Неделю назад на мировые экраны вышла комедия «Маппеты» по мотивам культового детского телешоу Джима Хенсона. В новой полнометражной версии Джейсон Сигел и Эми Адамс пытаются спасти разорившийся театр Маппетов и воссоединяют труппу, которую порядком разбросало по миру: Мисс Пигги служит редактором моды в Vogue, Животное лечится от нервных срывов, медвежонок Фоззи гастролирует с псевдомаппетами The Moopets, а Великий Гонзо сделал состояние на продаже канализационных систем.
Российским зрителям всего этого веселья не увидеть — фильм долго блуждал по прокатной сетке и в итоге выпал из нее окончательно. Это не первый и не последний случай подобного рода — например, год назад Look At Me уже писал об интересных фильмах 2010 года, которые не попали в российский прокат. Случай с «Маппетами» дает повод узнать, что же скрыли от нас прокатчики в 2011-м — как оказалось, тоже немало. В этом году мы не увидели «У меня рак» с Джозефом Гордоном-Левиттом (за который он взял «Актера года» на Голливудском кинофестивале), сандэнсовского победителя «Другая Земля» и успешную инди-комедию с Полом Раддом и Зои Дешанель. Также не выйдут на российские экраны ни байопик Маргарет Тэтчер с Мэрил Стрип, ни каннский хит Паоло Соррентино с Шоном Пенном. Look At Me собрал досье на фильмы, не дошедшие до российских экранов, и попросил Сергея Бондарева, аналитика кинорынка и ведущего сайта о кинобизнесе в России Kinobizon.ru, прокомментировать эти и другие характерные прецеденты.
Маппеты / The Muppets
Режиссер: Джеймс Бобин
В ролях: Эмили Блант, Эми Адамс, Зак Галифианакис, Джейсон Сигел, Джек Блэк, Билли Кристал, Дэнни Трехо, Кэти Перри, Рики Джервэйс
Бюджет: 45 млн $ Кассовые сборы: 43,6 млн $
Вышел: Новая Зеландия, Австралия, Эстония, Чехия, Германия, Гонконг, Турция, Португалия, Италия, Испания, Голландия, Дания, Швеция, Великобритания, Франция
Как фанату Джима Хенсона мне нелегко было принять, почему релиз "Маппетов" у нас сначала отложился, а потом и вовсе ушел из плана релизов. Внешне для России "Маппеты" — действительно проблемный бренд, как и комиксы про Тинтина или "Смурфики". Основная его ключевая проблема — в аудитории, которая в России, по-моему, сильно разнится с американской. В Штатах его зрителями стали семьи с продвинутыми родителями, выросшими на «Маппет-шоу», и детьми от семи лет, а также девушки-парни от двадцати и выше, для которых "Маппет-шоу" является частью бэкграунда, а Джейсон Сигел с Эми Адамс — звезды. У нас он мог бы точно соблазнить одних хипстеров на поход в кино: гарантированная (а это важно для понимания рисков) семейная аудитория у него практически отсутствует. Я не сомневаюсь, что студия делала замеры аудитории в России, и уверен, что они были отрицательными: "Маппет-шоу" горячо любим и уважаем как бренд всеми, кому за тридцать, но для этой аудитории достаточно выпустить 150–200 копий картины, больше — мимо. Существенных денег на этой картине она могла бы не сделать, а работы у дистрибуционной компании в России в этом и следующем году — выше крыши. Думаю, студия Disney решила не рисковать, а русский дистрибьютор ее поддержал: надо же когда-то отдыхать после выпуска "Высоцкого", "Секретной службы Санта-Клауса" и перед "Девушкой с татуировкой дракона", а в январе у фильма банально мало дат, куда он мог бы встать.
Воин / Warrior
Режиссер: Гэвин О'Коннор
В ролях: Том Харди, Джоэл Эдгертон, Ник Нолти, Дженнифер Моррисон, Фрэнк Грилло, Кевин Данн, Сэм Шеридан
Бюджет: 25 млн $ Кассовые сборы: 22 млн $
Вышел: США, Канада, Франция, Эстония, Великобритания, Малайзия, Филиппины, Гонконг, Израиль, Сингапур, Испания, Италия, Португалия, Литва
Фильм был приобретен, как мне известно, компанией "Централ Партнершип" в пакете с другими картинами продавца международных прав Lionsgate. Я видел его в Берлине, и уже тогда было ясно, что к проекту российский прокатчик отнесется настороженно. Да, это замечательное духоподъемное кино о любви-ненависти двух братьев, конфликт которых обостряется в момент, когда им приходится противостоять друг другу на ринге. Но продать его аудитории — невероятно сложная задача, особенно после "Бойца" Дэвида О. Расселла с Кристианом Бэйлом и Уолбергом (26 миллионов рублей на 215 копиях). Когда ближайший фильм-аналог с более крупными звездами, чем Том Харди (звездой в России он станет только после выхода следующего "Темного рыцаря") и Ник Нолти (актеры Warrior), собирает 26 миллионов, его выпуск — в зоне риска. Для "Централ Партнершип", у которой почти каждую неделю выходит по картине, любой проект, шансы которого победить в прокате меньше, чем возможностей не окупить даже расходы на выпуск, автоматически исключается из списка "рекомендовано к прокату". В Штатах он провалился, во всем остальном мире собрал 8,5 миллиона долларов, а это явный признак общей проблемности релиза для всех территорий и, на мой взгляд, маркетинговой слабости. Хотя я мечтал бы посмотреть это кино еще раз на большом экране, вполне себе осознаю, что на фильм с таким key art пришли бы только фанаты WMA.
У меня рак / 50/50
Режиссер: Джонатан Ливайн
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Сет Роген, Анна Кендрик, Брайс Даллас Ховард, Анджелика Хьюстон, Филип Бейкер Холл
Бюджет: 8 млн $ Кассовые сборы: 34,5 млн $
Вышел: США, Канада, Великобритания, Бельгия, Голландия, Португалия, ЮАР, Швеция, Норвегия, Бельгия, Франция, Гонконг, Дания, Япония, Венгрия, Финляндия, Швеция, Италия
Потенциальный релиз этой картины мог бы быть только в формате ограниченного проката (до ста копий), но даже в этом случае риски на его провал были бы выше среднего. Такое кино, как "50/50", могло сработать только в Штатах, где фильм взял по итогу проката, кажется, 34 миллиона долларов — гигантские деньги. У нас с отношением наших зрителей к теме заболевания раком, теме смерти даже в жанре черной комедии — без вариантов, только полный игнор. С ним мог бы поработать какой-нибудь из "молодых" дистрибьюторов — и проиграть с достоинством. Другого не дано. Культура похода на непростое кино среди наших зрителей отсутствует напрочь, а дистрибьюторы на это реагируют очень сильно: никому не хочется выпускать фильм в никуда. Любопытно, что в мире фильм почти нигде толком не стартовал — ни на каких территориях (в смысле, показал очень низкие сборы в первую неделю — прим. LAM). Обидно за него, но факт.
Вышел: США, Великобритания, Исландия, Сингапур, Австралия, Перу, Голландия, Германия, Норвегия, Швеция, Панама, Эстония, Бельгия, Бразилия, Франция, Италия
"Артур" с Расселлом Брэндом даже болтался в релизах какое-то время, после чего вышел сразу на DVD. Насчет этого решения я согласен на все сто: бездарный ремейк замечательного "Артура" с Дадли Муром, роль которого ужасно-преужасно продублировал Расселл Брэнд (по-моему, на транквилизаторах), стоило вообще уничтожить еще на стадии монтажа. В Штатах он провалился, у нас мог бы в самом лучшем случае собрать 40 миллионов рублей на 250–300 копиях, но, полагаю, ни у кого в "Каро" на него попросту "не стоял" — себе дороже.
Убойное Рождество Гарольда и Кумара / A Very Harold & Kumar 3D Christmas
Вышел: Канада, США, Новая Зеландия, Гонконг, Великобритания, Ливан
"Убойное рождество…" в 3D определенно стоило бы выпускать в широкий прокат — экранах на 350–400 (цифровых) с расчетом на бокс-офис в районе 90–100 миллионов рублей. Все-таки топ-менеджеры наших дистрибуционных компаний, при моем громадном к ним уважении, сильно недооценивают молодежную аудиторию и популярность у нее не только Гарольда с Кумаром, но в первую очередь Нила Патрика Харриса, заимевшего миллионы поклонников в России после "Как я встретил вашу маму".
Побеждай! / Win Win
Режиссер: Томас МакКарти
В ролях: Пол Джаматти, Эми Райан, Бобби Каннавале, Джефри Тэмбор, Берт Янг, Мелани Лински
Бюджет: не уточняется Кассовые сборы: 10,8 млн $
Вышел: США, Великобритания, Испания, Чехия, Германия, Сингапур, Турция, Австралия, Франция, Финляндия, Греция, Аргентина, Польша, Голландия, Швеция, Италия
Первый — ограниченный прокат, до двадцати копий, бокс-офис — до 3 миллионов рублей, если не меньше. В мире его выпускал Fox Searchlight, у нас мог бы выпустить "Фокс", который время от времени выпускает релизы Fox Searchlight, если у них есть/обещает быть оскаровский потенциал. У Win Win он, наверное, есть, но скромный: студия выпустила его в марте, а за одиннадцать месяцев до "Оскара" фильмы с потенциалом никто не выпускает. То, что он не вышел в России, — не трагедия и не упущенная прибыль: на Пола Джаматти люди идут у нас неохотно.
Другая Земля / Another Earth
Режиссер: Майк Кехилл
Трейлер
В ролях: Уильям Мапотер, Брит Марлин, Мэтью-Ли Эрлбах, Мегган Леннон, Брюс Колбер, Ана Валле, Джеффри Голденберг
Бюджет: 200 тыс. $ Кассовые сборы: 1,3 млн $
Вышел: США, Франция, Испания, Великобритания, Финляндия, Германия, Норвегия, Польша, Португалия
Another Earth (тоже Fox Searchlight), безусловно, могла бы стать хитом ограниченного проката в России, и полные залы на "Амфесте" об этом сигнализировали. Но ей нужно было бы заниматься, да и октябрьский выпуск фильма на DVD его перспективы несколько сузил. Хотя ближайший аналог — "Меланхолия", но собрать, как фильм Триера, Another Earth никак не смогла бы. Режиссер малоизвестный, в актерах нет мегазвезд, удачно локализовать название очень сложно и так далее.
Железная Леди / The Iron Lady
Режиссер: Филлида Ллойд
В ролях: Мэрил Стрип, Джим Броудбент, Энтони Хэд, Гарри Ллойд, Ричард Э. Грант, Рональд Рейган
Бюджет: 13 млн $
Еще не вышел
Права на "Железную леди" в Россию приобрела малоизвестная (для меня) компания Daro, поговаривали, что ее выпустит "Каскад", но в релизах фильм до сих пор не появился. "Байопик Маргарет Тэтчер" вслух прозвучал бы ужасно для любого дистрибьютора, но добавьте туда Мэрил Стрип, и любой скажет, что это потенциальный блокбастер ограниченного проката. Минимум тридцать копий, минимум 450 тысяч рублей средней наработки с экрана с минимальными затратами (производство копий, PR, интернет, кросс-промо с женскими ресурсами) и очень хорошая ТВ-ликвидность. Может, еще появится ближе к "Оскарам" в наших прокатных планах, но одновременно он появится еще и на торрентах, а это здорово ограничит его шансы. Почему не появился до сих пор — загадка.
Уже после публикации материала стало известно, что «Железная леди» все-таки появится в российском прокате девятого февраля.
Вышел: США, Канада, Великобритания, Франция (на DVD), Швеция (на DVD), Финляндия (на DVD)
На Россию фильм можно было купить довольно дешево. Проблем с ним было несколько. Вскоре после премьеры в Берлине он начал продаваться через iTunes и тут же попал в торренты, благодаря которым его посмотрели все продвинутые зрители. Ну и выпускать его в кино стало бы не самым благодарным занятием: широкий прокат у него не получился бы удачным (да и вообще бы не состоялся) по причине зашкаливающей экранной жестокости и отсутствия внешних признаков коммерческого кино, а морального удовлетворения он не принес ни одному из дистрибьюторов страны. Ну и Рутгер Хауэр как единственная звезда проекта — не гарант бокса.
Мой придурочный брат / Our Idiot Brother
Режиссер: Джесси Перетц
В ролях: Пол Радд, Элизабет Бэнкс, Ник Салливан, Зои Дешанель, Эмили Мортимер
Бюджет: 5 млн $ Кассовые сборы: 24,8 млн $
Вышел: США, Швеция, Израиль, Греция, Португалия
У этой инди-комедии все могло бы сложиться более-менее хорошо в России, если бы продавец международных прав не пожадничал: на нашу страну права стоили дорого. Максимум ее можно было бы выпустить на 125 экранах, не рассчитывая на ахти какой бокс-офис, хотя безрисковым прокатом стал бы релиз копиях на 35 с одновременной премьерой где-нибудь в онлайн-кинотеатрах. Свою стоимость прав на Россию фильм бы точно тогда окупил. Сейчас без вариантов при любом раскладе: фильм уже на торрентах.
Где бы ты ни был / This Must Be the Place
Режиссер: Паоло Соррентино
В ролях: Шон Пенн, Фрэнсис МакДорманд, Джадд Херш, Ив Хьюсон, Керри Кондон, Гарри Дин Стэнтон, Джойс Ван Пэттен, Дэвид Бирн
Бюджет: 25 млн € Кассовые сборы: 6 млн €в Италии
Вышел: Италия Выходит: США, Австралия, Польша, Великобритания, Испания, Швеция, Бельгия, Голландия
Еще одна жертва непомерной жадности дистрибьюторов мировых прав (Pathe): его продавали за такие большие деньги (более 200 тысяч евро), что в самом оптимистичном варианте реализации всех прав фильм не окупил бы затрат на покупку. Шон Пенн в образе глэм-рокера восьмидесятых, который отправляется на поиски убийцы своего отца по Америке, тянет экранов на пятнадцать максимум.
Комментарии
Подписаться