Офис Last. fm, Лондон
Офис музыкального портала Last.fm находится в восточной части Лондона, в пяти минутах ходьбы от станции метро Old Street. Пространство Last.fm представляет собой отдельные комнаты, разделенные на переговорные и студии специалистов по статистике, технической поддержке и исследователей музыкального рынка. Среди предметов гордости сотрудников компании – собственный стол для пин-понга...
Офис музыкального портала Last.fm находится в восточной части Лондона, в пяти минутах ходьбы от станции метро Old Street. Пространство Last.fm представляет собой отдельные комнаты, разделенные на переговорные и студии специалистов по статистике, технической поддержке и исследователей музыкального рынка. Среди предметов гордости сотрудников компании – собственный стол для пин-понга , барабанная установка и разноцветные плюшевые мишки, начинающие мигать разными цветами в случае, если на сайте случается неполадка. По словам Мартина Стикселя, одного из основателей Last.fm, дизайн переговорных был скопирован с приемных английских частных таксомоторных компаний, а весь ремонт сделан его другом – польским строителем.
Атмосфера пространства Last.fm отнюдь не напоминает офис, где самая часто употребимая фраза в обиходе сотрудников – «протокол поточной передачи информации», а наоборот создает впечатление некого клуба для музыкальных гиков и скробблеров, готовых днями и ночами составлять для своих пользователей плейлисты и музыкальные чарты.
История создания Last.fm, одного из крупнейших на сегодня музыкальных интернет сервисов, началась в 2003 году, когда Мартин Стиксел и Феликс Миллер создали немецкий звукозаписывающий онлайн лейбл для независимых музыкантов. Cайт представлял собой некое подобие Myspace music, где каждый желающий мог загрузить сочиненные композиции и тем самым донести свою музыку до масс.
В том же году, студент университета Саусхемптон, Ричард Джонс, загорелся идеей придумать компьютерную программу для ведения музыкальной статистики. Джонс отнюдь не был заинтересован в цифрах, он хотел создать социальную сеть, некое техническое устройство, способное объединить людей по их музыкальным вкусам и пристрастиям.
Так появился Audioscrobbler, ставшим в последствии программным обеспечением сайта Last.fm и средством, с помощью которого сохраняются, подсчитываются и добавляются в базу данных музыкальные треки, прослушанные пользователями.
Обнаружив в газете заметку об Audioscrobbler Джонса, Феликс Миллер и Мартин Стиксел немедленно связались с изобретателем и рассказали о своей идее создания интернет ресурса, который бы изменил все представления о способах прослушивания музыки.Так вскоре произошла « музыкальная социальная революция» - запуск крупнейшего на сегодня сетевого каталога музыки – сайта Last.fm.
Даже несмотря на то, что 2003 год не был самым удачным для запуска интернет портала (произошедший несколькими годами ранее «доткомовский бум» повлек за собой резкий спад интернет-рынка), Last.fm уверенно развивался и расширял возможности сайта. Были созданы онлайн радио станция и специальные виджеты для владельцев блогов, появились чарты и скроблерры, а также разделы с постоянно обновляющимися музыкальными новостями и расписаниями концертов по всей Европе и Америке.
Первые пару лет, интернет сервис существовал лишь на деньги основателей и не приносил никаких доходов, и лишь в марте 2006 года швейцарская компания Index Venture, венчурный фонд с полусотней успешных проектов в интернете, инвестировал в Last.fm около пяти миллионов долларов. К тому времени портал начал развиваться немыслимыми темпами. Компания заключила партнерские соглашения на право трансляции популярной музыки с такими крупнейшими рекорд лейблами, как EMI и Warner. Cам cайт был переведен на 11 языков и стал насчитывать 15 миллионов пользователей.
Поэтому вполне логично, что спустя всего лишь год американский медиа-гигант, компания CBS Corporation обратилась к Last.fm с предложением о покупке сервера. О сомнениях не было и речи, так как помимо сохранения независимости и старого состава работников, владельцам Last.fm было предложено… 280 миллионов долларов.
Данная сделка действительно предоставила серверу широкие возможности для развития, и еще раз подтвердила жизнеспособность ресурса, соответствующего технологиям WEB 2.0. Вначале изменения сайта были вполне безобидные. Был сделан редизайн самого портала и добавлено несколько дополнительных функций для пользователей и владельцев своих профайлов. Однако, спустя чуть больше года, Last.fm объявляет услуги по прослушиванию интернет-радио платными для всех пользователей, кроме жителей Америки, Великобритании и Германии.
Ежемесячная плата составила 3 евро, и по словам сотрудников компании, явилась мерой вынужденной. Как сообщалось в официальном блоге Last.fm, предоставление доступа к музыкальному архиву влечет за собой множество расходов, связанных в том числе с рекламой и обслуживанием сайта. Превращение Last.fm в платный портал порадовало далеко не всех. На владельцев посыпались упреки и недовольства со стороны пользователей, что не могло не повлечь за собой резкий спад популярности сайта, расторжение контрактов с мейджор лейблами, а также падение доходов CBS.
Возможно продажа Last.fm американскому медиа магнату хоть и стала прибыльной сделкой для владельцев сервера, но то, что на сегодня ресурс становится все менее привлекательным для пользователей в большинстве европейских стран остается фактом. Да и с появлением таких конкурентов, как шведский Spotify, английский We7 и американский Pandora, уникальность контента, прежде единственного в своем роде, Last.fm действительно начинает теряться. Возможно именно с потерей энтузиазма и связано последнее заявление владельцев музыкального сервиса.
10 июня 2009 года на блоге Last.fm появилось сообщение об уходе из компании троих основателей ресурса. Причин своего решения Феликс Миллер, Мартин Стиксел и Ричард Джонс не назвали и о дальнейших планах и новых проектах не сообщили. Означает ли уход создателей портала о полном видоизменении сайта или его закрытии остается только догадываться…
Фото: Екатерина Баженова
Комментарии
Подписаться