Views Comments Previous Next Search

Цена успеха: Фильмы о финансах

2851645
НаписалОля Страховская4 октября 2011

К выходу «Предела риска» Look At Me вспоминает дюжину фильмов про трейдинг и фьючерсы

Цена успеха: Фильмы о финансах — Интервью на Look At Me

На прошлой неделе в российский прокат вышел «Предел риска» — фильм, сделанный в жанре финансового триллера и посвященный началу экономического краха трехлетней давности. Очевидные плюсы этой затеи — остросюжетную актуальную тему и коллектив артистов оскаровского калибра — несколько компенсирует то, что большую часть фильма люди сидят в дорогом офисе с хорошим видом на Манхэттен и спорят, когда навернется мировая финансовая система, нервно поглядывая на яркие графики. 

В попытке честно подать факты кроется главная проблема любого кинофильма про финансы, когда речь не идет о банковском ограблении. Даже самый невероятный экономический коллапс в экранизации превращается в тыкву: на экране мужчины в костюмах и галстуках будут два часа обсуждать на не слишком понятном языке головокружительное и захватывающее падение курса акций какой-нибудь оклахомской нефтяной компании. А это, надо признать, все-таки не самое увлекательное зрелище. Тем не менее в Голливуде не раз высказывались про крупный бизнес, но чаще используя финансовую сторону дела в качестве фона или подпорки для более занятной сюжетной линии — как правило, общечеловеческой истории про любовь, успех, жадность, предательство или глупость. О том, как люди делают и теряют деньги, снимали не только драмы, но и триллеры с комедиями, а также ничуть не уступающие им документалки. Look At Me решил вспомнить дюжину самых показательных фильмов, чьи герои знают все про ликвидность, котировки, фьючерсы, трейдинг и лизинг.


 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 1.

 


Уолл-стрит / Wall Street

Оливер Стоун, драма, 1987 



Первый художественный фильм с таким заголовком вышел в декабре 1929 года — через месяц после печально знаменитого «черного четверга», когда обвалился американский биржевой рынок, дав официальный старт Великой депрессии. Но в киноленте студии Universal герои об этом еще не знали: финансовые козни рушили здесь жизни отдельных магнатов, а не всей страны, герои еще не стояли в очереди за похлебкой, как в любой документальной кинохронике следующего года.

Почти за шестьдесят лет на главной деловой улице Нью-Йорка ничего особенно не изменилось: в 1987 году Оливер Стоун снял свой знаменитый «Уолл-стрит», где деньги по-прежнему рушили семьи, а капитализм все так же показывал свой звериный оскал. В фильме, к сценарию которого приложил руку Джим Джармуш, амбициозный брокер (Чарли Шин) шел на сделку с совестью и сливал зловещему финансисту (Майкл Дуглас) инсайдерскую информацию о положении дел в авиакомпании, где служит его отец, а взамен ему полагался офис с панорамным видом и длинноногая блондинка. Фильм был задуман как дань памяти отцу режиссера, служившему брокером во время Великой депрессии и однажды сказавшему сыну, что «в Голливуде не делают фильмы о тех, кто по-настоящему трудится». Но по иронии судьбы вся линия с моралью в фильме оказалась провалена из-за блестящего кастинга: вряд ли авторы подозревали, насколько Майклу Дугласу идут демонические роли и как обаятельно в его исполнении окажется беспринципное зло — особенно на фоне жалкого карьериста Шина, попытавшегося в финале встать на путь исправления. 

Круг замкнулся в прошлом году, когда Стоун выпустил сиквел «Уолл-стрит: Деньги не спят» все с тем же Дугласом по следам новейшей депрессии — финансового кризиса 2008 года. Герой Дугласа Гордон Гекко отсидел за свои махинации, но не утратил деловой хватки и прежних принципов — и пускает их в ход по инициативе жениха дочери (которая, по-видимому, не учится на ошибках отца и встречается с брокером). К восторгу всех выпускников бизнес-школ и социологов, знаменитый монолог Гекко про жадность присутствует почти в той же форме, что и двадцать лет назад.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 2.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 3.

 


Американский психопат 

Мэри Херрон, триллер, 2001



Экранизация главного романа Брета Истона Эллиса о том, что ежедневные бизнес-ланчи и наблюдение за котировками грозят потерей не только денег и совести, но и рассудка. Текст, который превратил Эллиса из слишком умного и желчного преппи в одного из главных американских писателей девяностых, можно одновременно читать как триллер и как острую критику вырождающегося общества потребления, а имя главного героя Патрика Бэйтмана стало не менее нарицательным, чем Гордон Гекко.

Мы не особенно в курсе, чем занимается на работе выпускник Гарварда и сотрудник инвестиционного банка Бэйтман, зато слишком много знаем о том, к чему это может привести. Десятки страниц посвящены монотонному выбору галстука и трусов, а описание утренних косметических процедур героя можно публиковать отдельным приложением к GQ. Как выясняется, груминг, любовь к Филу Коллинзу и ужасы корпоративного лайфстайла вроде идеальной визитки коллеги рано или поздно способны довести любого до ручки от топора. Впрочем, Мэри Херрон экранизировала историю серийного убийцы с Уолл-стрит в куда более юмористическом ключе, чем это предполагалось в оригинале, и в итоге за идиотским самолюбованием и фобиями ее Бэйтмана немного потерялось страшное обобщение про разлом в психике белого воротничка — всего лишь одного из многих в толпе клерков. Зато эпизод с голым Кристианом Бэйлом, бегущим по лестнице с окровавленной бензопилой, навсегда останется в пантеоне лучших смертоубийственных сцен в кино, а американский психопат — одной из лучших ролей актера.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 4.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 5.

 


Гленгарри Глен Росс / Glengarry Glen Ross

Джеймс Фоули, драма, 1992



Чтобы понять, как творятся экономические подвиги и преступления, иногда не обязательно заглядывать на верхушку финансовой пирамиды. В чикагском агентстве по продаже недвижимости Premier Properties объемы денежных сделок помельче, чем на Уолл-стрит, а костюмы героев попроще, но махинации и главный принцип «каждый сам за себя» — ровно те же. Фильм Джеймса Фоули поставлен по пьесе драматурга, актера и режиссера Дэвида Мэмета (за нее он получил Пулитцеровскую премию), которому сценарии всегда удавались лучше, чем режиссура (в списке его сочинений «Почтальон всегда звонит дважды» и «Хвост виляет собакой»).

Кевин Спейси играет начальника затрапезного агентства, Аль Пачино, Эд Харрис и Джек Леммон — его сотрудников, Алек Болдуин — корпоративную свинью из центра, засланную оптимизировать их деятельность. Новые правила гонки за выручкой весьма просты: первый приз — кадиллак, второй — набор ножей. Придешь третьим — будешь уволен.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 6.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 7.



Подручный Хадсакера / Hudsucker Proxy

 Джоэл и Итэн Коэны, комедия, 1994



В 1994 году братья Коэны не без участия признанного автора фильмов ужасов Сэма Рэйми сочинили эксцентричную комедию положений про идиота, который попадает в оборот (с другой стороны, разве у авторов есть другие?). Тим Роббинс играет Норвилла Барнса, наивного выпускника бизнес-школы, которого берут в крупную корпорацию на унизительную должность развозчика корреспонденции с перспективой карьерного роста. 

Эта перспектива не заставляет себя ждать: президент «Хадсакер Индастриз» выпрыгивает из окна прямо на заседании совета директоров, а Норвиллу неожиданно предлагают его место. Разумеется, за всем этим кроется тайная схема по обанкрочиванию компании, но у нового зиц-председателя есть свой бизнес-план, столь же оптимистично-идиотский, как и выражение его лица на протяжении всего фильма. «Подручный Хадсакера» считается не лучшим произведением Коэнов, и в нем уж точно не стоит искать жизнеспособные бизнес-модели — это всего лишь рождественская сказка, в которой история успеха напрямую связана с такой не слишком серьезной вещью как хулахуп.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 8.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 9.

 


Бойлерная / The Boiler Room

Бен Янгер, криминальная драма, 2000 



«Бойлерной», или «топкой», на профессиональном сленге называют брокерскую контору, которая искусственно подогревает на рынке интерес к акциям захудалых или вовсе подставных компаний — разумеется, до тех пор, пока об ее деятельности не узнают спецслужбы. Главный герой (Джованни Рибизи) умудряется устроиться именно в такую, правда до поры до времени об этом не знает — на подозрения его не наводит даже то, что одного из коллег играет Вин Дизель.

Несмотря на это правды жизни в «Бойлерной», пожалуй, больше, чем в любом другом художественном фильме на похожую тему — только полностью разобраться в ней сможет разве что зритель с экономическим образованием; это как раз тот случай, когда криминальную интригу с участием ФБР полностью затмевает специфический лексикон персонажей. Режиссер Бен Янгер, по специальности политолог, решил снять фильм после того, как сходил на собеседование в брокерскую фирму, а для дополнительной правдоподобности использовал в сценарии жизненный опыт Джордана Белфорта — миллионера, который сделал состояние на подобных нелегальных сделках, отсидел за это два года, а также купил (и утопил) яхту «Надин», принадлежавшую до него Коко Шанель. Правда, в последнее время Белфорт промышляет честным трудом — ездит с лекциями и пишет мемуары с заголовками вроде «Волчья жизнь на Уолл-стрит», которые в скором времени собирается экранизировать Мартин Скорсезе с ДиКаприо в главной роли.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 10.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 11.

 


Секрет моего успеха / The Secret of My Success

Херберт Росс, комедия, 1987



Комедия со звездой «Назад в будущее» Майклом Джеем Фоксом, снятая в разгар бума яппи, но с абсолютно подрывной для их идеологии мыслью, что эффективно ворочать ценными бумагами могут не только выпускники Лиги плюща. Герой Фокса окончил университет в Канзасе и переехал в Нью-Йорк трудиться финансистом, но оказался у разбитого корыта: к моменту приезда компанию уже расформировали вместе с его рабочим местом. Так что первым его деловым предложением становится обращение к полчищам тараканов в съемной берлоге: «Ребята, давайте договоримся: вы не мешаете мне, а я — вам».

История про смышленого парня, которого начальство распределило сортировать почту, отчасти перекликается с «Подручным Хадсакера» Коэнов, только на высокую должность он попадает в результате собственных, а не чужих махинаций. Узнав, что в офисе пустует один кабинет, а бизнес идет так себе, герой Фокса быстро туда вселяется, придумав себе новое имя и двойную жизнь, а дела компании вместе с его личной жизнью стремительно начинают идти на лад. Как и любая комедия положений, «Секрет моего успеха» таит в себе массу смехотворных моментов вроде стремительного переодевания в лифте и путаницы с женщинами, но не забывает и о вполне жизненном выводе: для того, чтобы проявить свои подлинные таланты на финансовом рынке, для начала придется немного сжульничать.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 12.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 13.

 


Поменяться местами / Trading Places

 Джон Лэндис, комедия, 1983



Еще одна комедия в том же духе и той же эпохи, снятая режиссером «Братьев Блюз» и «Американского оборотня в Лондоне» Джоном Лэндисом — с Эдди Мерфи и Дэном Экройдом в главных ролях. Владельцы солидной брокерской фирмы братья Дюк из антропологического интереса решают поменять местами лощеного управляющего и чернокожего уличного мошенника, разыграв все как подставу. Не верящий своей удаче Эдди Мерфи начинает ворочать капиталами и прятаться с косяком в туалете, а Дэн Экройд оказывается на улице и начинает дружить с проституткой (Джейми Ли Кертис). 

Прознав о споре мерзких капиталистов, банда из мошенника, проститутки, управляющего и его бывшего дворецкого быстро берет реванш, провернув на рынке феноменальную сделку с акциями компании-производителя замороженного сока. Подобный сюжет с переодеваниями кинематограф и литература эксплуатирует со времен «Принца и нищего», но в этой вызывающе неполиткорректной юморине с рейтингом R авторы добавили к оппозиции бедный-богатый еще и цвет кожи. Забавная деталь: в еще более знаменитой комедии Лэндиса с Мерфи «Поездка в Америку» в одном из эпизодов фигурируют разорившиеся братья Дюк, которым герой Мерфи подает на улице милостыню.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 14.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 15.

 


Аферист / Rogue Trader

Джеймс Дирден, драма, 1999



Драма конца девяностых, задуманная для широкой аудитории, но попавшая в узкую категорию «для тех, кто в теме», и отчасти благодаря этому провалившаяся в прокате — хотя критики снисходительно отметили выразительную игру Эвана Макгрегора. Сын культового английского режиссера Бэзила Дирдена экранизировал актуальную по тем временам историю Нила Лисона, спровоцировавшего коллапс одного из старейших и уважаемых британских банков Barings.

Впрочем, недюжинные способности Лисона к финансовым махинациям и подробности того, как один отдельный трейдер скрывал на секретном счету долг в полтора миллиарда долларов, которые он потерял на бирже, будоражат умы банковских служащих до сих пор. Все то же самое, но из первых рук можно узнать из мемуаров самого Лисона «Как я обанкротил “Бэрингз”» — это тот самый случай, когда книжный бестселлер авторам так и не удалось превратить в столь же успешное кино.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 16.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 17.

 


Мне бы в небо / Up in the Air

Джейсон Райтман, мелодрама, 2009



В тревожной мелодраме про одиночество мужчины средних лет, который всю свою жизнь проводит в авиаперелетах, ограничив свои привязанности чемоданом с парой рубашек и зубной щеткой, формально нет ни банков, ни даже денег в чистом виде — их заменяет миллион бонусных миль, которые герой мечтает рано или поздно заработать. Тем не менее в «Мне бы в небо» прячется высказывание об Америке, пережившей финансовый кризис.

Главный герой работает своего рода киллером для корпораций, чье начальство не хочет марать руки о неприятную процедуру увольнения, которую приходится проводить все чаще и чаще. Так что плохие новости сотрудникам сообщает человек с лицом Джорджа Клуни и с фальшивым набором из сочувствующей улыбки и речи про новые перспективы. А чтобы ни у кого не осталось сомнений в социальной остроте фильма, режиссер Джейсон Райтман сделал интервью с сотней недавно уволенных американцев под видом съемок документалки. В результате в финальный монтаж «Мне бы в небо» вошло около двадцати мини-портретов реальных людей, потерявших работу в результате финансового кризиса.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 18.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 19.

 


Слишком крут для неудачи / Too Big to Fail 

Кертис Хэнсон, теледрама, 2011 



Историю финансового коллапса США адаптировали даже для ТВ — прошлой весной на HBO вышел телефильм по одноименной книге колумниста The New York Times Эндрю Соркина (не путать с Аароном). Хроника событий с марта по октябрь 2008 года, поданная в фирменной энергичной манере телеканала, уложилась в чуть больше чем полтора часа экранного времени — но их вполне хватает, чтобы разобраться в запутанных связях Уолл-стрит с Вашингтоном и действиях крупнейших (а главное реальных) фигур американской финансовой системы.

Отдельно стоит отметить блестящий даже по меркам HBO актерский состав: Уильям Херт играет главу казначейства Генри Полсона, Синтия Никсон — секретаря казначейства, Пол Джаматти — главу Федеральной резервной системы, Джеймс Вудс — председателя совета директоров Lehman Brothers и так далее.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 20.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 21.

 


Внутреннее дело / Inside Job

Чарльз Фергюсон, документальный фильм, 2010



Для того, чтобы составить полное представление об американском финансовом кризисе конца двухтысячных, необязательно читать скучные экономические выкладки — достаточно посмотреть прошлогоднее «Внутреннее дело» политолога, публициста и документалиста Чарльза Фергюсона, который до этого успел исследовать историю IBM и американского вторжения в Ирак. Поделенное на пять глав, «Внутреннее дело» меньше чем за два часа объясняет, как связаны экономические коллапсы Исландии и США, как можно было их избежать, что происходило с американской финансовой системой с конца восьмидесятых и как все это повлияло на жизнь обычных людей.

Из экспертов ситуацию комментируют Джордж Сорос, бывший председатель американского банковского комитета и самый известный политик-гей Барни Франк, закадровый текст читает Мэтт Дэймон, на финальных титрах саркастично звучит песня MGMT «Congratulations». Неудивительно, что все это принесло картине «Оскар» за лучший документальный фильм. 

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 22.

 

Цена успеха: Фильмы о финансах. Изображение № 23.

 


Капитализм: История Любви / Capitalism: A Love Story

Майкл Мур, документальный фильм, 2010



Тем, кому «Внутреннее дело» покажется недостаточно убедительной, стоит обратиться к более агрессивному документалисту Майклу Муру и его последней работе про капитализм и его потрясения, вызванные все тем же недавним финансовым кризисом. Не стоит обольщаться заголовком, в который Мур вложил всю свою желчь. Стоит помнить, что режиссер известен своей непримиримой позицией в отношении глобализации, корпораций, американской системы здравоохранения и прочих язв на теле Америки, не последняя из которых в его (и не только его) глазах — Джордж Буш-младший. 

Фильм начинается с нескольких сцен банковских ограблений, записанных на камеры наблюдения, а дальше режиссер перелопачивает чуть ли не всю историю Америки и задает несколько важных вопросов: почему молодежь идет работать в банки, а не в науку и что было бы, если б Иисус был капиталистом.


Рассказать друзьям
28 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются