Итоги года: Художники выбирают лучшее в 2011 году, часть 2
Российские художники, дизайнеры и кураторы рассказывают, что их больше всего впечатлило в уходящем году
Специально для Look At Me художники, фотографы, кураторы и дизайнеры выбрали самые незабываемые впечатления и события 2011 года: выставки, книги, художников и новые открытия.
- Павел Миляков, дизайнер
- Маша Городецкая, фотограф
- Ольга Кройтор-Майорова, художник
- Кир Эсадов, фотограф
- Алексей Ванюшкин, фотограф
- Анатолий Ульянов, критик
- Макс Шер, фотограф
- Катя Антишанти, видеохудожник
- Наташа Уразметова, фотограф
Павел Миляков
дизайнер
|
Арт-программа на Новой Голландии — так получилось, что почти все лето я провел, работая на Новой Голландии, поэтому больше всего впечатлений отсюда. Было много всего крутого, начиная с проекта Гоши Рубчинского «Преображение», который представлял собой выставочное пространство, совмещенное со скейт-пулом. В этом пространстве в течение всего лета Гоша обновлял экспозицию своих фотографий и видеоработ. Также на территории Голландии были выставлены работы молодых русских художников. В специальном видеоконтейнере показывали видеоарт от ньюйоркцев The Bruce High Quality Foundation, которые помимо этого установили у входа на остров огромных говорящих крыс. |
|
|
SANAHUNT Cultural Initiative — серия мероприятий в Киеве, проходившая в конце мая и организованная владелицей самого дорогого киевского магазина SANAHUNT. В рамках S.C.I. открылась выставка работ тату-мастера Скотта Кэмпбелла, Хелен Мартен и Данко и Аны Стейнер, куратором которой выступил главный редактор берлинского журнала 032с Йорг Кох. Также прошла презентация нового номера 032с, на которую пришла не только арт-элита, но и киевская модная молодежь, которая устроила лютый дэнсинг под диджей-сет Марчело Бурлона и Джека Донахью из группы Salem. |
|
|
Инсталляция Сиприена Гайяра The Recovery of Discovery в берлинской галерее KW. Французский художник Сиприен Гайяр построил гигантскую пирамиду из 72 тысяч бутылок пива. На открытии выставки посетителям было позволено забираться на эту пирамиду, пить пивчик и всячески разрушать конструкцию. Итогом этого перформанса стала куча коробок и пустых бутылок, заполнившая все галерейное пространство. |
|
|
Но больше всего меня поразила скульптура Тайлера зе Криэйтора, выставленная в Эрмитаже. |
|
Маша Городецкая
фотограф
|
Vertical Works Энтони Макколла. Восьмиметровые конусы света спускались из нескольких прожекторов под потолком. Свет формировал четкие границы, которые люди нерешительно пересекали, на поверхности света застывал дым из специальных дым-машин, расставленных по углам галереи. |
|
|
Ричард Лонг. Известность Ричарду Лонгу принесли скульптуры, сделанные в результате пеших прогулок по сельским и отдаленным районам Великобритании, а также равнинам Канады, Монголии и Боливии. Искусство Лонга балансирует между свободой работы в любой точке мира и принесением этого опыта в стены галерей в виде сырых материалов, таких как камни и вода, и фотографических и текстовых работ. |
|
|
Фолкстоунская триеннале. Город Фолкстоун расположен на юго-восточном побережье Англии, и художникам предлагается использовать его как «холст» для создания произведений искусства. Запомнился Чарльз Эвери и его скелет морского чудища — «гибрид лошади, змеи и кенгуру», — которое, по его словам, было найдено плавающим в мелководье, между Qoro-qoros и океаном Occluded.
|
|
|
Нильс Бех — человек, готовый встретиться лицом к лицу со всеми страхами перед требовательной аудиторией модного центра современного искусства в Лондоне, сразил наповал. |
|
|
Джеймс Таррелл. До получения степени магистра искусства Таррелл изучал психологию и математику, последнее привело его к созданию произведений, акцентирующих внимание на восприятии человека. Для создания своеобразных скульптур Таррелл использует самый простой материал — свет. Получается тщательно спроектированная среда, срабатывающая как катализатор для самоанализа феномена личного восприятия. |
|
|
Вдохновляющей мне показалась лекция Алека Сота в «Гараже». Он сравнил теорию драматургии Аристотеля, где от начала до конца четко развивается действие с последующей кульминацией и развязкой, и работу фотографа, где начало и конец проекта связано лишь самих художником и может занести в совершенно непредполагаемые дебри. Важно было услышать именно эти слова от состоявшегося человека и перестать паниковать, что все идет не так. |
|
|
Джозайя Макэлени. Скульптор и писатель Макэлени соорудил семь широкомасштабных зеркальных скульптур и расположил их в виде нескольких отражающих экранов, на них проектировал абстрактные фильмы. |
|
|
Triangular Solid with Circular Inserts Дэна Грэма. Грэм — один из моих любимых художников, удачей было увидеть его работу не на экране компьютера. Pavilions занимают пространство между скульптурой и архитектурой, сделаны из стали и стекла и отражают свет и пространство таким образом, что дезориентирует зрителя. |
|
|
Рони Хорн. Скульптуры сделаны из стекла, напоминали небольшие колодцы с кристально чистой водой, последняя — символ изменчивости, неоднозначности. На самом деле воды там нет, это лишь идеальная полировка, создающая ее эффект. Голубоватый оттенок скульптур напоминал лед, и в целом минимализм работы умиротворял. |
|
|
Харун Мирза. The National Apavilion of Then and Now — комната с плавно загорающимся над головой кругом света, напряжение нарастает с яркостью и производимым звуком от лампочки и резко тухнет, погружая зрителя в тихий мрак. Как только комната погружается в темноту, в глазах появляется отпечаток яркого света, повернув голову из стороны в сторону, с этим изображением можно играть и менять картинку. |
|
|
PLANNINGTOROCK — для меня они наряду с Fever Ray и The Knife все те же художники. Помимо крутой музыки, они работают с понятием идентичности человека — both works for me! |
|
|
Харис Эпаминонда минималистски обыграла выделенное ей пространство, создав в нем мир, основанный на трехканальной видеопроекции и музеологическом стиле инсталляции работы, использовала мини-реплики античной керамики, колонн, цоколей и ниш, а также фотографий, взятых из старых журналов и книг. |
|
|
Francis Bacon Pope | Study After Pope. |
|
Ольга Кройтор-Майорова
художница
|
Выставка Дмитрия Пригова на Венецианской биеннале. |
|
|
Выставка Баския в Париже. |
|
|
Выставка Ларри Кларка в Париже. |
|
|
Выставка «Заложники пустоты» в Третьяковской галерее. |
|
|
Выставка «Бумажное время» в ГЦСИ. |
|
|
Выставка «9 дней» в Галерее на Солянке. |
|
|
Монография группы «Мухомор» |
|
Выставка «Невозможное сообщество» в ММСИ. |
|
Марина Абрамович в «Гараже». Да, тут, конечно, много вопросов возникало, но, несомненно, увидеть это своими глазами было необходимо. |
|
Выставка «Уильям Блейк и британские визионеры» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. |
Кир Эсадов
фотограф
|
В январе я печатал в лаборатории МДФ, а в соседней темной комнате печатали архивы некоего фонда, название которого не вспомню. И случилась любовь. Снимок Аркадия Шайхета «Крестьяне берут беспризорника на воспитание». С этой фотографией я начал год. Буквально. И с этой фотографией провел год. Для меня в ней сосредоточено столько, что можно заменить целую выставку. |
|
Выставка нью-йоркского объединения слепых фотографов Seeingwithphotography. Это как в стихотворении Гронаса: «...то, для чего нету слов, настолько оно большое». |
|
Книга фотографий Леони Хэмптон. Книга для тех, кто, как и я, до сих пор не понимает, как смириться с тем, что у тебя есть семья и она такая. |
|
Групповая выставка CURIO в лондонской East Gallery. С участием Маши Владимировой. А без Маши Владимировой в наше время никуда. Котики, лесбийское порно и прочая бытовуха. У мужчин под условным рефлексом дрожала рука, как при звуках заставки киностудии Private. |
|
Архив театральной труппы «7 студия», съемка Ани Шмитько. Серия — мой персональный праздник невыходного дня. Я наконец-то узнал, что существует фотограф, который снимает не тупо пресные театральные аффектации на тупо сцене, а что сцена дарит зрителю. То, с чем в голове я пошел фотографировать театр «Практика». |
|
«Сказка, которая не была написана» в театре «Практика». Спектакль, который must see каждый. Спектакль, который похож на один большой флешбэк моих двенадцати лет жизни в цирке. В холле до первого звонка ко мне подходит бабушка и спрашивает, не занято ли это место рядом со мной. Мы сидим рядом, и я думаю, как было бы странно, если на спектакле наши места совпадут. Между вторым и третьим звонком в зале мы сверяемся каждый со своим билетом, улыбаемся друг другу и садимся рядом. Между вторым и третьим звонком она читает книгу. Книга называлась «Книга без фотографий». |
|
Автопортрет фотографа Анны Блок. Вещь, которая заставила меня на протяжении двух с половиной месяцев каждый день снимать портреты. Потому что я тоже хочу уметь так же прекрасно. |
|
Дипломная выставка школы им. Родченко. Ну, потому что наконец-то. |
|
Фотография, авторство которой потеряно после прохождения через три новостных блога. Для любознательных: источник можно искать в блоге wanderingbears в марте. Как сказала Надя Шерье, «я бы взяла ее с собой в космос, чтобы не забывать, что я живой человек и умею сопереживать». Фраза моего ежедневного обихода. |
|
Выставка Йoзефа Куделки «Вторжение 68 Прага» в галерее братьев Люмьер. Я, конечно, понимаю, что мир слишком большой, чтобы его охватить. Но надо хотя бы пытаться. Раньше о событиях в Праге я знал только из книг Куделки. Теперь мой внутренний мир чуть богаче, душевная организация чуть тоньше, а разум острее. Хотя сам я все так же блистателен как мазок дерьма на стене. |
|
Эпик фейл — питерский форум «Искусство и Реальность». Вот не можем мы провести хоть что-то с графой «современное искусство» без как-бы-скандала. Хотя в рамках данного блога упоминание стоит не ради этого сомнительного мероприятия, а поступка Сони Гавриловой. |
|
Ретроспектива Дино Валлса в греческом Frissiras Museum. Мы все знаем, как время от времени что-то абстрактное внутри болит. К концу этой выставки можно физически ощутить, где тот самый маленький комок души, и он настоящий. |
|
В ночь на среду с 27 июля в своем доме. Агота Кристоф — все. |
Алексей Ванюшкин
фотограф
|
Ли Ледар — автор, который поразил попаданием в самое яблочко своими двумя работами — Pretend You’re Actually Alive и Double Bind. Первая работа была выпущена в виде книжки, и вкратце: это история, мягко говоря, непростых отношений с матерью. Невероятно крутая книга, в которой есть все, чтобы заставить зрителя убежать подальше от нее. Вторая работа — о бывшей жене — была выставлена в Москве, в «Гараже», и как-то гипнотизирует, что ли. |
|
MMK Collection. Выставка Museum fur Modern Kunst Frankfurt 1991–2011 — 20 Years of Presence. Тут все просто — просто огромная выставка огромной коллекции хорошего музея. Там были все те художники, про которых можно прочесть в книжках, а мне повезло иметь возможность целую неделю смотреть эту выставку одному и ночью. |
|
Code Unknown — фильм Михаэля Ханэке, который я посмотрел только в 2011 году, как раз незадолго до переезда в Европу. Гипнотизирующий, пессимистичный, пинающий под зад фильм. И просто шикарно сделанное кино. |
|
Look!: 100 Years of Contemporary Art — Thierry de Duve. Каталог выставки в Брюсселе, в 2002 году куратором которой выступил бельгийский историк и теоретик искусства Тьери де Дув. Редкая и дорогая сегодня книга, в которой содержится прекрасное хотя и тяжелое для чтения эссе — о Мане, Дюшане и истории. |
|
«Illuminance» Ринко Каваучи. Монография японского фотографа, к ее фотографиям уже сложно что-то еще прибавить, но сама книга как объект сделана очень приятно — на тонких сдвоенных листах полупрозрачной бумаги. Лучше покупать издание от Aperture, чем от Kehrer Verlag — во втором случае достанутся розовые стразы на обложке. |
|
Painting Герхарда Рихтера. Фильм про знаменитого немецкого художника. Собственно, в названии все сказано: весь фильм он пишет картины, так что на документальный фильм про личность не тянет. Но зато тянет на монументальный, медитативный памятник не Рихтеру вообще, а живописи в целом. Рихтеру же памятник воздвигают в этом году крупнейшие галереи Европы в виде путешествующей выставки «Gerhard Richter — Panorama», которая начинается с «Тэйт» в Лондоне, а затем поедет в Берлин и в Париж. |
|
«Four Honest Outlaws» — новая книга Майкла Фрида, историка и критика искусства, почти динозавра, который активно участвовал еще в дебатах шестидесятых годов, а затем ретировался в историки живописи. Фрид уже написал самую важную книгу по фотографии за последние тридцать лет («Why Photography Matters As Art As Never Before»), пусть и с дурацким названием, но теперь он перешел на все остальное искусство. В этой книге, которая состоит из четырех статей про хороших художников, можно прочесть, как почти со слезами на глазах умудренный историк признается, что видит сегодня то, ради чего боролся в шестидесятые, и говорит о том, что самое важное — это честность. Про свои теории тоже говорит, конечно. |
|
«Древо жизни» Терренса Малика. Малик наконец выпустил долгожданный фильм в этом году и не разочаровал. Сам фильм мне не слишком понравился как кино, но как произведение (и эффект от него) впечатлил невероятно. Это подчеркивает тот факт, что мнения людей разделились — либо восторг, либо полная неприязнь. Приятно, что в массе своей нет нейтральных мнений. |
|
Райан Трекартин становится все более влиятельным современным автором, а его работы — все более неприятными и меткими, но являются отличным зеркалом поколения людей, живущих в интернете, и в принципе молодежной американской культуры. Я же предпочитаю его скульптуру. |
|
Марк Мандерс — голландский скульптор, который наконец выходит на международную арену. Поражает тишиной своих работ и тем, что при этом успевает рулить отличным издательством Roma Publishing. |
|
Работы американского скульптора Чарльза Рэя понемногу в течение года превратили меня в его фаната. Человек, который, судя по всему, работает медленно, но очень метко. Знаменит еще своим классом критики в UCLA, который длится двадцать четыре часа подряд. |
|
«Luc Delahaye 2006–2010». Книга, то есть скорее альбом французского художника-фотографа Люка Делаэ. Тихая, молчаливая и какая-то эпическая серия из нескольких больших фотографий про войну и мир. Запомнилась фраза с одного из снимков: Hope is like clouds, some pass by, others bring rain («Надежда словно облака, некоторые проходят мимо, иные же приносят дождь»). |
Анатолий Ульянов
критик, создатель платформы «ЛУЧ»
|
Урбанистический аудиопроект You Are Listening To… позволяет по-новому почувствовать город. Гениальная в своей простоте идея — совместить риалтаймовый полицейский радиоэфир и вечерний дрим-эмбиент на фоне городских панорам. Можно послушать Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго и Монреаль. |
|
В рамках проекта Que le Cheval Vive en Moi биохудожница Марин Лаваль-Жанте накачивала себя лошадиной плазмой и разгуливала в технокопытах, словно кентавр. |
|
Художник-открытие года — нэт-артист Дункан Малашок. Настоящий кибер-авангард, новый язык, новая драматургия, новое искусство. |
|
Людвиг Зеллер создал мозгаджеты для «цифровых аборигенов» и «жителей информационного общества будущего» — Dromolux, Optocoupler и Introspectre. Одно разгоняет мозг, другое его расслабляет, третье сосредотачивает. Alien technology! |
|
Художник Дэвид Боуэн создал дирижабли Fly Blimps, управляемые мозгами мух. |
|
The Passing Cloud by Tiago Barros. Транспортное облако для непредсказуемых путешествий, управляемое ветром. |
|
Лунно-эротический перформанс Tableau Vivant of the Delirium Constructions Сары Смолл. |
|
Инди-игры Стивена Лавелля. |
|
На фоне кучи пафосных и спекулятивных высказываний на такую залапанную тему как война, проект Formation видеохудожника Бэдена Пейлторпа является свежим и красноречивым исключением. |
|
«Одинокие приключения» Эрве Гибера, вышедшие в издательстве Kolonna Publications. |
|
Ретрофутуристические короткометражки Билла Домонкоса гарантируют странные сны. |
|
Дмитрий Паранюшкин из берлинской лаборатории Nodus Labs придумал, как представить любой текст в виде графической структуры, и тем самым открыл новые возможности для его восприятия. |
Макс Шер
фотограф
|
Выставка «Парижская школа» в Пушкинском музее. |
|
«Борис Григорьев» в Русском музее. |
|
Инсталляция Аниша Капура «Вознесение» в соборе Сан-Джорджо-Маджоре. |
|
Скульптура Чарльза Рея «Мальчик с лягушкой» на Таможенном мысу в Венеции. |
|
Музей Магритта в Брюсселе. |
|
Выставка «В присутствии художника» Марины Абрамович. |
|
На Московской биеннале запомнилось видео Таус Махачевой с меховым джипом на махачкалинском авторынке. |
|
В фотографии особых открытий в этом году не было, кроме фантастической японки Ринко Каваучи. Еще, видимо, на меня сильно повлиял мой собственный проект: весь год я был занят разбором архива цветных слайдов, который мои друзья случайно спасли от исчезновения. Теперь мы готовим книгу и выставку. |
|
Из периодики — номер журнала Colors, посвященный, пардон, социокультурному измерению экскрементов и дефекации. |
|
Из кино больше всех запомнился фильм «Окраина» Петра Луцика и Алексея Саморядова (фильм 1998 года, но я его тогда пропустил). |
Катя Антишанти
видеохудожник
|
Самая красивая выставка этого года — «Заложники пустоты» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Павел Пепперштейн, Анатолий Осмоловский — бесконечное количество возможностей пустоты, очень-очень красивые работы и концептуалистов, и русских художников XIX века. Отличная мысль была добавить в экспозицию цитаты (по-моему, понравилось что-то из Жоржа Батая). Тема пустоты — сквозная в искусстве XIX и ХХ века — как влечение к пустоте и боязнь пустоты, стимулировала и стимулирует художников, заставляя не только выигрышно обдумывать цвета, которых нет, но и показывать то, что кажется реальным — исчезающим. |
|
Самая удачная экспозиция (не знаю, чья это заслуга — кураторов Петера Вайбеля и Иосифа Бакштейна, или нового места, или удачных художников и их работ) — главная экспозиция 4-й Московской биеннале в «Артплее». Отличные работы! Я мечтала прокатиться на скейте по экспозиции и убежать, а вместо этого зависла на добрых часа четыре, глазела на многое и еще возвращалась несколько дней подряд. А какая там была книга в аквариуме! |
|
Самый красивый перформанс — сожжение экспозиции четвертой биеннале, состоящей из спичек (обозначающей страны-должники) — горящая карта должников мира и стоящий перед ней человек в черном капюшоне без лица. |
|
Самые интересные проекты — «Аудитория Москва», сложный междисциплинарный проект, устроенный Екатериной Деготь, Давидом Риффом и Иоанной Мытковской. Я посещала его всего несколько раз, там экспонировались прекрасные работы Артура Жмиевски, Сергея Браткова и Тани Бругера. Еще я посмотрела прекрасный фильм Якова Каждана про «Золотую милю» — роскошные новоотстроенные особняки на Остоженке, в которых никто не живет. Именно там я услышала очень полезную сегодня мысль — неолиберальные преобразования и уход горожан в «частные практики» оборачиваются разобщенностью и провинциальностью. |
|
Самая красивая инсталляция — «S.T.» Янниса Кунеллиса. Аскетичная «S.T.» расположена на полу и представляет собой несколько рядов по семнадцать шинелей солдат и моряков, в несуществующие руки которых вложены духовые музыкальные инструменты. |
|
Самая классная выставка — конечно, Абрамович! Мы любим ее! Как, впрочем, и директор МОМА, который, говорят, каждый раз, как напьется, плачет от своей любви к Марине, даром что он гей. |
|
Их журналов мне понравился Interview, а в «Артхронике» публикуют материалы самого интересного медиатеоретика Александра Евангели. |
|
Открытие года — это видеохудожница Полина Канис. У нее такие чистые работы, очень кристальные по замыслу, очень нервные по тематике (пенсионеры, политическо-патриотическое воспитание, гендерный шовинизм) — и при этом так тонко и так всегда точно. Мне кажется, Полина — удивительный художник. И еще художник-открытие — Данила Зинченко. Он участвовал в основной экспозиции «Премии Кандинского» (да, кстати, тоже отличная выставка!) с работой про русский космос. Там тоже много пустоты и наполненности, и бездны, и Платонова, плюс Данила отлично одарен визуально. |
|
Мне очень запомнился фестиваль «Верь в Тверь» летом этого года. Это был проект, как-то связанный с Маратом Гельманом, что-то по типу опыта Перми, но с крошечными деньгами, и там было все так нище, так истомлено русской окраиной, так мало вообще в городе что-то сделано про культуру и много брошенных зданий и убитых дорог... и вдруг я увидела выставку каких-то нестерпимо юных художников. И там был один 18-летний художник по имени Илья Викулин. И вдруг стало видно, что он очень талантлив. Талант не зависит ни от чего и ни от кого — он появляется, и ты видишь его как признак того, что есть Оно, нечеловеческое. Не связанное ни с Тверью, ни с Гельманом, ни с группой, ни с темой. Чистое сияние вечного разума. Это было самое большое мое переживание этого года. |
Наташа Уразметова
фотограф
|
Manchester International Festival 2011. Колоссальный фестиваль, проводящийся в третий раз, концентрация экспериментов в сфере визуального и театрального искусства, музыки и перформанс-арта, платформа для мировых арт-премьер — разнокалиберных, но равнозначно экстраординарных. В этом году программа априори ослепляла «расстановкой сил»: презентация концертной программы Бьорк «Biophilia», cпектакль-перформанс The Life & Death of Marina Abramovic с участием Марины Абрамович, Энтони Хегарти и Уиллема Дефо, пьеса-мьюзикл Doctor Dee Дэймона Албарна и кураторский проект 11 Rooms Клаусса Бизенбаха и Ханса Ульриха Обриста. MIF — это адреналин от нестихающего и нарастающего изумления, блаженное двухнедельное оцепенение. |
|
Избранные павильоны Венецианской биеннале — 2011: Германия, Греция, Австрия, Китай и США. Необъятность и могущественность Биеннале удачно располагают к тому, чтобы распрощаться с рассудком. На фильтрацию ощущений и усвоение информации, полученной за неделю превью, требуется как минимум полгода. Павильон Германии очаровал бесстрашием к откровению, Греции — трансцендентальным минимализмом, Австрии — пространственно-временной дислокацией со ссылкой на психоанализ, Китая — попыткой достигнуть нового расширения осязаемого, а США — амбициозным и остроумным стремлением к самопреоделению во всех вообразимых смыслах. |
|
Выставки Филиппе Паррено и Анри Сала в Serpentine Gallery. Галерея Serpentine на протяжении всего 2011 года служила добросовестным поставщиком сокрушительно ярких впечатлений, мои фавориты — Филиппе Паррено и Анри Сала, в их видеоинсталляциях концепция и чувственность, социальное небезразличие и нетривиальность обращения с медиумом схлестнулись в новой форме выразительности. |
|
Лекция Кристо в Tate Britain. Кристо в свои 76 лет — неутомимый энерджайзер, на двухчасовой лекции, которая бы могла длиться сутки, он всем своим существом предъявлял эталон созидающего сверхчеловека: завораживал харизмой, одухотворенностью, умением упоительно скомбинировать рассудительность и юмор, рассказывая о проектах Christo and Jean-Claude. |
|
SOME/THINGS Magazine. Журнал, вернее книга или «визуальный альманах», выходящий ограниченным тиражом, не влачащий бремя рекламных площадей, иллюстративно и очень поэтично повествующий о героях нашего времени от мира искусства, музыки, кино и моды. Виртуозное и эстетически оригинальное воплощение нешаблонной идеологии плюс первоклассная полиграфия. |
|
Аниш Капур с инсталляциями для Monumenta 2011 в Grand Palais, Париж и Ascension в церкви святого Георгия, Венеция. Капур продолжает удивлять в масштабах, вполне сопоставимых с внушительностью и титанической мощью его скульптур. Совмещая эфемерное и твердокаменно монументальное, мистическое и формально незамысловатое, зрелищное и глубокомысленное. |
|
Яои Кусама в Центре Помпиду, Париж. Грандиозная ретроспектива японской художницы подобна путешествию в дебри подсознания или, возможно, феерической галлюцинации, бескомпромиссно обрушивающейся миллиардом цветастых горошин. Спектр и размах обескураживает: визуальный экспрессионизм, неоднозначные перформанс-жесты, чудаковатые скульптуры и неожиданный, но примечательный пролог к выставке — акварели Кусамы, написанные ею в ранней молодости до эмиграции в США. |
|
Открытие White Cube South Galleries выставкой Structure and Absence. Новое пространство White Cube, одной из самых видных европейских арт-институций, героически посягает на статус музея. Нейтральная атмосфера галереи, архитектурная выдержанность и в целом преобладающий минимализм располагают к предельной и безоглядной сосредоточенности на арт-объекте, в дополнение к этому — первоклассно оборудованные видеозал, лекторий и книжный магазин. Выставка Structure and Absence понравилась органичной коллекцией произведений и их грамотной интеграцией в пространство. |
|
The World Belongs to You в Палаццо Грасси, François Pinault Foundation, Венеция. Обширная групповая выставка, увлекательно и конструктивно комментирующая индивидуальные драмы и глобальные пороки в их синтезе и одновременно стимулирующая к рассуждениям о ребусах мироздания и роли художника в обществе. |
|
Джузеппе Пеноне в MAXXI, Рим, Мона Хатум в Whitechapel Gallery, Лондон, и Тасита Дин в Tate Modern, Лондон. Три именитых художника, которые неизменно восхищают, продолжая успешно экспериментировать с формой и содержанием и отображать в своих работах глубоко персональное и универсальное. |
|
Сиприен Гайяр с выставками в парижском Центре Помпиду и Hamburger Bahnhof, Берлин, и Харун Мирза на Венецианской биеннале и в Camden Arts Centre. Молодые художники, достаточно красноречиво о себе заявившие и удостоившиеся внимания арт-сообщества (Гайяр получил премию Марселя Дюшама, Мирза — «Серебряного льва» на Венецианской биеннале), за творческими исканиями которых любопытно следить. |
|
Once Upon a Time: Fantastic Narratives in Contemporary Video в берлинском музее «Дойче Гуггенхайм». Хитроумный синтез тематических предпосылок и фактического наполнения. Социальные противоречия и обремененность повседневной суетой, соприкасаясь с видеоартом и воображением художника, преображаются в игривый, но содержательный и даже ненавязчиво назидательный миф. Главное потрясение — фильм «Dough» Мики Роттенберг. |
Комментарии
Подписаться