Views Comments Previous Next Search

Хорошие, плохие и долбанутые: 15 фильмов из Южной Кореи

5552873
НаписалR26 июля 2011

Пятнадцать южнокорейских картин последнего десятилетия обязательных к просмотру

В ограниченный отечественный прокат вышел фильм «Я видел дьявола» Ким Чжи Уна. Хит национального проката стал в 2010-м тем самым южнокорейским фильмом, который смотрят всем миром, удивляются и усиленно хвалят. Адреналиновый триллер о противостоянии маньяка и молодого человека из органов прекрасно попадает в канву нового южнокорейского кино, появившегося за последнюю декаду и ставшего заметным явлением мирового кинематографа. Каждый год эта не самая большая в мире страна выдает по несколько фильмов с внушительными кассовыми сборами и большими международными перспективами. Соблюдая большое жанровое разнообразие от кровавых триллеров до слезовыжимающих мелодрам, история южнокорейского кино — это наглядный пример того, как местечковый кинематограф при наличии большого количества талантов и отработанной системы производства становится свободным конвертируемым на мировом уровне, а не превращается в инструмент распиливания средних по размеру бюджетов. И хотя южнокорейские фильмы доходят до российского зрителя намного быстрее через торренты, появление одного из них в кинотеатрах — это хороший повод вспомнить, какие картины определил эту волну азиатского кино за последнюю декаду в строгом хронологическом порядке. 

 

 Объединенная зона безопасности  

Пак Чан-вук, военная драма, 2000 

Первой большой южнокорейской картиной XX века стала военная драма на самую волнующую для корейцев тему разделения нации на южную и северную. За основу фильма Пак Чан-вук взял исторические факты о существовании демилитаризованной зоны после корейской войны, а потом раскрутил там душещипательную драму, показанную глазами нейтральной кореянки, прибывшей из Швеции для расследования пограничного инцидента. Без особых кренов в ура-патриотизм или глубокое диссиденство Пак Чан-вук наглядно проиллюстрировал антивоенный пафос, за что в итоге был вознагражден впечатляющими цифрами бокс-офиса, международным признанием и любовью Квентина Тарантино, который включил картину в свою двадцатку лучшего с 1992 года, куда, забегая вперед, попадут еще две ленты из Южной Кореи.


Воин 

Ким Сон Су, историческая драма, 2001 

Успех «Объединной зоны безопасности» подхватил фильм «Воин» Ким Сон Су. Исторический эпик, наполовину основанный на реальных событиях, а на другую на мистификации стал самым дорогим южнокорейским фильмом к моменту производства. Восемь миллионов долларов ушли на вменяемые декорации и костюмы, а разворачивающаяся на экране история о борьбе за власть двух китайских династий и попавших в мясорубку корейских войнах смогла обеспечить оглушительный успех у местной публики. Что характерно, накрученная легендарность и мифология не шла вразрез с аутентичностью происходящего, например каждая сторона конфликта говорила на своем языке и традиционном диалекте, а многие специалисты по Южной Кореи рекомендуют фильм к просмотру в качестве образовательного пособия. 


Дрянная девчонка 

Чжэ Ён Квак, мелодрама, 2001

 Вместе с «Воином» в 2001 году на корейские экраны вышла комедийная мелодрама «Дрянная девчонка» об отношениях простодушного молодого человека с безымянной и взрывной по характеру девушкой. Замысловатая романтическая история в трех частях была основана на реально существующих записях в блоге и в итоге оказалась вполне убедительной и работающей схемой любовных взаимоотношений в современном городском пространстве. Фильм оказался настолько популярным, что в Азии его называли местным «Титаником». Впоследствии «Дрянная девчонка» получила четыре ремейка, один из которых был от студии Fox, но, что характерно, в разы унылее. 


Оазис

 Ли Чан Дон, драма, 2002 

Большим прорывом для авторского корейского кино стал фильм Ли Чан Дона «Оазис». Камерная драма о романтических взаимоотношениях бывшего заключенного с расстройством психики и девушкой, страдающей церебральным параличом. Надрывная и жестокая по отношению к корейскому обществу картина получила специальный приз в Венеции и награду международных критиков. Сразу после оглушительного международного успеха Ли Чан Дон получил пост министра культуры Южный Кореи, который занимал на протяжении двух лет. Чтобы правильно оценить масштаб этого события, нужно представить себе, как после «Груза 200» Балабанову дают министерский портфель. 


Олдбой 

 Пак Чан-вук, триллер, 2003 

Самая известная южнокорейская картина десятилетия, наверное, не нуждается в особом представлении, но стоит напомнить, что перед и после «Олдбоя» были чуть менее популярные, но такие же интересные «Сочувствие господину Месть» и «Сочувствие госпоже Месть». За вторую историю из трилогии о безжалостно мстящем бизнесмене Чан-вук получил Гран-при Каннского фестиваля и навсегда попал в историю мирового кино. При этом «Олбдой» открыл целый пласт кровавых и откровенных триллеров, которые не стыдно смотреть и которые вылились в процветающий поджанр кино в Южной Корее.


Воспоминания об убийстве 

Пон Джунхо, детектив/драма, 2003 

В тот же год, что и «Олдбой» режиссер Пон Джунхо выпускает исключительно увлекательную и более интеллигентную историю о двух полицейских, озадаченных поимкой маньяка, который насилует и убивает своих жертв. Захватывающая, печальная и местами смешная история основана, как и многие фильмы из этого списка, на реальных событиях и в этом плане похожа на уже упоминавшийся «Груз 200», только в отличие от Балабанова он не жестит и не очевидным образом смешивает в себе доступный реализм и поэтическое настроение. Механику картины и ее ремесленный потенциал оценил Квентин Тарантино, поставив «Воспоминания об убийстве» на 15-е место в своем списке лучших современных фильмов. 


История двух сестер

 Ким Чжи Ун, ужасы, 2003 

Еще один фильм 2003 года продемонстрировал, что в Корее могут очень лихо управляться с достаточно сложном жанре хоррора. «История двух сестер» не самая страшная в мире картина, но рассказ о вернувшихся в отчий дом из психбольницы сестрах постоянно отдает леденящим холодком. Основу сюжета для фильма Ким Чжи Ун взял из корейской сказки. В итоге получилось, что народное творчество смогло сохранить свой устрашающий потенциал и в мире кино, а «История двух» сестер показала, что одними джей-хоррорами Азия не ограничивается. 


Весна, Лето, Осень, Зима и снова Весна

 Ким Ки Дук, драма, 2003 

В отличие от других режиссеров в этом списке Ким Ки Дук, что называется, автор на экспорт. В родной Корее его фильмы не собирали безумных цифр в прокате, а сразу же перебирались за границу, где довольно сильно волновали любителей артхаусного кино. «Весна, Лето...» при этом стала большим исключением. История взросления монаха в пяти частях, зарифмованная с временами года, была неплохо принята дома, заработала приличное количество денег в США, но при этом не получила особых фестивальных призов. Впрочем знаменитый американский критик Роджер Эберт включил картину в список «величайших», хотя их счет и идет на сотни. 


 38-я параллель

 Кан Чже Гю, военная драма, 2004

Еще один большой фильм о корейской войне стал самой популярной национальной картиной в 2004 году. В отличие от «Объединенной зоны безопасности» фильм Кан Чже Гю — настоящий эпик, с путешествиями по прошлому и настоящему и большим вниманием к массовым боям. В основе сюжета картины — история двух братьев, которые в какой-то момент оказываются по разную сторону баррикад. До «38-й параллели» режиссер Гю снял в 1999 году очень популярный фильм «Шири», поэтому получил довольно уникальный бюджет в 12 миллионов долларов. Потратил он их с умом, на что указывают и цифры бокс-офиса в 68 миллионов долларов. К примеру, в России, где живет раза в три больше народу, самый кассовый национальный фильм — продолжение «Иронии судьбы» с 49 миллионами долларов прибыли. 


 Вторжение динозавра 

Пон Джунхо, триллер, 2006 

Несмотря на нелепый русский перевод названия «Host», «Вторжение динозавра», пожалуй, известно не меньше «Олдбоя». Новая картина Пон Джунхо произвела настоящий фурор в 2006 году, и не в последнюю очередь благодаря своему хитрому балансу на грани комедии, драмы, фильма про монстров и ироничного политического высказывания на тему военного присутствия США в Южной Корее. Сборы истории о появлении динозавра в центре Сеула составили около 100 миллионов долларов и так сильно удивили мир, что студия Universal быстро собралась делать ремейк. Этого впрочем не произошло, вероятно, потому что Дж.Дж. Абрамс быстро подсуетился со своим «Монстро». Премьера «Вторжения динозавра» прошла в Каннах, а по итогам проката фильм вошел в многочисленные списки лучшего за год нескольких заметных западных критиков и за двадцать лет в списке Тарантино.


 Тайное сияние

 Ли Чан Дон, мелодрама, 2007

После того как Ли Чан Дон ушел с поста министра культуры Южной Кореи, он вновь вернулся в кино и в 2007 году снял фильм «Тайное сияние». Помимо душещипательной истории о женщине, потерявшей мужа и заново открывающей для себя окружающий мир, мелодрама отметилась призом за лучшую женскую роль в Каннах. Искушенный в авторском кино зритель, возможно, и не найдет ничего особенного в этой мелодраме, но российским режиссерам будет полезно узнать, как нужно обращаться с таким тонким материалом. 


 Хороший, плохой, долбанутый 

Ким Чжи Ун, вестерн, 2008 

Один из самых странных южнокорейских фильмов пришелся на 2008 год, когда на экраны вышла смесь из комедии, вестерна и фильма про восточные единоборства «Хороший, плохой, долбанутый». История столкновения долбанутого афериста с плохими грабителями и хорошим охотником лихо пародировала знаменитый ковбойский фильм с Иствудом, при этом прекрасно работая в декорация Манчжурии конца XIX века. Картина показывалась вне конкурса в Каннах, Торонто и еще целой куче фестивалей, четыре раза отбила бюджет и еще долга волновала воображение любителей экзотических вестернов. 


 Преследователь

 Хонг-джин На, экшен-триллер, 2008 

Триллер Хонг-джин На стал одним из самых успешных южнокорейских фильмов 2008. Основанное на реальной истории противостояние маньяка и бывшего детектива, ныне сутенера, который в поисках пропавшей рабочей силы натыкается на утонченного садиста. Главная приманка фильма кроется в довольно парадоксальном эффекте — саспенс «Преследователя» держится не на том, как происходит развитие расследования — зрителю доступны все ходы маньяка и детектива, а каким образом герои реагируют друг на друга. Помимо этого иcтория картины погружена в реальный и довольно неприятный бюрократический мир Южной Кореи, сильно добавляя «Преследователю» в реализме и правдоподобности. Максимально адреналиновый, изощренно кровавый малобюджетный фильм собрал в прокате 36 миллионов долларов и был мгновенно куплен студией Warner Bros для последующего ремейка. 


 Мать

 Пон Джунхо, детектив, 2009 

После «Воспоминания об убийстве» и «Вторжения Динозавра» Пон Джунхо мог бы бросить кинематограф и при этом навсегда остаться в его истории. Но в 2009 году он опять взбудоражил зрителей картиной про запутанной убийство «Мать». Витиеватый сюжет о том, как престарелая женщина пытается оправдать своего сына-дауна, которого полиция арестовала за убийство школьницы, проводя собственное расследование, пришелся во двору в Каннах в программе «Особый взгляд» и понравился практически каждому именитому западному критику.


Ожесточенная 

Джан Чхольсу, триллер, 2010 

Еще один адреналиновый триллер 2010 года, который как и «Я видел дьявола» выходит в российский прокат летом этого года, правда, чуть попозже, 11 августа. Смесь драмы и слэшера рассказывает об истории двух непохожих героинь — одна решительная, но эмоционально пустая сотрудница банка отправляется отдохнуть на остров, где встречает подругу детства, которая сейчас осталось единственной молодой девушкой в округе и почему-то превратилась в рабыню местных жителей. Совершенно уникальным образом бывший ассистент Ким Ки Дука Джан Чхольсу раскрутил из бытовой драмы кровавый триллер, за что был признаны лучшим дебютантом в Южной Корее сразу несколькими фестивалями.


И в качестве послесловия еще пара мыслей о кинематографе Южной Кореи. Конечно же, успешная декада для южнокорейского кино не ограничивается названными картинами. Этот список можно продолжать бесконечно и довести как минимум до трехзначной цифры. С 1999 года корейские режиссеры и продюсеры смогли сделать очень важную вещь — вслед за Японией и Гонконгом научились делать качественное жанровое кино, которое привлекает в кинотеатры не меньше народу, чем американские картины. Приняв заветы саспенса от Хичкока и накачанной драмы, от Голливуда девяностых, корейцы смогли сделать популярное кино с национальным окрасом, которое в силу своей рабочей механики и развитого воображения прекрасно воспринимается и в других странах. Самая наболевшая тема — разделение Кореи на Северную и Южную — здесь не подается как пропагандисткий материал, исторические фильмы скрупулезно точны, ужасы представляют из себя переработанное национальное подсознание, мелодрамы и романтические картины дышат воздухом настоящего городского мира, триллеры и детективы изобилуют хитросплетенными историями, а вместо беспросветной чернухи здесь увлекательно льются реки крови. Именно на такой почве, а не на выжженной бесталанными режиссерами пустыне массового кинематографа появляется и настоящее авторское кино, ценимое на главных фестивальных площадках. Вот это и еще немного больной фантазии и восточного упорства сделали из Южной Кореи страну, которая в отличие от многих других может без каких-либо скидок смотреть свои фильмы и ппоказывать их другим.

Рассказать друзьям
55 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются