Премьера: «Generation П»
Психоделическое пламя девяностых в долгожданной экранизации романа Виктора Пелевина
«Generation П» появился на книжных полках в 1999 году и своевременно успел зафиксировать все те странные процессы, которые происходили в стране и со страной в течение последнего десятилетия XX века. Вавилен Татарский и Че Гевара с «Найком» стали литературными символами эпохи и привили продвинутым молодым людям интерес к мифологии древних шумеров, с помощью которой Пелевин объяснял читателям, что с ними случилось и что «п...ц» — это не ругательство, а апокалиптический пес с пятью ногами, спрятанный на просторах России. Спустя двенадцать лет появилась и экранизация романа. Из-за затянувшихся съемок фильм довольно поздно добралась до зрителя, но все же вполне обоснованно претендует на статус самого адекватного российского фильма этого года.
Вавилен Татарский, отчисленный со второго курса литинститута, оказывается продавцом в ларьке и уныло наблюдает за тем, как разваливается СССР. Случайная встреча со старым товарищем переносит героя в нарождающийся мир рекламы, где молодой человек с успехом применяет свои знания и таланты. Он адаптирует западную рекламу для русской ментальности, попутно знакомится с миром психоделических наркотиков, вспоминает увлечения шумерской мифологией, путается в реальности, попадает по ту сторону медиапотоков и открывает для себя тайны мироздания во всесильном институте пчеловодства.
Фильм Виктора Гинзбурга дотошен в своих отношениях с литературным источником — все главные лингвистические анекдоты, ключевые моменты и самые интересные детали попали в экранизацию, а благодаря бодрому темпу и правильным по времени акцентам надолго запомнятся после просмотра. Перегибая с закадровым голосом, режиссер старается не отходить от текста романа и старательно держится истории о том, как события, происходившие в новой России, влияли на эмоциональное состояние ее населения. Но все же съемки «Generation П» затянулись на пять лет, и, если задержка никак не повлияла на историческую актуальность произведения, то сам фильм смотрелся бы куда интереснее, выйди он года два назад, в разгар финансового кризиса.
Виктор Гинзбург любит повторять, как в частном разговоре Пелевин признался ему, что с трудом представляет экранизацию книги, в чем отчасти был совершенно прав. Для наркотического и рекламного безумия фильму понадобились многочисленные компьютерные спецэффекты, чье исполнение кажется даже не устаревшим, а слишком прямолинейным и от этого не совсем уместным в отношении самого Пелевина, которого такая визуализация упрощает, допустим, до уровня «99 франков» Бегбедера. Хотя стоит заметить, что даже такие промахи не портят общих ощущения от «Generation П», стоящего особняком среди последних хитов отчественного проката.
Виктор Гинзбург |
Я прочел роман в 2001-м и тогда же «увидел» фильм, который очень захотел снять. С тех пор я пытаюсь воплотить это видение в некую реальность. Съемки затянулись по многим причинам, в основном, по финансовым. «Generation П» —независимое кино. На начальной стадии мы тесно общались с Виктором. Пелевин — учитель, человек, который объяснил мне очень многое, в том числе и в романе «Generation П». И я надеюсь, что поделюсь этим знанием с еще более широким кругом людей. |
Главные роли в фильме исполняют сплошь известные, но не слишком ангажированные современным национальным кино российские лица. Владимир Епифанцев выдумывает слоганы и страдает за Вавилена Татарского. Михаил Ефремов возглавляет институт пчеловодства и нюхает кокаин с ворсового ковра. Леонид Парфенов бегает по девяностым в качестве главного летописца. Рената Литвинова привычно разносит кофе, пока Иван Охлобыстин генерирует нетерпимую национальную идею, а Андрей Васильев звучно поддакивает Ефремову. Александр Гордон мудро объясняет природу рекламы, Владимир Меньшов руководит процессом в образе Фарсейкина и, наконец, просветленный Сергей Шнуров запивает водкой мухоморы в роли Гиреева.
Владимир Епифанцев |
Произведения Пелевина содержат большое количество анекдотов. Они ироничные, смешные. И некоторые поклонники Пелевина, к сожалению, считывают в его книгах только это. Те же, кто копает глубже и замечает, что в романе помимо веселых шуток есть и какой-то смысл, думаю, наше кино смогут полюбить. Мне кажется, что именно с точки зрения месседжа кино удалось — у нас не было задачи передать дух пелевинского романа. Мы хотели передать информацию. |
На съемки «Generation П» понадобилось семь миллионов долларов, и они имеют все шансы вернуться обратно к создателям. Хотя бы потому, что фильм будет понятен и большой армии читателей Пелевина, и случайным зрителям. Первые будут рады аккуратной работе Виктора Гинзбурга с текстом, а вторые смогут насладиться ироничным и свободным языком картины, выдуманной рекламной реальностью девяностых, быстрым темпом фильма и проблемой судьбоносного выбора между пепси и кока-колой.
- В прокате с 14 апреля.
Комментарии
Подписаться