7 альбомов о современном искусстве Ближнего Востока
Новая книга актуальной палестинской художницы Моны Хатум и еще шесть альбомов о современном искусстве Ближнего Востока
К выходу книги известной палестинской художницы Моны Хатум Look At Me выбирает еще шесть альбомов о современном искусстве Ближнего Востока.
Среди арт-альбомов на этой неделе — книги об уличном искусстве на палестино-израильской границе, каталог арт-фотографий экспериментатора Элада Лассри и книга об исследовании сексуальности и роли женщины в обществе.
|
|
Mona Hatoum
Авторы:
|
Родившись в Бейруте и работая в Берлине и Лондоне, палестинская художница Мона Хатум считает себя художником-космополитом. С помощью своих работ она исследует опасную грань между нацией и телом отдельного человека: «Мне часто задают один и тот же вопрос: как влияет на ваши работы ваша культура? Если бы у меня был рецепт, я бы отделила арабский ингредиент, женский ингредиент, палестинский ингредиент. Люди часто ждут точного определения инаковости, как если бы понятие идентичности было чем-то постоянным и легко определимым». Данная книга отображает различные этапы творчества Моны Хатум — от публичных политических перформансов восьмидесятых годов XX века до поздних инсталляций, фотографий, скульптур и видео, в которых человеческое тело выступает метафорой гнета и притеснений. Необычное сочетание сюрреализма и минимализма в ее работах — эндоскопическое видео собственных органов, свет ламп кроваво-красного цвета, железные клетки и находящаяся под током мебель — одновременно завораживает и отталкивает, надолго застревая у зрителя в памяти.
6 альбомов о современном искусстве Ближнего Востока
|
|
|
Art of the Middle EastModern and Contemporary Art of the Arab World and IranСаиб Эйнер, Merrell Publishers Ltd, 2010 |
Данная книга, вступление к которой написал известный архитектор Заха Хадид, является подробным гидом по современному искусству Среднего Востока и арабского мира и включает более 450 иллюстраций и биографии около 200 художников. Она свидетельствует о происходящем в регионе ренессансе культуры, начавшемся во второй половине XX века. С целью повысить международный интерес к местному искусству открываются новые музеи и проводятся международные арт-ярмарки. Книга разделена на семь основных тем, в том числе литература, портрет и тело, политика, конфликт и война, а каждая работа — от традиционной каллиграфии до современного видеоарта — сопровождается комментарием о ней самой и ее авторе. По словам автора книги, «эта книга является данью уважения по отношению к искусству и художникам региона... Культура строит замечательный мост для пересекающихся границ. Неважно, насколько бурными могут быть воды, мосты должны быть построены, и искусство дает некоторые кирпичи для их постройки». |
|
|
|
Against the Wall: The Art of Resistance in PalestineУильям Пэрри, Lawrence Hill Books, 2011 |
Фотожурналист Уильям Пэрри собрал в своей книге богатую коллекцию арт-работ и граффити, созданных стрит-художниками со всего света, в том числе Бэнкси, Роном Инглишем и Блю, на разделяющей Израиль и Западный берег реки Иордан бетонной стене. В книге можно увидеть как крупные настенные работы, выражающие международную солидарность с палестинским народом, так и символические изображения жестокости израильских властей и свидетельства приверженности палестинского гражданского общества продолжать сопротивление во имя свободы от израильского экспансионизма: «Прежде всего, мне захотелось сделать эту книгу из-за несправедливости существования стены, миллионов путей, с помощью которых граффити могут об этом рассказать, и стойкости палестинского народа в их борьбе... Пропаганда движения за Палестину срочно нуждается в свежих и креативных способах общения с Западом, чтобы получить новую поддержку и дать знать всему миру о том, что происходит в этом регионе». |
|
|
|
Concrete Messages: Street Art on the Israeli - Palestinian Separation BarrierЗия Крон, Джойс Лагервейж, Dokument Press, 2010 |
Годом раньше вышла еще одна книга, посвященная уличным «сообщениям из бетона» на арабо-израильской границе, сделанным с помощью граффити, трафаретов, картин, постеров и техники скрибблинга. Стена стала одним крупным полотном, на котором работы местных стрит-арт-художников соседствуют с такими известными именами, как Бэнкси, Блю, JR, Рон Инглиш, Sam3 и Faile, решивших с помощью своих работ привлечь внимание международной общественности к сложившейся в регионе тяжелой ситуации. Для авторов книги было важно не только показать произведения художников, но узнать, что они думают об арабо-израильском конфликте и какое сообщение они хотели передать с помощью своих работ. В своем интервью для книги американский художник Рон Инглиш сказал: «Уличное искусство, наверно, всегда было самым важным арт-форумом для инициирования социальных перемен... Оно дает тебе немедленный и прямой доступ к публике. Для меня это и есть свобода». |
|
|
|
Elad LassryФионн Меде, Беттина Фанке, Лиз Котц, JRP|Ringier; Bilingual Edition, 2011 |
Американский художник израильского происхождения Элад Лассри в прошлом году представил свою первую монографию, состоящую из ультраярких фотографий и кадров из фильмов, которые отображают его философские размышления на тему взаимоотношений между изображением, картинкой и объектами на ней: «Мне интересен статус изображения в XXI веке и что с ним происходит за пределами его обычного места». В своих работах — от фуд-фотографии и студийных портретов до коллажей и принтов — он экспериментирует с техниками и материалами, делая сложным соотнесение его творчества с каким-нибудь одним видом искусства, например, с фотографией или скульптурой, интерпретируя по-новому самые повседневные предметы. Элад Лассри рад, что в своих работах он может использовать подход «постизобразительного поколения», где можно смешивать различные изображения — звезд Голливуда 1950-х с розовыми фламинго, а лаки для ногтей со свежими манго. |
|
|
|
Ghada AmerМаура Райли, Гада Амер, Лори Энн Фаррелл, Gregory R. Miller & Co., 2010 |
Данная книга является первым сборником работ художницы Гады Амер, обозначившим наиболее важные вехи, выставки и совместные проекты в ее творчестве. Как абсолютно невинные, так и крайне откровенные работы Амер, большинство из которых вышиты вручную, удивительным образом объединяют различные идеи и материалы, взятые из журналов мод, детских книг, порнографии, Корана и средневековых арабских манускриптов. Последние двадцать лет французский художник египетского происхождения Гада Амер исследует сексуальность и роль женщины в современном обществе: «Я говорю о сексуальности, а на арабском языке не говорят о сексуальности. Мы не говорим об этом. Точка. Кроме как о романтике, мы не говорим о любви. Нет другого значения у этого слова... Но мои работы направлены не только на арабский мир. Вы удивитесь, какие есть проблемы в этой сфере и на Западе». |
|
|
|
Emily Jacir: BelongingsКристиан Краванья, Джон Меник, Эмили Ясир, Эдвард Сэд, Стелла Роллиг, Folio, 2004 |
Палестинская художница Эмили Ясир живет и работает сразу в двух городах — Нью-Йорке и Рамалле. Поэтому неудивительно, что одним их центральных мотивов ее работ является тема добровольного и принудительного перемещения между разными местами и культурами. В течение пяти лет, с 1998 по 2003 год, она реализовывала различные проекты, находящиеся на стыке искусства, политики, культуры и реальной жизни, результатом чего стала данная, а кроме того первая, монография ее работ «Belongings». Так, в ходе одного проекта Эмили отправилась в Сектор Газа, используя свой американский паспорт, усложнив тем самым передвижение по своей родной стране, затем в другом проекте она искала еврейскую родственную душу по объявлению, которое она дала в газете, или вышивала на палатке вместе с друзьями и незнакомыми людьми названия 418 палестинских деревень, разрушенных израильскими войсками в 1948-м. |
Комментарии
Подписаться