Первое впечатление: Леди Гага «Born This Way»
Блог Donuts пытается сходу вникнуть в главный поп-альбом года
Сегодня в некоторых не столь отдаленных местах появилась возможность ознакомиться с новым альбомом Леди Гаги — главной поп-певицы эпохи. Обозреватель Donuts Гоша Биргер послушал запись и записал свои первые сумбурные впечатления от пластинки.
Lady Gaga «Born This Way»
Дата релиза: 23 мая, Streamline / Interscope / Kon Live
|
|
Marry the NightНачинается как глэм-рок-хит восьмидесятых c аутентичным текстом «I’m a warrior queen with a passion within», но в моменте, когда в глэм-роке вступают эпичные гитары, у Гаги взрывается синтезаторный рифф, который по обыкновению превращает песню в европоп-хит из девяностых. Типичная вступительная песня, подходящая как для альбома, так и для последующих концертов: заискивающие куплеты и припевы а-ля «с места в карьер». |
|
|
Born This WayЛид-сингл, определяющий альбом как по звучанию, так и идейно. В связи с этой песней принято вспоминать Мадонну, но по смыслу она куда ближе к «Beautiful» Кристины Агилеры: дескать, нечего стесняться того, чем ты являешься; ну-ка, все геи, лесбиянки, трансгендеры и фрики, быстро повылезали из шкафов и показали себя миру, вы рождены такими, и это о'кей. |
|
|
Government HookerЖдали эпатажа — вот, пожалуйста. Песня «Правительственная шлюха» посвящена, видимо, Мэрилин Монро, учитывая строчки «Put your hands on me, John F. Kennedy». Звучит при этом как смесь «Satisfaction» Бенни Бенасси с немецким технопопом; то есть, weird & creepy, все как мы любим. |
|
|
JudasНу, это все уже слышали — та самая песня, где Гага читает рэп под аккомпанемент чего-то похожего на габбакор. |
|
|
AmericanoКабаре, шапито и марьячи. Американского и западноевропейского слушателя песня вгоняет в состояние недоумения, но расчет тут понятен: это стопроцентный хит для Южной Америки, громадный и очень прибыльный рынок, который до этого момента еще не окончательно подчинился претендующей на мировое господство Гаге. |
|
|
HairРомантическая баллада в среднем танцевальном темпе, напоминающая почему-то о Бон Джови. Только, конечно, с синтезаторами. Лирический герой Гаги тем временем пытается объяснить своим родителям, что она — это ее волосы: «I am my hair, I am my hair, It’s all the glory that I bare». |
|
|
ScheißeНамеки на немецкое поп-техно и голландский габбакор уже были, теперь это уже не намеки — держите новый хардбас-хит: опа-опа, давай-давай. Удержать все на уровне такой шутки Гага не решается, и к середине трек превращается в как бы нормальную песню, а под конец все перемешивается. Видимо, Гага каким-то образом умудрилась заслать агента на провинциальные дискотеки Восточной Европы и просчитала с его помощью идеальный хит для них. |
|
|
Bloody MaryПервая по-настоящему минорная песня. В тексте кровь, слезы и пичалька; аранжировка хоть и электронная, но едва ли танцевальная, присутствуют также барочные клавиши и что-то похожее на григорианский хор. У трека большой потенциал, раскрывается он не сразу, но стоит ему попасть под настроение «грусть-тоска меня снедает» — и бинго. |
|
|
Bad KidsНачинается с задиристых гитарных риффов, после вступает наполненный подростковой злобой куплет, а потом все опять оборачивается грустняшками, потому что мама с папой развелись из-за того, что мы были плохими детьми. Если «Born This Way» — манифест фриков, то «Bad Kids» — манифест подростков. Тех, кого весь мир не понимает и у кого чистые сердца и ветер в голове. |
|
|
Highway Unicorn (Road 2 Love)Гага вытирает слезы и отправляется на единороге вперед к светлому будущему по дороге любви. Горькое послевкусие после предыдущих двух песен еще остается, но вообще тут о том, что все будет хорошо, поэтому возвращаются умц-умц-ритм и рефрены-слоганы. |
|
|
Heavy Mental LoverНа первый взгляд песня на альбоме лишняя — добавляет к и так немалому хронометражу и мало влияет на драматургию пластинки. Можно предложить, что это просто персонально важная для Гаги песня, но это, скорее всего, неправда — такие профессионалы не позволяют личным делам мешать бизнесу. Скорее всего все дело в звуке — это самая музыкально богатая песня на альбоме с отличным грувом, плотным и обволакивающим саундом и множеством интересных аранжировочных моментов; что-то среднее между Chemical Brothers конца девяностых и «Confessions on the Dancefloor» Мадонны. |
|
|
Electric ChapelЛучше всего этот трек описывает обложка альбома — как Гага на ней скрещена с мотоциклом, так и тут слащавый и слезливый европоп перемешивается с хард-роковым риффами и гитарным соло. Получилось даже более органично, чем на обложке. |
|
|
You & IПод конец альбома можно уже, наконец, позволить нормальную балладу без танцевальной фигни. «You & I» — типичная рок-баллада, как у Элтона Джона в семидесятых, Guns n’ Roses в восьмидесятых и Aerosmith образца девяностых. |
|
|
The Edge of GloryТипичная светло-грустная пафосная песня для завершения альбома, ура радугам и слезам счастья. Какая эмоция под конец пластинки не одолевала бы слушателя («ну вот, уже конец» или «слава богу, это все кончилось»), «The Edge of Glory» верно ее подпитывает. С вами была Гага, приятного вам окончания вечера, до новых радостных встреч, ура. |
Итог: У альбома есть четкая драматургия, он начинается с хитов, продолжается фрик-парадом, потом поникает и грустит, после чего ведет к перерождению и новому началу. В целом «Born This Way» оказывается ровно тем, чем он и должен быть — большим альбомом большой современной певицы. Ждали фриковства и эпатажа — вот вам «Americano» и «Scheiße», ждали поп-хитов — их тут сполна. Тем, кто слишком сильно привязался к «Poker Face» и «Bad Romance», может показаться, что ни одного достойного последователя на пластинке нет, но это лишь дело привычки, и со временем песни вроде «Judas» и «Electric Chapel» раскроются и станут так же милы.
Четырнадцать треков общей продолжительностью более часа — это слишком большой объем информации, чтобы сразу воспринять его правильно. Со временем желающие смогут расслушать каждую песню по отдельности и научиться воспринимать их вне цельного контекста альбома; впрочем, произойдет это только в том случае, если фанаты певицы сразу примут альбом хорошо и заранее согласятся уделить внимание каждой песне. Сама Гага уделила — музыкально пластинка намного более богата, чем «The Fame», и какими бы банальными ни казались треки, в деталях они все тонко продуманы. Эта продуманность присутствует как в разнообразии мелких деталей, так и в однообразии основных: сквозь альбом идет один и тот же умца-умца-бит, одинаково звучащие гитарные риффы и проигрыши на одних и тех же настройках синтезаторов — во всех случаях это то постоянство, которого разумно придерживаться, так как все эти звуки сделаны по четко выверенным работающим формулам.
Хвалить и ругать пластинку можно за одно и то же — за то, что она целиком создана из достижений прошлого. Каждый элемент, каждая аранжировка здесь отсылает к звучанию определенных жанров в определенный период времени. Это целиком ложится под концепцию современных вечеринок, когда диджеи вместо новой актуальной музыки крутят только проверенные хиты. Можно считать это стагнацией или даже деградацией, можно винить организаторов вечеринок или диджеев в чрезмерном потакании массовым низменным инстинктам, но Гагу в том же винить не стоит — она все-таки делает новую музыку, а отвечать на спрос масс для поп-артиста — это его непосредственная должностная обязанность. В конце концов, для поп-культуры искусство — это рынок. Леди Гага хорошо изучила спрос и смогла сделать подходящее предложение. И если смотреть на это глазами оптимиста, то в случае ее успеха массы будут требовать на вечеринках уже эти песни, а не избитые хиты, а заодно, может, снова почувствуют вкус к новой музыке и захотят узнать, кто на современном рынке кроме Гаги готов предложить им что-то интересное. Тут уже дело будет за другими артистами — планка качества поставлена, интерес подогрет, сможете соответствовать?
Пишите о своих ощущениях от альбома в комментариях, а мы все это переосмыслим в рамках следующих «Альбомов недели».
Комментарии
Подписаться