Фестиваль Way Out West — 2011, часть первая: Stay Out West
Корреспондент Donuts о самом культурном городе Швеции и о концертах Warpaint, WU LYF, The Radio Dept., Planningtorock и других
На прошедших выходных в Скандинавии прошли три крупных музыкальных фестиваля: Flow, Oya и Way Out West. Корреспондент Donuts Гоша Биргер побывал на Way Out West и рассказал об устройстве фестиваля, о том, чем можно заняться в шведском городе Гетеборге во время и до его проведения, а также о концертах этого года. Сегодня: гид по Гетеборгу и репортажи с клубных концертов Masquer, The Radio Dept., Puro Instinct, Warpaint, WU LYF и Planningtorock. А о парке Слотскоген и главных концертах фестиваля читайте в следующем выпуске.
В Норвегии есть фестиваль Oya, а в Финляндии — Flow. Долгое время они существовали независимо друг от друга и в отличие от «Примаверы», «Пуккельпопа», «Роскильде» и других больших европейских событий особо мощным лайнапом не отличались — артисты вроде Хосе Гонзалеза, Cocorosie и Gravenhurst там могли числиться среди хедлайнеров. Но в 2006-м появился шведский Way Out West, а через некоторое время три скандинавских фестиваля начали проводиться в одно время (как правило, вторые выходные августа) с примерно одинаковым набором групп. Так гастролерам из США и других дальних стран теперь удается за раз отыграть три концерта в Северной Европе, а организаторам — существенно экономить на логистике. В этом году скандинавы смогли выписать себе того же хедлайнера, который закрывал последнюю «Коачеллу» — Канье Уэста, да и по остальному лайнапу не сильно отстать от любого респектабельного фестиваля.
Тем из России, кому хочется съездить на большой скандинавский музыкальный фестиваль за маленькие деньги, больше всего подходит Flow — из Питера в Хельсинки можно уехать на маршрутке за тридцать евро, входные билеты стоят в полтора раза дешевле, чем на WOW, и в два раза дешевле, чем на Oya, ну и все остальное тоже получается весьма бюджетно. Oya подходит тем, кому посмотреть на красивые пейзажи во время отпуска хочется так же сильно, как и попасть на концерты любимых групп: Норвегия — страна феноменально красивая, но заодно и чудовищно дорогая. Наш же выбор пал на Way Out West. Во-первых, из-за лайнапа: среди эксклюзивов в этом году там оказались Робин, Принс и iamamiwhoami; во-вторых, потому что в Швеции в целом и в Гетеборге в частности тоже есть на что посмотреть, помимо самого фестиваля.
Город
Гетеборг — второй по величине город в Швеции и первый по культурной производительности. Стал он таким совсем недавно: в девяностых здесь почти ничего не было, кроме мелодического дэт-металла, Ace of Base и милой инди-рок-группы Honey Is Cool, теперь же участники той группы больше известны как основатели The Knife, а сам Гетеборг стал столицей чиллвейва (Boat Club, jj, Korallreven, Little Dragon), нового балеарика (Studio, The Embassy, Air France) и некоторых проявлений современной электроники (от Carbon Based Lifeforms до iamamiwhoami). В общем, по этому списку все должно быть ясно — большинство имен в нем родом из нулевых.
Но дело не только в музыке. Гетеборг в целом — вообще образцово-показательный город нового типа: здесь все вокруг с приставкой «эко», включая даже транспорт — безвредные для природы трамваи и велосипеды тут на первом месте (об этом на Look At Me уже писала несколько раз студентка гетеборгского университета Александра Гончарова), веганскую еду и фалафель можно купить даже в уличных фастфуд-ларьках, хорошо развито локальное фермерское хозяйство, клубы все не хуже «Стрелки» и «Солянки» (только их больше), а одеваться можно в одних только секондах, но еще лучше — в магазинах местных марок.
Каким образом город за десять лет превратился в образцовый пример для The Village — не очень понятно; тут необходимо какое-то более подробное исследование, которое мы в рамках MAG обязательно попробуем провести, ну а пока это просто факт, который нужно иметь в виду, отправляясь в Гетеборг на следующий Way Out West. Учтите также, что для того, чтобы выполнить программу-минимум, придется приехать в город за пару дней до фестиваля. Если вы так и решите сделать, вот небольшой гид на этот случай.
Пять вещей, которые нужно обязательно
сделать в Гетеборге до фестиваля
Прокатиться по морю до одного из островов Южного архипелага
Речная станция Салтхолмен находится на конечной станции 11-й ветки трамвайной линии, которая в том числе проходит и мимо городского вокзала, так что добраться до него совсем несложно. Оттуда по несколько раз в час отходят корабли к островам Южного архипелага с красиво звучащими названиями: Вранго, Донсо, Стирсо и так далее. На многих островах находятся небольшие поселения, жители которых в основном занимаются рыболовством, поэтому там также можно купить вкуснейшую свежую, копченую или соленую рыбу. На островах нет автомобилей, пройтись пешком из одного конца в другой можно не больше чем за час, ну а если требуется механическое средство передвижения, жители пользуются или велосипедами, или специальными трехколесными мопедами, которые нигде кроме как на этих островах не водятся. Поездка на катере между островами Вранго и Донсо выглядит вот так:
Посетить научно-познавательный центр Universeum
Universeum — одно из недавних приобретений города, построенное в 2001 году здание, в котором умещаются океанарий, ботанический сад, террариум и настоящий тропический лес, в точности воссозданный в громадной по размеру комнате. В океанарии можно пройтись по стеклянному тоннелю мимо настоящих живых акул, в террариуме собрана внушительная коллекция смертельно опасных змей, пауков, ящериц и прочих тварей, а в тропическом лесу — самые что ни на есть настоящие джунгли с живыми мармозетками и красными ибисами, свободно гуляющими между посетителями. Также имеются научно-познавательные комнаты для детей: там можно узнать о работе космонавтов и пройтись внутри отработавшего шаттла, посмотреть на современные системы видеонаблюдения и узнать больше о работе полиции, залезть в неработающую модель аппарата для МРТ и многое другое, что часто взрослых интересует в итоге не меньше, чем младшее поколение.
Также напротив «Универзея» находится Музей мировой культуры с экспозициями, посвященными культурам разных стран и с выставками современного искусства. То, что это не совсем обычный музей, понятно уже в фойе — там играет разная современная музыка; например, когда там были мы, на весь зал орали WU LYF, а один из сотрудников им подпевал — это как раз было накануне выступления WU LYF на фестивале.
Приобрести что-нибудь от шведских дизайнеров
Еще одна вещь, произошедшая в Швеции за последние десять лет — феноменальный модный бум, после которого шведские марки одежды встали в один ряд с лучшими мировыми брендами. У нас достаточно известны разве что H&M, Cheap Monday и Acne, но дела обстоят куда лучше: есть еще, как минимум, Tiger of Sweden, MTWTFSSW Weekday, Whyred и, конечно, Nudies — уникальная марка джинсовой одежды, которая продает не столько одежду, сколько целую философию, — что-нибудь из этого вам наверняка в итоге захочется забрать с собой, несмотря на иногда кусающиеся цены. Подробнее прочитать об этих марках вы можете в репортажах нашего фешн-блога с Недели моды в Стокгольме.
Посмотреть все марки разом можно в универмаге NK, находящемся в центре города, а можно и просто пройтись по переулкам рядом и зайти в отдельные магазины каждого бренда. Вещи из предыдущих коллекций этих же марок можно найти и в секондах — один из самых крупных, принадлежащий компании Emmaus, находится на улице Линнегатан, как раз ведущей из центра города к месту проведения фестиваля.
Сходить в парк аттракционов Лисеберг
Лисеберг находится недалеко от площади, где расположены Universeum и Музей мировой культуры, и является самым крупным парком развлечений в Северной Европе. На его территории находится 37 аттракционов, в том числе Balder — самая большая на всем континенте американская горка из дерева, включающая спуск под углом 70 градусов. Про остальные 36 лучше расскажет официальный сайт парка.
Прокатиться на колесе обозрения Göteborgshjulet
Göteborgshjulet открылся в прошлом году, колесо поднимает зрителей на высоту 62 метра, показывает весь центр города и не заставляет судорожно вертеть головой по сторонам, потому что за один сеанс делает целых пять кругов. В рамках промокампании Göteborgshjulet администрация города задействовала самую известную шведскую металл-команду In Flames, которая исполнила одну из своих песен прямо в кабинках чертового колеса.
Этим, конечно, набор интересных мест не ограничивается, а знатоки могли заметить, что в гиде не хватает парка Слотскоген — тут все просто: на его территории как раз и проходит фестиваль, так что о нем подробно будет в следующем обзоре. Но концертами в парке музыкальная программа не ограничена и помимо двух дней в Слотскоген (собственно, Way Out West) есть еще Stay Out West — специальная программа ночных концертов, в течение трех ночей проходящих по всему городу с бесплатным входом по фестивальным браслетам.
Концерты Stay Out West — 2011
Программа Stay Out West включает несколько десятков концертов на дюжине разного размера площадок по всему городу. С этим связана одна большая проблема: даже рассеянные по всему городу тридцать тысяч посетителей фестиваля не могут уместиться во все клубы. На концерты стоит приходить сильно заранее — за несколько часов до их начала, потому что уже за полчаса входная квота закрывается и больше внутрь никто попасть не может. Это, конечно, весьма печальный фактор: за одну ночь в городе могут играть в разных местах Джеймс Блейк, Warpaint и Ghostpoet, и теоретически возможно ездить между клубами и успеть посмотреть их всех, но фактически получается, что приходится оседать только в одном клубе без права выхода — точнее, выйти-то можно, но чтобы зайти обратно, придется встать в конец очереди и стоять там до утра. Поэтому я две из трех ночей Stay Out West провел в клубе Trädgårn, где проходили концерты Warpaint, WU LYF, The Radio Dept., Puro Instinct, Planningtorock и Masquer.
Trädgårn — чуть ли не идеальная концертная площадка, которую в течение года оккупируют в основном металлисты: тут проходят концерты Cradle of Filth и прочих приезжих больших имен жанра. Причем по внешнему виду клуба об этом никак не скажешь — он больше похож на увеличенную в несколько раз «Стрелку» с продуманным минималистичным дизайном, двумя концертными залами и задним двориком, открывающим живописный вид на закрытый по ночам парк. Единственное, что намекает на сугубо прикладное музыкально-концертное назначение клуба, — это меню, которое включает только хот-дог и гамбургер вместе с незамысловатым набором напитков и коктейлей.
Первый день: Masquer, The Radio Dept., Puro Instinct, Warpaint
Начали первый вечер Masquer — новички из Стокгольма с шумным электропопом. У них пока вышел только один сингл «Happiness», который можно бесплатно скачать на официальном сайте, но они уже дружат с именитым электронщиком The Field и готовят к выпуску дебютный альбом, который сразу попадет на полки большой сети Rough Trade. В общем, типичные «подающие надежды» — вроде живое выступление должно было показать, насколько эти надежды оправданы, но понять что-то так и не получилось. Masquer исполняли плотный и мрачный синтипоп, девушка пела, играла на синтезаторе и артистично жестикулировала, угрюмый бородатый гитарист угрюмо уткнулся бородой в грудную клетку и перебирал струны, стараясь если не под землю провалиться, то хотя бы внимание к себе не привлекать. Про песни с ходу тоже ничего не понятно — та же «Happiness» в записи звучит богато и с намеком на уникальный почерк, а на концерте терялась среди десятка таких же композиций. Остается только надеяться, что в рамках альбома Masquer оказались изобретательней, осенью обязательно это проверим.
Следующей выступала местная группа The Radio Dept. В начале нулевых журнал NME ставил их в ряды «возрождающих шугейз», а они взяли и записали в 2006-м альбом «Pet Grief» с тихим и уютным инди-попом. Такими остались и по сей день: очень домашними, спокойными, совсем непретенциозными. Сегодняшние The Radio Dept. — типичный пример культовой группы в изначальном значении этих слов: то есть группы, которая привнесла в музыку что-то новое, но популяризацию своих идей оставила наследникам, а сама продолжила работать для небольшой аудитории. Radio Dept. фактически изобрели то звучание, которое сегодня развивает множество как гетеборгских (jj, Boat Club), так и мировых групп (включая, например, Washed Out) — такое уютно-бренчащее скромное счастье, которое сочится из каждой песни. Они могли бы попробовать обогатить и облагородить этот звук, донести его до стадионов и до миллионных тиражей, а вместо этого играют скромный клубный концерт — и правильно делают. Я видел The Radio Dept. три раза, первый был в 2006-м в московском «Апельсине», их тогда у нас совсем еще не знали, на концерт пришли всего сто человек и получилась тихая, почти домашняя вечеринка. Потом на прошлогоднем Way Out West их в честь выхода нового альбома «Clinging to a Scheme» поставили в основной лайнап фестиваля. Людей было достаточно, но музыка вся терялась в большом открытом пространстве парка, им там явно было не место. Ну а на этот раз все было как надо: мир, блажь, спокойствие; дай этим ребятам закрытое помещение средних размеров, и они смогут каждого в нем заставить чувствовать себя как дома. Играли они в основном материал с «Clinging to a Scheme», а завершили пронзительной лирично-мечтательной связкой из «Keep On Boys» и «Never Follow Suit». За то им и спасибо.
В соседнем зале между тем уже начался концерт американок Puro Instinct. Это подельницы гуру гипнагоджика Ариэля Пинка с соответствующим набором приемов: ностальгия непонятно по чему, кассетная запись, песни будто из отдаленных десятилетий. Только Пинк придумал, каким образом переносить эти впечатления во время живых выступлений — собрал психодел-рок-команду, как из шестидесятых, а Puro Instinct просто выходят и играют свои песни, словно это обычный инди-поп, и никак не стараются воссоздать те ощущения, которых им удается достичь студийными методами. Поэтому публика на их концерте делится на две части: тех, кому сами песни нравятся несмотря ни на что, и тех, кто любит Puro Instinct за необычный звук. Понятно, что первые в итоге остаются довольны, а вторые нет.
Завершили программу первого дня Warpaint, американский девичий рок-квартет, который нечестным путем пытается завоевать звание лучшей группы в мире. Нечестно, потому что это все запрещенные приемы: четыре прекрасные девушки, отсылки к девяностым, плотно обволакивающая психоделика и слезовыжимательные акустические номера; лучшие — потому что девушки по-настоящему прекрасны, отсылки к девяностым совсем неочевидны и песни сочиняются под влиянием не конкретных имен, а собираются из элементов ранее несовместимых. Будто риффы из самых грузных треков Tool с альбома «Aenima» совмещаются с грувом самых истеричных номеров с «OK Computer» и настроением самых мрачных песен Portishead; и все это замешивается с психоделическим грувом ранних Mercury Rev. Живьем Warpaint оказываются даже лучше, чем в записи: если на альбоме они еще пытаются очаровать сладким пением, типичным для поющих симпатяжек, то вживую им достаточно умилять публику одним своим внешним видом, а весь инструментарий направлен на создание плотно обволакивающей стены звука. Warpaint создают не звук, а воспоминание о звуке из яркого цветного сна, так колыбельные звучат в головах уже засыпающих детей. Сами девушки стоят почти в темноте и в клубах дыма, что только усиливает ощущение неприсутствия — гипнотический эффект при этом такой силы, что многие слушатели начинают отрубаться или входить в транс, весь концерт в сознании проходит в такой же дымке, которая обволакивает сцену. И конец концерта тоже больше всего походит на пробуждение — а? что? Ну ладно, я домой.
Второй день: WU LYF и Planningtorock
Ради WU LYF пришлось сбежать со второй половины концерта Принса на главной фестивальной площадке, но жалеть об этом не пришлось. WU LYF отыграли все песни со своего дебюта «Go Tell Fire to the Mountain», звучало все почти так же, как в записи, но подкупала подача. Сложно поверить, что когда-то эти люди играли в модную игру с анонимностью и пытались напустить в глаза какой-то мистический туман — они и без того весьма харизматичные и артистичные ребята. Басист самозабвенно выл и разыгрывал персонажа то ли из «Планеты обезьян», то ли из «Безумного Макса» — озверевшего и отмороженного дикаря. Вокалист Эллери Робертс играл на электрооргане, артистично дергался и представал в образе хулигана из фильма о старшеклассниках шестидесятых, а между песнями гнал пургу и безобидно подшучивал над слушателями; например, в какой-то момент закричал «Put your hands in the air!» — и весь зал радостно поднял руки, тогда он дополнил «Put your hands in the air if you don’t really care!» — и зал немного засмущался, а некоторые даже стали неуверенно руки опускать, и тогда Эллери с интонацией видавшего виды техасского шерифа пояснил цитатой из Канье Уэста: «Сause it's like that sometimes, this shit's ridiculous, life can be sometimes ridiculous». Понятно стало, почему именно WU LYF звучали в фойе Музея мировой культуры — являясь студентами арт-колледжа, они и сами устраивают наполовину концерт, а наполовину перформанс. По части перформанса проходили их наигранные образы и исковерканные голоса, зато все остальное — честный рок во имя любви и стопроцентная выкладка на сцене.
Следом играли Planningtorock, проект артистки Жанин Ронстон. Ее первый альбом вышел еще в 2006-м, и на нем был мрачный фолк, но позже она взяла к себе в группу электронщика и саксофонистку и заиграла причудливую индитронику. Недавно на DFA вышел их второй альбом «W», и на концерте Planningtorock исполняли исключительно материал с этой пластинки, который многим напоминает о The Knife или Fever Ray. Слева стоял лэптоп-электронщик и возился с кучей контроллеров, справа — саксофонистка, по центру — Жанин, вокруг — туман. Как и Warpaint днем ранее, Planningtorock старались загипнотизировать слушателей и ввергнуть в транс, но не психоделическими гитарными проигрышами, а монотонным, но изобретательным битом, мечтательным воем саксофона и мантроподобным пением Жанин. Как и у Warpaint, у них это получалось, стоило подойти к сцене — отойти становилось довольно сложно, Ронстон окучивала зрителей словно Каа бандерлогов, а во время «Going Wrong» зал клуба и вовсе стал походить на место проведения какого-то обряда черной магии. Мэджик пипл, вуду пипл.
На этом программа Stay Out West была закончена. В следующем репортаже: о самом Way Out West, парке Слотскоген, где он проходит, и о концертах The Hives, Сантиголд, iamamiwhoami, Робин, Принса, MF Doom, Джейми Вуна, Виза Калифы, Pulp и, конечно же, Канье Уэста.
Читайте также
|
|
|
Видео: Первый публичный концерт iamamiwhoami на фестивале Way Out West |
Комментарии
Подписаться