагене день за днем продолжаю жить с этим ощущением. Здесь это в воздухе. Думаю, что каждый датчанин помнит, как впервые сел на велосипед. Это неотъемлимая часть нас.

Мой первый велик тоже был синим, назывался «Школьник».

— «Школьник»? А потом ты пересаживаешься на «Студента»«Клерка» и тянешь лямку до «Пенсионера»? Ох уж эти советские названия! Они меня всегда забавляли. У меня остался целый архив из чистого безумия после первых путешествий по СССР: фотографии, значки какие-то, журналы, вымпелы. Правда в сеть я выкладываю более современные материалы.

Твой блог Copenhangecyclechic.com существует не так давно, с 2007 года. И буквально за пару лет стал одним из самых популярных ресурсов о велосипедах во всем мире. Это твой первый интернет-плацдарм?

— Не совсем. Материал я начал собирать очень давно. Несколько лет по дороге на работу и обратно домой я просто из любопытства снимал на улицах разных людей и вывешивал всё на Flickr. Так однажды среди прочих там появилась фотография девушки на велосипеде. Она взбудоражила моих друзей: копенгагенская модница ехала на велике в юбке и туфлях на высоком каблуке. Все принялись обсуждать снимок — как же она так на велосипеде? По мне, так в этом не было ничего особенного. Куда больше в этой девушке меня интересовали как раз юбка и каблуки. А что велик — я его даже не заметил. Это же естественно, быстро, удобно. Вобщем я стал и дальше снимать красивых людей, но всё чаще они были верхом на велосипедах. Так из фотоальбома вырос "монстр" о велосипедной культуре, ведь раньше никто такого фотоархива не делал. Сегодня я снимаю видео, у меня более двадцати тысяч фотографий всевозможных велосипедов и их хозяев: всё, начиная со шпилек и до ржавых звонков на рулях. Вобщем всё началось с альбома на Flickr, а потом я сделал блог. Ради забавы, честное слово. Затем меня поддержал ресурс copenhagenize.com, где выкладывается много полезной информации о велокультуре. Это исключительное удовольствие — наблюдать за тем, как из одной фотографии и моего термина «Cycle Chic» началось целое движение — за стиль и моду на колесах!

Микаэль Корвилль-Андерсен. Изображение № 1.

И движение растет! Ты успеваешь следить за событиями в других странах?

Стараюсь. Движение развивается довольно хаотично. Европейцы, например, спрашивают меня, можно ли проводить события и использовать слоган «Cycle Chic», британцы и американцы — нет. Я не против, главное, что происходит развитие. Я познакомился с энтузиастами из многих стран, а с некоторыми близко подружился. Мы на своем примере доказываем, что велосипед — не детская игрушка или только спорт. Это совершенно особенный вид транспорта — он преобразует город в место, значительно более приспособленное и комфортное для человека, снижает загрязнение окружающей среды, оздоровляет нацию и т.д. Но главное — это настоящий шик, абсолютно самостоятельный способ самовыражения, если хотите. Велосипед — понятие из области моды и street style. Причём тут спорт?! Минимум усилий, утончённость, элегантность, великолепие. Лично я бы с большим удовольствием прокатился вместе со своим другом плечом к плечу, нежели стоял в пробке в машине. Велосипед максимально сближает тебя со средой вокруг, а не изолирует от неё. Пожалуй, только так ты можешь почувствовать себя настоящим жителем города, стать его частью. По всему миру проходят «Cycle Chic»-мероприятия, жаль, мне не везде удаётся побывать.  В контакте во всем миром помогает оставаться фотография. Спустя полвека за рулем автомобиля, сегодня мы вновь пересаживаемся на велосипед — поэтому я называю всё это «велокультурой 2.0». Ведь когда-то раньше это было естественно для всех, и пусть это вновь станет таким не только для жителей Копенгагена.

Микаэль Корвилль-Андерсен. Изображение № 2.

Кстати о Копенгагене, расскажи, как сложилось, что он стал велосипедной столицей мира?

— В 60х годах Копенгаген, как и любой другой европейский город, был перегружен машинами, уже тогда дышать было нечем. Возможно, датчане изначально чуть больше ездили на велосипедах, но разница тогда не была столь заметной. В какой-то момент в правительстве нашлись люди, которые дружно взялись за чистку всей страны: меняли планировки поселений, дорог, выводили промышленные объекты за пределы жилой зоны. Первыми появились строго отчерченные тротуары, вдоль которых ездили редкие велосипедисты. В 70-х случился нефтяной кризис, он заставил десятки тысяч человек пересесть на велосипеды, и к началу 80-х назрела жёсткая необходимость проектировать велодороги. Никто никогда и не думал вновь возвращаться к машинам, это было невыгодно. И статистика говорит, что велотранспорт намного безопаснее, особенно у нас — с отделёнными от проезжей части дорожками. Такие данные заставят любого задуматься и купить велосипед вместо машины. В общей сложности в Дании формирование велокультуры заняло больше тридцати лет. Сегодня у любой другой страны это займет максимум пять, да ещё и экологическая ситуация будет торопить. Я думаю, пришло время таким городам, как Москва, брать пример с себе подобных — Париж, Нью-Йорк, Торонто. Там число велосипедистов растет с каждым днем.

Микаэль Корвилль-Андерсен. Изображение № 3.

Как считаешь, есть ли города, которым велотранспорт противопоказан? Из-за рельефа, например?

— Таких городов нет. В швейцарских Базеле и Берне более четверти населения ездят на велосипедах, а города стоят на холмах. Так же и у нас в Орхусе. Ещё 70 лет назад люди ездили вверх и вниз по горам и долам не потому что они были менее ленивыми, просто им надо было добраться до другого населённого пункта, а какой будет дорога никого не волновало. Да и дорог было значительно меньше. И велосипеды были тяжелее. Так что сейчас мы живём в буквально шоколадных условиях — супер-покрытия на шоссе, сверх-лёгкие рамы и складные велосипеды. Зимой не лёгко, но у нас в Дании, например, для велодорожек есть специальные снегоуборочные машины. Так что у нас и зимой каждый день на велосипеды садятся до полумиллиона человек.

Откуда ты берешь все эти цифры? Тебе хватает на них памяти?

— Этими данными можно гордиться, так что запоминать их несложно. Но, думаю, что через пару десятков лет надо будет покупать отдельный жёсткий диск для статистики, ведь городов с велосипедами станет в разы больше!

Теоритически! Давай теперь займемся практикой: приехал человек в Копенгаген, и что дальше?

— Ему у нас понравится! Велик можно взять прямо на вокзале. Дорожки по всему городу и далее переходят в шоссе по направлению к другим городам и странам. Копенгаген лучше всего осматривать на велосипеде. Быстро, легко, без пробок, ноги стройные будут в конце концов! В общем это самый надёжный и верный вид транспорта. Собираешься ли ты на работу, в магазин, кино, отвезти детей в школу — всегда экономия времени и денег. И ты точно можешь быть уверен, что доедешь до места назначения — у нас более 300 км дорожек только в столице. К двери каждого дома.

Это мечта. В Москве расстояния огромные, хотя лично знаю некоторых людей, которые умудряются ездить на велике до работы с окраины.

— Приеду — изучу статистику Москвы. Но, к примеру, в США около половины взрослого населения живёт в пределах 8 км от работы. Так вот, большинство из них могли бы на велосипедах ездить на работу, однако пока ещё не делают этого. Так поступает лишь около одной десятой части американцев. Однако пригородные поезда специально снабдили вагонами для велосипедов — это стимулирует население, что правильно, так что скоро добрая половина США будет на велосипедах.

В России...

— ... это тоже когда-нибудь произойдёт! Сегодня мечта — завтра реальность. Это вопрос времени. Именно поэтому я, к примеру, открыл собственную консалтинговую компанию Copenhagenize Consulting в помощь городам с зарождающейся вело-культурой.

Когда в Москве откроется представительство?

— Это опять же вопрос времени. Но давай не будем о компании, это никому не интересный официоз для проправительственных организаций. Куда более действенными я считаю акции подобные нашему велопробегу! Мне интереснее социальная активность, велокультура для меня — это в большей степени антропологическое явление. Однако я хорошо понимаю, что и его надо уметь продавать людям.

Конечно, иначе как же ты это популяризовируешь...

— Думаю, что мой подход уникален, и я делюсь им с радостью. Подавайте велики аудитории как фэнш-фетиш, тренд, моду, фан — и лишь потом все поймут, что это ещё и полезно для организма и окружающей среды. Традиционная индустрия велоспорта скучна, компании концентрируются на продаже все нового снаряжения — и это чем-то напоминает гонку вооружений в период "холодной" войны, но ни коим образом не помогает людям выражать собственную индивидуальность. На самом же деле всё, что нужно организовать для людей, — это чувство безопастности на дороге, остальное они сделают сами.

Когда ты в последний раз ездил по неприспособленному для велосипедов городу?

— В Риге в апреле, в Брюсселе на прошлой неделе, а ещё в Нью-Йорке, Сиднее, Риме, Ванкувере, Лос-Анджелесе. Разница между мной и обывателем в том, то я не считаю это опасным. Я просто езжу с умом и не особенно переживаю по поводу трафика. Так что перспектива прокатиться по Москве меня тоже не пугает.

Значит, завтра прокатимся вместе.

— Договорились!

Скажи, а правда ли, что у датчанок такие стройные ноги, потому что они всю жизнь катаются на велосипедах?

— Нет, чушь! Это потому что они всю жизнь от меня бегают! Или за мной — это зависит от девушки! Датчанки самые тощие в мире, и вот это уже скорее следствие езды на велосипеде. Кстати, существует мировой рейтинг самых уверенных в себе женщин. Угадай, кто на первом месте.

Догадываюсь. А почему так?

— Понятия не имею! Так же ума не приложу, как и почему датчане лидируют в списке самых счастливых наций в мире. Что же до наших женщин, они действительно очень независимые, самоувереные гордячки, и мне это нравится!

Думаю, что эти черты уходят корнями в захватническое военное прошлое Дании.

— Пожалуй! Датские амазонки, мне нравится этот образ! Кстати, ты знала, что «Русь» произошла от финского «рус» — так финны называли викингов. А викинги долгое время контролировали многие территории современнной России, в частности северные речные системы?

О викингах знала, об этимологии слова "Русь" впервые слышу. Звучит невероятно.

— А ты знаешь что-нибудь невероятное о Дании?

Да. Я знаю, что у вас даже кошки ездят на велосипедах. Я за всё время пребывания в Копенгагене повстречала на улице лишь одну кошку: она смиренно сидела в корзине на руле велосипеда. Её хозяйка видимо ехала домой после работы, а в корзине был ещё и небольшой букет цветов и какие-то продукты...

— Вот это да! Я такого никогда не видел. Собак видел, даже уток, но кошек... Это очевидно была настоящая датская кошка, невозмутимая и задумчивая.

Она явно наслаждалась собственным одиночеством...

— Как и большинство из нас сегодня, разве нет? За последние двадцать с лишним лет человечество стремительно возводило индивидуализм в культ и плодило искусственную изоляцию, абсолютно не свойственную людской натуре, к слову. Этому способствовали автомобили. Велосипед же с этой точки зрения — самый человечный вид транспорта. Он оставляет тебя один на один с городом, в котором ты живёшь, не отделяя тебя от людей вокруг. Ты не обязан общаться со всеми подряд. Однако ты никогда не остаёшься один, ты чувствуешь людей: вдыхаешь аромат духов проехавшей мимо девушки, слышишь бит музыки в наушниках парня за спиной. Это развивает твоё подсознание, делает тебя взаимозависимым в лучшем смысле этого слова. Велосипед дарит свободу выбора и передвижения, а что может быть важнее сегодня?

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются