Колонка Алексея Гусева: Возможно, вам также понравится эта статья
Я захожу в МакДоналдс, говорю молодой девушке за кассой:
Я захожу в МакДоналдс, говорю молодой девушке за кассой:
- Здравствуйте. Мне гамбургер [29 рублей], картошку фри [31 рубль] и кока-колу [34 рубля].
- Пирожок [38 рублей] не желаете?
- Почему бы и нет, давайте.
Эта статья про пирожок за 38 рублей, который может стать третью прибыли мировой компании. То есть про рекомендации.
38 рублей моего заказа составляют 29% денег, которые я заплатил девушке за кассой, и если бы я был недоволен жизнью, я бы изобразил этот факт вот так:
Покупаете ли вы помидоры, сотовый телефон или спички, — грамотный продавец всегда невзначай спросит, не забыли ли вы купить огурец, чехол или газовую плиту. Блестящий продавец учтет при этом ваш статус, поведение и возраст. Улыбаться покупателям не всегда достаточно, надо помогать им делать выбор.
Время диктует свое — теперь множество продавцов электронные. Это удобно, ведь можно купить вещь, не выходя из дома!
Но как порекомендовать живому человеку хоть что-нибудь, если ты — компьютер?
Я — компьютер
Я не знаю, сколько зарабатывает МакДоналдс на рекомендациях пирожков и картошки фри, но данные от электронных магазинов иногда просачиваются. Вот например, есть слух про amazon.com, у которого ссылка на рекомендации на одном уровне с логотипом.
Чтобы порекомендовать вам что-то, компьютеры сначала исследуют ваш вкус. Есть много разных параметров, по которым можно отследить, какой у вас вкус:
- какие страницы вы смотрите чаще
- какие товары покупаете
- какие кладете себе в вишлист
- как вы оцениваете те или иные вещи
- что вы рекомендуете друзьям
- что нравится вашим друзьям
Используя эту информацию, компьютеры подходят к рекомендациям с двух сторон и получаются человекоориентированные и продуктоориентированные рекомендации.
Человекоориентированные рекомендации
Классическим примером является сервис http://last.fm. Он находит людей, которым нравятся песни, нравящиеся вам. Если этим людям нравится что-то, о чем вы еще не слышали, сервис рекомендует это вам. Это выглядит так:
Будь я компьютером, посоветовал бы ABBA. Так компьютеры и делают.
Продуктоориентированные рекомендации
Ученые из Amazon.com (так круто, что в магазине работают ученые!) одними из первых решили, что компьютерам легче отталкиваться не от похожести людей, а от похожести вещей.
И они начали искать не людей со схожими вкусами, а товары, которые похожи на те, что нравятся вам. Это выглядит так —
Компьютер посоветует BMW и Apple. Ну, вы и так поняли.
Может показаться, что эти способы почти ничем не отличаются. Но компьютеры — чувствительные штуки, и для них все очень важно.
Узнать вкус всех человеков!
И это не самое сложное. Сложнее всего понять, насколько совпадают вкусы людей или насколько похожи две вещи друг на друга. Однажды я уже рассказывал про трехмерное пространство, но когда имеешь дело со вкусами людей, в дело вступают пространства пострашнее.
Например, у вас есть магазин и там продается около тысячи вещей. Тогда вам понадобится производить операции в тысячемерном пространстве, чтобы узнать вкусы ваших покупателей. Это не очень-то просто, потому что даже четырехмерное пространство — черт знает что.
Давайте для простоты будем продавать только два товара, чтобы узнать, кто на кого похож — практичные сапоги Hunter и еще более практичные коричневые трусы American Apparel.
Шкала вкуса такова — от 100 (полный восторг) до –100 (полное отвращение). Допустим, Круглый полностью восторжен трусами, но лишь наполовину восторжен сапогами. Можно изобразить его вкус следующим образом:
Про Яйцеголового нам известно меньше — трусы ему нравятся очков на 60. Как компьютеру посчитать, насколько ему понравятся сапоги?
Эта формула — обычная пропорция, которой всех учат в школе. Ничего сложного, но сложности начинаются, как только товаров больше двух. Сразу в дело вступают косинусы углов в n-мерном пространстве и другие штуки.
Так что остановимся на двух товарах. Уверен, суть вы уловили.
Проблемы компьютерных рекомендаций
Если вы спросите у друга: «Где поужинать сегодня?», а он ответит вам: «Сходи лучше в кино на Скотта Пилигрима!», то вы не удивитесь, и даже есть вероятность, что променяете ужин на кино. Но если вам в ответ на запрос так скажет Google, вы подумаете, что сломали самый популярный поисковик на планете. Это проблема, но, вероятно, временная.
Принятие рекомендации в рассмотрение — вопрос психологии. Многие не доверяют рекомендациям от людей, куда уж там компьютерам справиться. Есть люди, которые по вредности своей терпеть не могут любые рекомендации. Статья с таким названием, как эта, им понравиться не может в принципе. Но ради них я не стал назвать ее: «Вам абсолютно точно не понравится эта статья».
А еще многие люди изменяют свои вкусы, чтобы приблизится или войти в социальную группу. Вы видели как на некоторых сидят узкие джинсы? Так что ваш вкус это не всегда ваш вкус.
Кто может использовать компьютерные рекомендации?
Если у вас есть какие-то данные о предпочтениях кого-либо, то — вы.
Сейчас вы читаете сайт Look At Me. Наверняка есть такое место, где записано, чему пользователи ставят плюсики, чему — наоборот. Что кладут в избранное. Значит, можно применить известные алгоритмы к этой информации и советовать читателям разные штуки. Вот, например, пост, вышедший полтора года назад. Я его не читал до сегодняшнего дня, но если бы мне посоветовали, я бы с удовольствием.
И так не только с Look At Me, а буквально везде, где люди могут высказать свое отношение к чему-либо.
Давать советы дело неблагодарное, но зачастую — выгодное.
Рекомендация
Если вам понравился этот пост, то вероятно вам понравятся предыдущие. И следующий — в следующий понедельник.
* — на изображении к посту — Марлон Брандо, сыгравший главную роль в фильме «Трамвай „Желание“», 1951. Тогда еще компьютеры не предсказывали желания.
See you!
Комментарии
Подписаться