Лабиринт страстей: Мир Педро Альмодовара
К выходу нового фильма испанского режиссера Look At Me вспоминает неотъемлемые атрибуты его творчества
На этой неделе в российский прокат вышел новый фильм Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу». Мировая пресса почти в один голос сообщает, что с этой картиной режиссер наконец вернулся в лучшую форму (хотя отдельные скептические мнения на этот счет тоже звучат). Но даже несмотря на неизбежные провалы в фильмографии, Альмодовар всегда оставался режиссером с одним из самых узнаваемых и своеобразных почерков в современном кино, независимо от жанра, за который он берется — будь то мелодрама, комедия или триллер. Чтобы понять, в чем именно заключается фирменный стиль автора, Look At Me решил разобрать вселенную его эксцентричных и сложносочиненных фильмов на несколько составных, но неизменных частей.
Женщины
Одного взгляда на названия и постеры фильмов Альмодовара достаточно, чтобы понять: у знаменитого испанца настоящий пунктик на женской судьбе. При этом режиссера не раз обвиняли в женоненавистничестве. Слабый пол в его мире, конечно же, сильный — на долю главных и второстепенных героинь постоянно выпадают жуткие испытания и трагедии, из которых они неизменно выбираются не без потерь и психологических травм, но горделиво оправив юбку и попирая вселенную каблуками. Причину такого восхищения женщинами стоит искать, не отправив режиссера на кушетку к психоаналитику, а всего лишь заглянув в учебник истории. Альмодовар начал снимать свои первые короткометражки в середине семидесятых, когда пал режим Франко — а вместе с ним и пуританская мораль, державшая женщин на кухне и в скромности. Вместе с феминами на свободу вырвались и подпольные кинематографисты, а результат можно наблюдать даже в заголовках первых киноопытов начинающего режиссера: «Две шлюхи, или Любовная история, заканчивающаяся свадьбой», «Sex Comes and Goes» и «Fuck Me, Fuck Me, Fuck Me Tim». Ну и, разумеется, как признавался сам дон Педро, «из женщин выходят более эффектные драматические персонажи, потому что у них богатый эмоциональный диапазон».
Семейные тайны
Ни один фильм Альмодовара невозможно пересказать так, чтобы это не звучало как безумная, запутанная, стодвадцатисерийная мыльная опера: по ходу сюжета обязательно обнаруживаются какие-нибудь потерянные дети, внебрачные связи, страшные призраки прошлого и неизменный сногсшибательный сюрприз или откровение. С одной стороны, это неизбежные законы жанра мелодрамы, особенно темпераментной испанской — тут никак не обойтись без заламывания рук и невероятных интриг. С другой стороны, нельзя не заподозрить автора в разоблачении традиционного института семьи и брака, в шкафу которого непременно должны прятаться пара скелетов. И, в конце концов, многие согласятся, что экранизировать такие сценарии несколько увлекательнее, чем производственные драмы из жизни шахтеров.
Трансформации
Герои испанского гения неоднократно проделывали разнообразные фокусы со своим телом — от безобидного переодевания до куда более радикальных методов. Вся эта травестия вроде бы идет рука об руку с гомосексуальной эстетикой и размыванием гендерных различий, без которых Альмодовар был бы не Альмодовар. Не говоря уже об игривых сюжетах про то, что даже с первичными половыми признаками, которые, казалось бы, вырастают раз и навсегда, порой может выйти некоторая путаница. Но под париками и накладной грудью его персонажей скрывается куда более драматичная мысль: если ты сможешь изменить тело, то, может, в какой-то степени получится изменить и судьбу.
Католицизм
С прелестями религиозного воспитания режиссер знаком не понаслышке: в детстве родители отправили его в католический пансион в надежде, что из мальчика вырастет хороший священник. Вместо этого Альмодовар вышел на свободу законченным атеистом и не упускает случая пнуть церковь в фильмах и на словах. В одном из недавних интервью он, в частности, посоветовал Папе Римскому высунуть нос из Ватикана и убедиться, что образ современной ячейки общества весьма далеко ушел от церковного взгляда на вещи: «В моих фильмах семья — это круг людей, по-настоящему заботящихся друг о друге, неважно кто они: разведенная пара, транссексуалы или больная СПИДом монахиня». Ну и, разумеется, Альмодовар не мог не высказаться на тему дурной репутации католических школ, настоятели которых, по слухам, питают слабость к юным послушникам в кружевных воротничках.
Костюмерная
Фильмы Альмодовара обычно наряжены, как трансвестит на первое свидание: из-за очевидной слабости режиссера к китчу и фетишу при мысли о его кинематографе в голову первым делом лезут пух и перья, стразы, высокие каблуки, угрожающие декольте и красная помада. На самом деле это не совсем так — хотя все его творчество, конечно, в высшей степени декоративно, избыточно и цветасто. Но, к счастью, представления режиссера о прекрасном разделяют не только салоны одежды с сомнительной клиентурой, но и ряд первых лиц высокой моды: персонажей Альмодовара в разное время одевали Жан-Поль Готье, Карл Лагерфельд и Джанни Версаче, а в «Коже, в которой я живу» фигурирует платье Dolce & Gabbana. Надо сказать, что не только Альмодовар признает заслуги видных кутюрье, но и наоборот. В прошлогодней съемке Harper's Bazaar, посвященной моде Альмодовара, целая плеяда дизайнеров разыграла сцены из его фильмов — включая тех же Лагерфельда с Готье (в образе монашки), а также Соню Рикель и Анджелу Миссони.
Стилизации
При всей неповторимости стиля Альмодовар никогда не скрывал, что ноги его фильмов растут из творчества его великих предшественников. В первую очередь из элегантных и любимых всеми геями мелодрам пятидесятых Дугласа Сирка (под которые Тодд Хейнс стилизовал свой «Вдали от рая») и безупречных по стилю и напряжению фильмов Хичкока (в особой любви Альмодовар расписывался его «Головокружению», в котором тоже очень важен мотив переодевания). Без влияния американского андеграунда тоже не обошлось: трансвеститы, фрики и прочие неблагонадежные и вызывающие элементы появились в его фильмах благодаря дорожке, протоптанной в этом направлении андеграундным нью-йоркским режиссером Джеком Смитом и его более известными коллегами — Энди Уорхолом с Полом Моррисси и королем трэша Джоном Уотерсом. И конечно, этот список подозреваемых был бы неполным без знаменитого киносоотечественника Альмодовара — Луиса Бунюэля. При всей непохожести их фильмов оба автора определенно разделяют схожее чувство юмора, а в «Живой плоти» в одной из сцен по телевизору показывают бунюэлевскую «Попытку преступления» 1955 года. Аналогичный оммаж он позволял себе и в ранние годы — финал «Матадора», где двое влюбленных умирают в объятиях друг друга, позаимствован из голливудской классики Кинга Видора «Дуэль под солнцем».
Соучастники
Несколько постоянных сотрудников режиссера, без которых фильмы Педро Альмодовара не были бы собой.
|
Агустин Альмодовар Младший брат Педро и продюсер практически всех его фильмов. |
|
Хосе Луис Алькайне Оператор, ответственный как минимум за половину красоты в «Коже, в которой я живу», до этого снял с Альмодоваром еще три фильма — «Женщин на грани нервного срыва», «Свяжи меня!» и «Дурное воспитание». |
|
Антонио Бандерас Снимался у Альмодовара до девяностых, в том числе заработав себе звание гей-иконы после «Закона желания», где сыграл своего тезку, влюбленного в кинорежиссера. Потом уехал в Голливуд и Альмодовар долго не понимал, что с ним делать, поскольку у Бандераса сильно изменилась манера игры. В «Коже» вернулся к испанскому режиссеру после двадцати лет; оператор Алькайне признался, что первое время они мучительно пытались избавиться от его американских приемчиков — актер по привычке играл, как в голливудском триллере. Но, к счастью, пришел в себя. |
|
Пенелопа Крус Судя по всему, Пенелопу Голливуд не испортил — она сделала с Альмодоваром четыре фильма: два в девяностых («Живая плоть» и «Все о моей матери») и еще два в двухтысячных («Возвращение» и «Разомкнутые объятия»). |
|
Виктория Абриль Сыграла транссексуала в фильме Висенте Аранды «Перемена пола», после чего сразу попала на эпизодическую роль к Альмодовару в «Законе желания». Следующая роль у режиссера уже была главной, в «Свяжи меня!», после чего сыграла у него лишь дважды — в «Кике» и «Высоких каблуках». |
|
Кармен Маура Играла у Альмодовара на протяжении всех восьмидесятых, начиная с его первого фильма «Пепи, Люси, Бом и другие девушки», а потом после долгого перерыва вернулась к нему в «Возвращении» 2006 года. |
|
Мариса Паредес Исполнила у Альмодовара шесть ролей, начиная с его третьего фильма «Нескромное обаяние порока» — в том числе актрисы Дымки в «Все о моей матери» и служанки Бандераса в «Коже, в которой я живу» (на самом деле ее персонаж здесь не так прост, но это уже спойлер). |
Комментарии
Подписаться