Итоги года: Художники выбирают лучшее в 2011 году
Российские художники, фотографы и кураторы рассказывают, что их больше всего впечатлило в уходящем году
Специально для Look At Me художники, фотографы, кураторы и дизайнеры выбрали самые незабываемые впечатления и события 2011 года: выставки, книги, художников и новые открытия.
В опросе Look At Me участвовали:
- Мария Рогулева, главный редактор журнала «Артхроника»
- Анна Дюльгерова, директор арт-программы проекта «Лето в Новой Голландии»
- Катя Флоренская, художник
- Антон Мейк, художник, активист, редактор Partizaning
- Анастасия Митюшина, руководитель образовательного отдела ЦСК «Гараж»
- Ольга Трейвас, архитектор, архитектурное бюро Form
- Роман Сакин, художник
- Таус Махачева, художник
- Андрей Паршиков, куратор
Мария Рогулева
главный редактор журнала «Артхроника»
|
Книга «Under Blue Cup» теоретика современного искусства Розалинды Краусс, которая вышла на английском в ноябре 2011 года. Краусс — безусловный классик и к тому же человек удивительной силы воли. |
|
|
Выставка Дмитрия Пригова в Ка Фоскари во время Венецианской биеннале. Куратор — Дмитрий Озерков, руководитель проекта «Эрмитаж XX–XXI». Государственный Эрмитаж — один из наиболее продвинутых российских государственных музеев во всем, что касается мирового современного искусства — если не самый продвинутый. Выставка в Венеции получилась великолепной, она многим понравилась больше, чем проект в самом Русском павильоне на биеннале. |
|
|
Выставка «Невозможное сообщество» в ММСИ. Куратор — Виктор Мизиано. Эту выставку ждали очень долго, это своеобразный камбэк Мизиано, куратора международного класса. И одновременно бенефис группы Escape, которую Мизиано в свое время вывел на международную арт-сцену, а теперь показал в окружении международных художников в Москве. |
|
|
Выставка Марины Абрамович в «Гараже» — при том, что в арт-тусовке не принято сейчас любить Марину Абрамович, ее ретроспективная выставка в Москве — событие, безусловно, эпохальное. |
|
|
Выставка Уильяма Кентриджа в «Гараже». |
|
|
Выставка Караваджо в ГМИИ — я ее еще не посмотрела, но она идет до февраля — так что еще есть шанс. |
|
|
Ретроспектива Юрия Злотникова в Третьяковской галерее: Злотников — прекрасный и недооцененный во всех смыслах художник-абстракционист, я когда-то писала о нем курсовую в МГУ и даже собиралась писать диплом. Теперь жалею, что не написала. |
|
|
Makeover парка Горького — для Москвы заметное событие, тем более что туда переезжает «Гараж», у них большие планы. |
|
|
Фильм «Шапито-шоу» Сергея Лобана, о котором мы писали в сентябрьском номере «Артхроники». |
|
|
Вручение «Премии Кандинского» в номинации «Проект года» Юрию Альберту. Его работа Moscow Poll приобрела за последний месяц новую актуальность — это работа, которая учит зрителя думать и делать выбор. |
|
Анна Дюльгерова
директор арт-программы проекта «Лето в Новой Голландии»
|
Книга Инез ван Ламсверде и Винода Матадина Pretty Much Everything. Любимые фотографы неделю назад представили коллекционное издание книги, выпущенной Taschen на основе из первой выставки Pretty Much Everything. Массовое издание ждите через год. Я книгу пока не видела, но была приглашена на закрытие выставки в Foam Gallery в Амстердаме. По выставке видно — никто не повлиял на сегодняшнюю модную фотографию больше, чем они — видео для Бьорк, сотрудничество с M/M Paris, отсутствие барьеров и огромная любовь к жизни и друг другу делают Инез и Винода уникальными. |
|
|
Швейцарский павильон 54-й Венецианской биеннале — художник Томас Хиршхорн, Crystal Of Resistance. Для описания моего восторга по поводу этого художника, который, к слову, участвовал в выставке «Нескончаемый бой» в Baibakov Art Projects в 2010-м, процитирую его же: «Energy — yes, quality — no!». |
|
|
Cyprien Gaillard, выставка номинантов National Gallery Prize for Young Art в берлинском Hamburger Bahnhof. Сиприен Гайяр, мой близкий друг, стал самым молодым призером Марселя Дюшана и открыл в сентябре персональную выставку в Центре Помпиду. Она очень хороша, в ней сотни отснятых Сиприеном архитектурных полароидов и новая инсталляция с автомобильными дисками. Открыта до 9 января. Но еще лучше выставка в берлинском Hamburger Bahnhof, в которой Сиприен показывает свою последнюю видеоработу, снятую на территории Вавилона, ныне Ирак, этим летом. Приз Национальной галереи достался Сиприену, но другие номинанты также очень достойны внимания — например, живущий в Германии художник грузинского происхождения Андро Векуа. |
|
|
Выставка Марины Абрамович в ЦСК «Гараж». Искусство перформанса набрало силу за последние пару лет. Фестиваль Роузли Голдберг "Перформа" теперь одно из самых ярких событий арт- сцены Нью- Йорка, а Марина Абрамович, чьей ретпроспективой завершилась работа ЦСК "Гараж" в старом помещении, по- моему, самый главный художник года. |
|
|
Выставка Олафура Элиассона в PinchukArtCentre в Киеве. Потрясающая, специально созданная для пространства выставка датчанина Элиассона — это северное сияние, белые ночи и уроки физики в прочтении современного художника. |
|
|
Серия плакатов Something's Happening Here Джереми Шоу, бывшего фронтмена ныне не существующей группы Circlesquare. Шоу вторгся в городские пространства с поддельными плакатами. Я люблю уличное искусство и провокацию. |
|
|
Валерий Чтак в Paperworks Gallery. Мой любимый молодой художник, практикующий концептуализм и стрит-арт, Чтак не единственный молодой талант в списке художников Paperworks, но самый яркий и сумасшедший. При мне объяснял директору MoCA Джефри Дейтчу разницу между «рисовать» и «красить» (оба в английском языке — paint. — Прим. ред.). Если пропустили выставку, не пропустите каталог выставки, он прекрасно собран и очень вдохновляет. |
|
|
Трио из Чикаго, Salem, сами того не ожидая, с подачи галериста Кэти Грейсон, стали арт-проектом, отказались выступать в «Гараже» и докатились с концертом до Art Basel Miami Beach, самой коммерческой и яркой ярмарки мира. Эта музыкальная группа не про музыку, а про эстетику, поэтому они и оказались в списке: их самое яркое творение с нотами — кавер на песню Бритни Спирс. Мне довелось познакомить фронтмена Джека Донахью с Сиприеном Гайяром — жду их совместного проекта. |
|
|
Журнал Pin Up. Удивительно, как быстро мегаинтересные еще вчера нишевые издания, созданные отличными командами, становятся неинтересны сегодня. Архитектурный журнал Pin Up уже пару лет — самый долгожданный в моем почтовом ящике. |
|
|
Выставка пятидесяти девяти номеров VISIONAIRE в киевском «Санаханте» и инсталляции для их демонстрации, созданные архитектором и дизайнером Рафаэлем де Карденасом. Если вам будут рассказывать, что мода и современное искусство «поженились» вчера, не верьте — первый номер VISIONAIRE вышел двадцать лет назад. |
|
|
Выставка Марины Абрамович в ЦСК «Гараж». Искусство перформанса набрало силу за последние пару лет. Фестиваль Роузли Голдберг «Перформа» теперь одно из самых ярких событий арт-сцены Нью-Йорка, а Марина Абрамович, чьей ретроспективой завершилась работа ЦСК «Гараж» в старом помещении, по-моему, самый главный художник года. |
|
Катя Флоренская
художник
|
Выставка Евгения Антуфьева «Крылья ужаса» в галерее Navicula Artis. Особенно мне понравились его вышивки. |
|
|
Выставка арефьевцев в Новом музее — однозначно хорошая и важная. |
|
|
Очень хорошая выставка Виктора Сачивко «В составе» в галерее «Борей». |
|
|
Альбом Taschen «Fantasy Worlds», который мне подарили в этом году — он про разные личные дома и участки, превращенные хозяевами одновременно и в произведения искусства, и в персональный парадиз, причем там есть и профессиональные художники, и люди от наивного искусства. |
|
|
Еще мне попалось несколько хороших сайтов, посвященных старым латиноамериканским ретаблос (письма святым, написанные католиками в манере наивной живописи. — Прим. ред.). Я сейчас не вспомню адреса сайтов, но этот материал найти легко. Было очень приятно их разглядывать, часто это прекрасная живопись. |
|
|
Мне очень запомнилась одна шикарная картина из Прадо, выставленная в Эрмитаже — «Подъем шара Монгольфьера в Аранхуэсе» Антонио Карнисеро. Там еще сейчас, говорят, хорошая выставка про Ломоносова с кучей разных красивых вещей, надо бы сходить проверить, не врут ли. |
|
Антон Мейк
художник, активист, редактор Partizaning
В этом году я больше был занят тем, что происходит в нашем городе, поэтому работы и проекты меня интересовали в основном либо местные, либо те, что затрагивают актуальные для нас темы. Этот год был ознаменован революциями, протестами и проявлением нового состояния мира, где такие вещи как прямая демократия становятся чем-то более конкретным.
|
Работа Паши 183 к двадцатилетию падения «совка». События двадцатилетней давности сейчас воспринимаются неоднозначно. Поколения наших соотечественников умели только разрушать ненавистный тоталитарный режим, но не очень умели строить альтернативы, поэтому после десяти лет свободы и пиздеца к власти опять пришли примерно те же люди. Паша сделал очень хорошую работу, отметив эту важную дату, которая именно в этом году для многих стала причиной вспомнить о том единении и желании что-то изменить, которые проявились двадцать лет назад. |
|
|
Banksy of Bulgaria. Болгарский художник, получивший свое прозвище за неоднозначную, но очень мощную и провокативную работу. Он раскрасил монумент советским солдатам в персонажей американских комиксов. При наличии самоиронии в этой работе можно найти несколько интересных значений, однако Российскому МИДу не присуще чувство юмора. Поэтому этот камень в сторону самодержавного самолюбия наших властей вызывает приятные эмоции. |
|
|
Серия работ французско-алжирского стрит-арт художника Zoo. Люди по всему миру были очень вдохновлены Twitter- и Facebook-революциями в Африке. В Египте, правда, новая волна насилия, но в Тунисе все произошло более мирно, и президентом был выбран правозащитник. Серия работ, посвящена тунисским протестерам, совершившим эту Facebook-революцию. |
|
|
Occupy — основоположниками движения стали канадские художники издатели калча-джемминг журнала Adbusters. Этих художников часто называют постситуационистами и неспроста. События в Америке во многом похожи на то, что происходило в Париже в 1968-го. Уверен, что в следующем году события будут развиваться еще стремительнее и глобальнее. |
|
|
Antique Show. Я неоднозначно отношусь к Бэнкси. Его документальный фильм про активизм и стрит-арт близок тому, чем мы здесь занимается. В фильме собраны сюжеты о наших любимых персонажах вроде The Yes Men или Реми Гайяра. Однако сам по себе фильм не предлагает никакого критического анализа или структуры, поэтому хорош только как отправная точка. |
|
|
Игорь повесил доску в лифте. Эту работу Игоря П. мы приводим как отличный пример несанкционированного улучшения городской среды. Кроме того, очень подкупает то, что эта работа дистанцирована от автора и очень быстро стала достоянием жителей дома, которые занялись самомодерацией. В результате информация об этом проекте очень широко разошлась по рунету, потеряв авторство, то есть в СМИ и блогах просто было написано, что жители организовались и повесили такую доску с маркерами у себя в лифте. |
|
|
Gestalten. Это немецкое издательство уже издало несколько очень важных книг. К примеру, Urban Interventions. Но в этом году был издан и анонсирован целый список книг, таких как Spontaneous Sculptures Брэда Дауни. Далее в списке все мои фавориты уличного искусства, активизма и медиа-арта. |
|
|
Партизанинг. В конце года мы запустили наш интернет-проект про партизанское городское искусство. Сейчас я занимаюсь им очень много, и, конечно, волна протестного движения сильно связана развитием интересующего нас искусства. Материала много, и в следующем году мы планируем много интересных проектов на базе нашего сайта. |
|
|
Предвыборный стрит-арт. Самый популярный материал на нашем сайте посвящен политическому, часто анонимному городскому искусству. Я очень рад, что в последние годы опять вернулась традиция такого народного политического юмора, который существовал при «совке» и в 1990-х. На фоне выборов этот народный потенциал проявил себя еще мощнее, и творческая активность выплеснулась из «Вконтакта» на улицы городов. |
|
|
Монумент черепашке-ниндзя в Ростове. К сожалению, я не знаю имен авторов этой работы. Но она очень хороша. Ничего больше сказать не могу. |
|
Анастасия Митюшина
руководитель образовательного отдела ЦСК «Гараж»
|
Книга Том Маккарти «Когда я был настоящим». Философия нашего времени в романной фабуле: в зеркало иногда посмотреть полезно. |
|
|
Книга Патти Смит «Просто дети». Незамысловатый рассказ Патти о ее и Мэпплторпа буднях в Нью-Йорке накануне их славы вернул мне давно утраченное в рабочих буднях переживание: предвкушение чуда, спокойное ощущение и уверенную неизбежность, если идешь своим путем. Читала на английском, но наверняка, русский перевод не хуже. |
|
|
Книга «Фрикономика». Все давно ее читали, но мне только в этом году довелось. Спасибо Насте Поповой! Полезные, емкие кейсы о людских стимулах и мотивациях. |
|
|
Книга Elmgreen & Dragset: Trilogy. Остроумные и хулиганистые Элмгрин и Драгсет — одни из моих любимых художников. Собиралась купить ее летом, но не успела, а осенью случайно попала на встречу с Драгсетом и получила ее с автографом. Книга, обладание которой — осуществленная мечта, а чтение — план на долгие праздники. |
|
|
Лекция Марафон «САД» и павильон Петера Цумтора, галерея Серпентайн, Лондон, 15–16 октября. Очень нестандартный опыт: сидеть и слушать двенадцать часов разом очень тяжело, но люди-легенды живьем, а не в записи того стоят! Теперь моя мечта — найти слова, чтобы передать в тексте этот кайф момента «здесь и сейчас». |
|
|
Лекции Фестиваля мировых идей от журнала «Вокруг света» (Ремник, Семихатов, Столман). Вдохновение ясностью мысли и мудростью позиции. Все время артистических гениев слушала, а тут решила проверить, как у других с владением словом: в устах «технарей» мощь и сила знания куда очевиднее. |
|
|
Художник Омер Фаст. Мудрый наблюдатель, работающий с видеоартом и кинематографом. Повезло не только посмотреть его остроумную работу «Ток-шоу», но и познакомиться и пообщаться лично. С нетерпением жду его новой работы на «Документе». |
|
|
Выставка Анри Сала в галерее Серпентайн, Лондон. Не всегда находятся силы на противостояние будничной суете, потому выставки видеоарта, в которых художник авторитарно распоряжается моим временем и притормаживает мой бег, мне по душе. А здесь еще много музыки и даже живой. |
|
|
Выставка The Last Grand Tour. То, что Греция вдохновляла не одно поколение художников, писателей и музыкантов, — ни для кого не секрет. Но рассказ про вдохновение был настолько убедителен, что я заново влюбилась в Грецию. |
|
|
Постоянная экспозиция Музея искусства любителей и аутсайдеров в Лозанне. Незабываемое погружение в глубины подсознания. |
|
|
Выставка «Невозможное сообщество», куратор Виктор Мизиано, ММСИ. Нехарактерное для Москвы визуально точное воплощение кураторской концепции. |
|
|
Коллекция фильмов Жака Тати. Самый любимый — «Мой дядя» 1958 года. Его незлобная ирония в адрес упоения техническим прогрессом в сегодняшних условиях нано- и интернет-гонки, мне кажется, сегодня весьма актуальна. А еще это гениально смешно. |
|
Ольга Трейвас
архитектор, архитектурное бюро Form
|
Конкурсы на реновацию Новой Голландии и здания Политеха стали увлекательным сериалом, за которым следила вся архитектурная общественность. Очень интересно посмотреть, как произойдет реализация, особенно в случае с союзом Ишигами и Политехнического музея. |
|
|
Самое сильное выставочное впечатление осени — выставка OMA/Progress в Barbican Art Gallery в Лондоне (6 октября 2011 — 19 февраля 2012), посвященная деятельности архитектурного бюро OMA, возглавляемого Ремом Колхасом. Инициатором и куратором выставки стала бельгийская дизайн-группа Rotor, последние несколько месяцев буквально оккупировавшая роттердамский офис OMA, чтобы изучить и собрать воедино все материалы и информацию. Подняв архивы и даже изучив бумажный мусор, специалисты Rotor восстановили историю происхождения сотен объектов, к которым так или иначе было причастно OMA на протяжении последних тридцати пяти лет. |
|
|
Artist is Present Марины Абрамович в «Гараже». То, что мы занимались пространством выставки и знали назубок все экспонаты, не спасло от мощного ощущения от ретроспективы Абрамович. |
|
|
Документальный фильм о бразильском архитекторе, лауреате Притцкеровской премии Оскаре Нимейере, — конечно, не новинка (2007 год), но бесконечный медитативный источник вдохновения. Показанный в «Гараже» в рамках образовательной программы, фильм еще раз напомнил об архитектурной константе Нимейера. |
|
|
«Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман» — моя первая персональная выставка в галерее Paperworks, я не могу не сказать об этом. Из еле осязаемого ассоциативного ряда мы собрали достойную историю, объекты из хрусталя, дерева и изображения из моего moldboard встали в четкий понятный ряд с культом карго как раз, описанным Ричардом Фейнманом в своей книге. |
|
|
Architonic.com — крупнейший ресурс по материалам и мебели выпустил версию для iPad, теперь процесс поиска нужных элементов стал о-о-очень удобным и легким. |
|
|
Стэнли Кубрик в «Мультимедиа Арт музее», очень интересная история, закрывающая некоторые пробелы о жизни режиссера. |
|
|
Серия Олега Доу Cubs, представленная в этом году. Я каждый раз заново восхищаюсь его умением так педантично работать с материалом. К сожалению, в выставочных пространствах Москвы этой серии нет, но на его сайте они весьма эффектны. |
|
|
Фабио Виале. Спуск мраморной лодки в парке Горького летом стал для меня символом обновления этого места. |
|
|
Конкурсы Сколково. Мое отношение к этому масштабному проекту неоднозначное. Многие архитекторы как изголодавшиеся звери накинулись решать поставленные задачи, но в любом случае эта правительственная стимуляция дала возможность следить за гонкой таких крупнейших бюро как OMA, Sanaa, Mecanoo и пр. |
|
|
Книга «Room 606: The SAS House and the Work of Arne Jacobsen». Сильно повлияла на многие работы, созданные в последнее время нашим бюро Form. Архитектура, дизайн интерьера, научные исследования в сфере архитектуры и дизайна — все сейчас вдохновляется дизайном и дискурсом 1950-х годов. |
|
|
Archivestore. Новое крутейшее место, находится в Artplay. Тут можно найти редкие винтажные вещи 1930–1990-х годов, а также лучшие реплики скандинавского модернистского дизайна. |
|
Роман Сакин
художник
|
Выставка русских художников в Болонье Svoboda, в которой я тоже |
|
|
Дом-музей Ф. А. Семенова и А. Г. Уфимцева в Курске. Это два ученых — дедушка и внук. Дедушка Семенов астроном-самоучка предсказал солнечные и лунные затмения с 1840 по 2001 год. Внук Семенов создал ветроэлектростанцию, а в юности устроил теракт. Взорвал знаменитую икону в соборе. Ту самую, про которую картина «Крестный ход в Курской губернии». Футуристический ветряк сейчас возвышается над городом рядом с купеческим домиком, в котором находятся невероятной красоты конструктивистские проекты Уфимцева. |
|
|
Выставка «Веселые картинки» в Третьяковке. Всегда приятно увидеть знакомое с детства, а тут еще такие хорошие художники. |
|
|
Очередь на Шишкина. |
|
|
Серия фильмов Ростана Тавасиева «Беседы о бегемотописи». Женщина-искусствовед из Абрамцевского музея рассказывает о бегемотописи серьезно и как будто голосом Ростана. |
|
|
Выставка «Вход-выход» в галерее «Проун». На выставке были расписанные крестьянские двери. Для меня стало открытием, что бывает народный минимализм. Очень понравились цветные простые формы, если, конечно, на дверь смотреть как на скульптуру. |
|
|
Выставка Саши Фроловой Albinism в «Айдан-галерее». Когда Саша отказалась от цвета, вдруг стало понятно, что она прекрасный скульптор. |
|
|
Выставка Александра Бродского «Цистерна». И выставка интересная, и пространство. Это место называется «Коллектор». Оставляет сильные впечатления и не понятно, это Бродский так сделал или подземелье само такое. |
|
|
Документальный фильм «Розовый криминал» Петра Ширковского про одесского художника Сеню Узенькие Глазки. Сеня был пианистом, вором-карманником, наркоманом, егерем, банщиком, мастером нунчаку, художником, скульптором. В общем, очень интересно. |
|
|
Речь Питера Гринуэя на «Премии Кандинского» о закате цивилизации слова и рождении цивилизации образа. Особенно занятно, что он награждал после этого Юрия Альберта, а я присоединяюсь к Гринуэю. |
|
Таус Махачева
художник
|
Художники Taiyo Onorato & Nico Krebs для меня это их альбом The Great Unreal — это фотоальбом года, гениальные работы без использования фотошопа. |
|
|
Выставка «Невозможные сообщества», куратор — Виктор Мизиано. Лучшее, что я видела в Москве за год, прекрасные художники, которых в Россию не привозят. |
|
|
Художник Бьорн Вино и его проект уничтожения фотографии через распродажу пикселей в интернете. Но больше всего мне нравятся его перформансы для видео, в которых он исследует мужскую идентичность, невероятно смешные работы. |
|
|
Художница Грета Альфаро. Ее работа In Ictu Oculi входит в мой топ последние несколько месяцев. |
|
|
Создание онлайн-архива колониальных фильмов Британской Империи. Там же можно посмотреть работу Black Balance («Баланс черного») художницы Filipa Cesar (Филипы Сэзар), которая монтирует свой нарратив из архивных фильмов. |
|
|
Мадина Тлостанова и Вальтер Миньоло, теоретики разрабатывающие деколониальный проект. |
|
|
Фильм The Arbor режиссера Клио Барнард о рано умершей писательнице Андреа Данбар. Самое любопытное — это способ работы с документальным материалом. Записанные интервью с дочерьми Андреа, одна из которых в тюрьме, проговариваются в фильме актрисами. |
|
|
То, что происходит сейчас, в конце декабря, в Москве! Мы готовим с друзьями площадку на митинг 24 декабря, которая будет называться «Ненадежная жизнь», где хотим предоставить возможность высказаться всем желающим, вступить в дискуссию, сделать свой плакат, обсудить проблемы образования, ЖКХ, гражданских прав и нашей с вами ненадежной жизни. |
|
|
У меня вообще отсутствуют отношения с живописью, один из редких случаев прекрасной живописи Ринат Волигамси, мои любимые работы — «Гостиный двор» (2009) и «Большая половина» (2009). Увидев его картины в Перми, на фестивале «Белые ночи» я моментально ему написала, тогда он описал мне свои работы как документацию абсурдных перформансов, а не живопись. |
|
|
Одну из запомнившихся мне разгромных статей написали Патимат Тахнаева и Хаджимурад Камалов — «Неменяющийся музей в меняющимся мире» в газете «Черновик». |
|
Андрей Паршиков
куратор
|
Выставка «Невозможное сообщество» Виктора Мизиано. Проект чрезвычайно долгожданный, перфекционистский, виртуозный. Для Москвы был очень важен, иллюстрируя понятие партиципаторных практик, о которых уже давно все говорят в мире (а некоторые уже закончили о них говорить, что ясно показывает эта выставка), но еще не говорят здесь. Четкое продолжение генеральной линии куратора. |
|
|
Проект «Аудитория Москва». Я тоже был в команде этого проекта, поэтому упоминание его не скромно. Но мне действительно кажется, что это была попытка что-то изменить, и она частично удалась. Мы привезли художников, кураторов, интеллектуалов и предоставили возможность живого общения и получения знаний от интереснейших людей. Надеюсь, те, кто этой возможностью воспользовался, оценили проект по достоинству. |
|
|
Выставка «Модерникон» в Турине и Венеции. Беспрецедентная попытка обзора русского искусства западным взглядом. Пожалуй, нам показали, как можно себя репрезентировать с классической позиции западного музея. Интересен проект по большей части с точки зрения выбора художников и экспозиции. Довольно неожиданно и, простите, красиво. |
|
|
Фонд «Виктория. Искусство быть современным». Новая и пока единственная институция в России, оказывающая существенную грантовую поддержку не только художникам, но и кураторам. Также отвечает за имидж русского искусства за рубежом. На мой взгляд, самый интересный и действительно актуальный фонд. |
|
|
Визит в Москву художественного директора «Документы» Каролин Кристов-Бакарджиева. Помимо того, что международный куратор увидел, что делает, и услышал, о чем думает московское художественное сообщество, еще и, по слухам, молодая художница из Москвы будет включена в самый долгожданный международный выставочный проект. |
|
|
Выставка «Атлас» в мадридском музее Рейна София. Куратор выставки — философ и теоретик искусства Жорж Диди-Юберман — сделал поразительно точное и скрупулезное исследование такого вида современного визуального искусства как архив. Получилось убедительно, драматургически верно и даже, как это ни странно, эмоционально. Филигранная выставка как результат исследования. То, что должно быть. |
|
|
Выставка «Пятая колонна» швейцарского куратора Морица Кюнга в Венском Сецессионе. Это проект про историю здания Сецессиона как оплот классического западного способа показа искусства. Действительно мощная диверсия (Пятая колонна — это секретная полиция генерала Франко), которая работает на разных уровнях восприятия с самим феноменом репрезентации в искусстве — как в контексте истории, так и сегодня. |
|
|
Постоянная экспозиция Музея современного искусства в Загребе, на мой взгляд, одного из самых интересных музеев Европы. Там наглядно демонстрируется история современного искусства бывшей Югославии и Восточной Европы в целом, а также каким образом она может сосуществовать с Западной, в чем разница и что между ними общего. Такой музей возможен пока только в Восточной Европе, а жаль. |
|
|
Победа в инновации группы «Война». У меня нет никаких симпатий к этим художникам, скорее наоборот, но это было действительно важное высказывание российского экспертного сообщества. |
|
|
Ярмарка Cosmoscow. Это просто удивительно. Привезли Кабакова, Джадда, Крюгер, Рихтера, Польке и еще несколько звезд такого уровня, которых «Гараж» себе не позволяет. Некоторых из художников здесь вообще показали впервые! Так вот посетителей было меньше, чем на выставках ММСИ, не говоря уже о коллекционерах. Мне это абсолютно непонятно. |
|
|
Совершенно не важная, но очень поразившая меня выставка в оранжерее венского Бельведера. Это ретроспектива художника Курта Штенверта NEODADAPOP. Я не знал раньше этого австрийского авангардиста и с удовольствием открыл его для себя, особенно его фильмы (один из пионеров экспериментального кино). Хорошая экспозиция, хотя, перевес в сторону не самых удачных, но очень галерейных объектов и инсталляций был явно лишним. |
|
|
Павильон Нидерландов в Венеции Opera Aperta/Loose Work. Сложный, хитрый и изящный проект шести художников и присоединившихся к ним архитекторов, ландшафтных дизайнеров, теоретиков и даже спонсоров. Немного слишком злободневно, но очень репрезентативно с точки зрения истории и современности Голландии. На мой взгляд, один из лучших павильонов в этом году. |
|
Комментарии
Подписаться