13 историй про легендарные логотипы
Как появились на свет логотипы Mac, Mercedes, Levi's, I Love NY, Супермена и Hard Rock Cafe
Look At Me продолжает рассказывать о хороших логотипах, одной из вершин навыка графдизайнера. В этот раз мы показываем тринадцать известных знаков и рассказываем связанные с ними забавные или интересные истории.
Penguin BooksГод создания — 1935Автор — Эдвард ЯнгШрифт — Gill Sans |
|
|
Penguin Books стала известна как первая компания, поставившая в бизнесе на дешевые, но качественно сделанные книги в бумажных обложках. Автором ее логотипа, как и основного дизайн-макета для книг, стал молодой работник компании по имени Эдвард Янг.
В марте 1936 года, через десять месяцев после запуска компании, был продан первый миллион книг с пингвином на обложке. А дизайн-макет Penguin Books сегодня преподают во всех графических учебных заведениях мира. Янгу, когда он рисовал свою знаменитую антарктическую птицу, был двадцать один год.
AppleГод создания — 1976Дизайнер — Роб Янов |
|
Нынешний знак Apple не имеет ничего общего с самым первым логотипом компании. Ее символом изначально был Исаак Ньютон, сидящий под деревом, на котором в ореоле света как раз и висело яблоко.
Автор того самого, известного сегодня всем надкушенного яблочка — дизайнер Роб Янов из Regis McKenna. Когда будущему создателю iPhone объяснили, что гравюра с Ньютоном несколько нетехнологична, Apple обратились в это рекламное агентство с просьбой придумать новый знак. По требованию Джобса, сразу после первой встречи Янов начал работать над внедрением образа яблока в знак. Сам он признает, что извел не один килограм яблок, прежде чем пришел к удовлетворительному результату.
Важна в знаке его форма, продиктованная архитектурным принципом золотого сечения. Она не менялась с 1976 года, даже когда в 1998 году было решено сделать яблоко одноцветным, а в нулевых — придать ему объем. Дизайнер Янов, к слову, не получил за работу ни цента.
Логотип города МельбурнаГод создания — 2009Автор — студия Landor |
|
Логотип Мельбурна, представленный общественности в 2009 году, сразу обратил на город пристальное внимание: дизайнеры всего мира признавались в блогах, что никогда не бывали в Мельбурне, а надо бы.
Рассыпающаяся на осколки буква «М» породила не только огромное количество подражателей в современной айдентике, но и целый тренд в дизайне логотипов. Моде на территориальный брендинг (выражающийся, в частности, в недавних предложениях сделать логотип для Сибири) мы тоже обязаны именно этой работе.
Созданием знака и всей системы идентификации занимался сиднейский офис компании Landor. За всю работу фирма получила около двухсот тысяч долларов (цифра, не сравнимая с суммами, которые называют, скажем, в связи с логотипом лондонской Олимпиады) и обеспечила себе этой работой целый пул хороших клиентов.
Логотип лондонской Олимпиады — 2012Год создания — 2006Автор — студия Wolff Olins |
|
Когда этот логотип появился, дизайнеры признавались, что их уволили бы за подобную работу и шутили об эпилептических припадках в Англии от яркого и хаотичного лого, да и вообще со всех сторон раздавался гомерический хохот.
Студия Wolff Olins, помимо прочего придумавшая полоски для «Билайн», белое яйцо для МТС и собачку для «Евросети», мало что обычно отвечает своим критикам. В словаре студии, вероятно, отсутствует слово «компромисс», при этом её деятельности сопутствует почти постоянный коммерческий успех; единственной из всплывающих в памяти крупных неудач можно назвать попытку сменить знаменитый знак I ♥ NY. К логотипу лондонской Олимпиады все тоже постепенно привыкли, но правительство Ирана разглядело в нем слово Zion вместо цифр 2012. Здесь стоит вспомнить, что иранцы читают не слева направо, а сверху вниз. Ошибку дизайнеров, которые не учли, что аудитория у знака будет не только англоязычная, удалось замять. Но сама ситуация вызвала в профессиональной среде интересные размышления о судьбе визуальной многозначности в мире, где люди могут не ограничиться в ее сторону пошлыми шутками, а всерьез обидеться.
Коммерческий банк КувейтаГод создания — 1979Дизайнер — Алан ФлетчерАнглийский шрифт Futura — Пол Реннер, арабский шрифт — Ахмед Мустафа |
|
Чем эта конкретная звездочка так интересна? Для начала тем, что это не звёздочка, а название банка, написанное стилизованным куфическим шрифтом. В конце семидесятых годов Коммерческий банк Кувейта решил выйти на международный рынок, и ему потребовался яркий знак, одинаково понятный и западному человеку, и восточному.
Многие не знают, но этот логотип был создан в агентстве Pentagram. Кроме того, его автором является один из самых заслуженных мастеров графического дизайна Алан Флетчер. Дизайн знака для ближневосточного клиента стал для него серьезным испытанием. Помимо того, что дизайнеру требовалось нарисовать логотип одновременно в трех системах письма с разным направлением чтения, по словам Флетчера, кувейтцы работают примерно по десять минут в день, и назначение каждой встречи откладывалось неделями. Семичасовые перелеты, во время которых все пассажиры рейса вдруг могли начать одновременно молиться, тоже впечатлили Флетчера. Как бы там ни было, логотип Коммерческого банка Кувейта стал одним из самых известных мировых примеров логостроения.
I ❤ NYГод создания — 1973Дизайнер — Мильтон ГлейзерШрифт — American Typewriter
|
|
Логотип I ♥ NY изначально не имел к городу Нью-Йорку никакого отношения. Он был создан дизайнером Глейзером для американского министерства торговли как часть вполне рядовой рекламной кампании туризма в штате Нью-Йорк. Кампания должна была продлиться пару месяцев, и дизайнер не попросил за знак ни копейки. Как бы там ни было, логотип быстро стал поп-культурным символом, неоднократно копировался и пародировался, оригинальный набросок знака хранится в MOMA, а когда в середине 2000-х для города Нью-Йорка было решено заказать новую айдентику у студии Wolff Olins, народ взбунтовался. Ограничились легким (и на редкость отвратительным) рестайлингом знака от агентства Saatchi & Saatchi.
Вряд ли Мильтон Глейзер когда-нибудь жалел о том, что не попросил платы за I ♥ NY, но штат Нью-Йорк за прошедшие годы заработал гигантское количество денег на одних только разрешениях по использованию логотипа. Юристы штата чутко следят за соблюдением права собственности на знак и к настоящему моменту подали больше трех тысяч судебных исков.
American AirlinesГод создания — 1967Дизайнер — Массимо ВиньеллиШрифт — Helvetica
|
|
Логотип, нарисованный дизайнером Виньелли в конце шестидесятых, интересен сразу тремя вещами. Во-первых, это чуть не первый случай написания двусоставного названия компании в одно слово. Позже вдохновлены этим ходом были логотипы American Apparel и многие другие. Во-вторых, это одно из первых использований шрифта Helvetica в знаке для такой масштабной компании. Именно Виньелли был одним из тех дизайнеров, что привезли этот шрифт в США и обеспечили ему мировую славу. В-третьих, логотип используется компанией «Американские авиалинии» до сих пор, и, помимо перевода его в цифровой формат, вообще никак не менялся с 1967 года.
SupermanГод создания — 1938Авторы — Джерри Сигель и Джо ШустерШрифт — Helvetica
|
|
Придуманный Сигелем и Шустером знак Супермена изначально должен был отображать нечто среднее между полицейским значком и бриллиантом. Первый символизировал для создателей стремление героя всех защищать, второй — несокрушимость. Эти образы, вместе с буквой S («Стоп преступности», «Спасать людей» и тому подобные лозунги), составили яркий знак, который, несмотря на многочисленные стилистические изменения, дошел до нас практически в первозданном виде. Исторический факт: знак Superman был первым, появившимся на футболке. Можно сказать, что именно он задал моду помещать на майки супергеройские значки. Только за это его создателям можно сказать спасибо.
ShellГод создания — 1971Авторы — Рэймонд Лоуи |
|
Само по себе слово Shell ассоциируется с англо-голландской нефтяной компанией уже больше века. Но логотип с иконической раковиной, которую все знают сегодня, нарисовал дизайнер Рэймонд Лоуи в 1971 году.
Изображенная на нем красно-желтая ракушка — оболочка моллюска, играющего важную роль в цикле производства нефти. На логотипе она находится с 1900 года, но только благодаря лаконичному знаку Лоуи стала таким явным символом компании, что в девяностых годах руководство даже убрало из логотипа само слово Shell.
Этот знак, не став культурной иконой подобно многим другим известным логотипам, остается, однако, важной составляющей современного графического дизайна, вдохновившей многие известные работы.
Hard Rock CaféГод создания — 1971Авторы — Алан Олдридж |
|
Сеть Hard Rock Cafe, выросшая из небольшого ресторанчика, хозяева которого вешали на стены различные рок-меморабилии, имеет сегодня сразу несколько логотипов для разных видов бизнеса. Но все они являются вариантами нарисованного в 1971 году знака — надписи поверх круга. Этот рисунок создал художник Алан Олдридж, знаменитый своими иллюстрациями для обложек альбомов The Beatles, The Rolling Stones и Элтона Джона.
Благодаря психоделической манере рисования Олдридж считается сегодня чуть не главным иллюстратором шестидесятых, а его вовлеченность в создание всех главных произведений классического рока делает логотип Hard Rock Cafe тоже в каком-то смысле меморабилией.
MercedesГод создания — 1925Авторы — Готтлиб Даймлер |
|
Знак автомобильного концерна Mercedes-Benz — без преувеличения один из самых узнаваемых в мире. Интересно, что этот знак составлен сразу из двух — трехконечной звезды Daimler и лаврового венка Benz. На протяжении почти пятнадцати лет эти знаки существовали по отдельности, представляя автомобили конкурирующих компаний. Оба знака были круглыми; у Daimler трехконечная звезда располагалась в центре круга, название шло по внешней стороне; у Benz по внешней стороне окружности лежала лавровая ветвь, а название автомобиля было написано в центре. Когда в 1925 году компании объединились, было решено совместить оба символа самыми выгодными их составляющими.
Добавить здесь следует только, что звезда была нарисована самим Готтлибом Даймлером, чтобы символически отобразить пригодность его моторов к работе сразу в воздухе, на земле и в воде.
Levi'sГод создания — 1973Автор неизвестен |
|
Использовать знак с двумя лошадьми, пытающимися разорвать их джинсы, компания Levi Strauss & Co начала вовсе не в 1873-м. На момент, когда Леви Страус и портной Дэвид Якобс сшили первые джинсы, товарный знак им был не очень нужен — других подобных штанов в мире не было. Знак появился в 1886 году, когда о существовании такой вещи как джинсы стало известно более-менее широко. Знаменитый красный ярлычок и вовсе возник в 1936-м как способ идентификации продукции Levi's на расстоянии и средство борьбы с подделками.
Все версии логотипа Levi's были выполнены внутри самой компании, поэтому нет никакой возможности назвать дизайнера или шрифт. Последний — по той причине, что такого шрифта в обиходе просто нет. Кроме того, для всех своих рекламных кампаний Levi's используют дизайны надписей, сделанные арт-директорами из самой Levi's.
ObeyГод создания — 1990Автор — Шепард ФэйриШрифт — Futura Extra Bold Condensed Italic
|
|
Как многие знают, история OBEY началась в 1989 году, когда Шепард Фэйри учился в Род-Айлендской школе дизайна. Знаменитый портрет, смотрящий со знака OBEY — слегка видоизмененный набросок, который Фэйри нарисовал, увидев в газете фотографию французского борца Андре Рене Русоффа. Сам призыв «Повинуйтесь» Фэйри поместил внутрь логотипа, вдохновившись культовым фильмом Джона Карпентера «Чужие среди нас». Два эти элемента, скомбинированные вместе, стали основой глобальной арт-кампании Фэйри как уличного художника. А в 2001 году с появлением бренда OBEY Clothing стали его логотипом.
SwatchАвтор неизвестен |
|
Торговая марка Swatch была создана паникующими производителями швейцарских часов в 1981 году. В то время дешевые азиатские электронные часы пользовались бешеной популярностью у потребителей, и объединение швейцарских банкиров, владевшее всей часовой промышленностью Швейцарии, начало сильно беспокоиться по этому поводу. Само название было придумано Николасом Хайеком. Этот яркий бизнесмен и фанат швейцарских часов убедил владельцев мануфактур не банкротить компании, не выдерживавшие конкуренции с Seiko и другими азиатскими брендами, а объединить их в один конгломерат, который бы представил рынку новый концепт дешевых швейцарских часов.
Многие ошибочно полагают, что логотип Swatch набран шрифтом Swatch It за авторством дизайнера Сэмюэля Парка. На самом деле Сэмюэль создал свой шрифт уже в конце девяностых годов, вдохновившись логотипом.
Комментарии
Подписаться